Чьи волчьи аппетиты затеяли большой рыбный передел?
Общество: 16.04.2019 16:49 Просмотров: 4164 |
Как уже сообщало БК, Госдума приняла скандально известный закон о крабовых аукционах. Благими намерениями перерезана ленточка на пути в неизвестность и с очень вероятными катастрофическими последствиями. Да, и самый главный вопрос: зачем стабильное развитие рыбодобывающей отрасли ставить под угрозу, зачем нужны шоковые эксперименты с непредсказуемыми аукционами, так и остался без ответа. А в ситуации недомолвок всегда рождается множество подозрений.
Главный государственнический аргумент, который казалось бы, должен снять все вопросы – это заявленные 84 миллиарда рублей прибыли с аукционов, которые уже заложены в бюджете страны. Цифра колоссальная и заслуживает того, чтобы взглянуть на аукционный эксперимент более лояльно, тем более, что без конца проговаривалось, что якобы с общего объема оборота крабовой отрасли государство получает менее процента. Но, во-первых, цифра в 84 миллиарда - прогнозная, а аукцион – это непредсказуемая штука, там как пойдет. Раз лоббисты смогли добиться такой экстраординарной скорости принятия спорного законопроекта, когда не учитывались никакие возражения, то можно предположить, что они постараются и на аукционах сократить свои издержки. Тут практика также элементарная: вопрос в аукционной документации, в искусственном создании бесконкурентной среды, в отсечении ненужных участников торгов и в итоге минимальная ставка на аукционе. Возможно такое? Конечно, особенно, когда на кону огромные деньги.
На парламентских слушаниях в Госдуме руководитель Росрыболовства Илья Шестаков рассказал, что «лоты будут по различным подзонам для удобства дальнейшего осуществления рыболовства. Получается порядка 36 лотов, начальная цена будет формироваться исходя из ставки сбора на водные биологические ресурсы, в среднем она будет в районе 300–400 млн рублей за один лот». То есть если в итоге аукционы будут разыграны по цене близкой к минимальной, то никаких 84 миллиардов не получится, а будет сумма на порядок меньше.
И опять же, аукционный гешефт – разовое поступление. По новому закону срок наделения аукционными квотами депутаты увеличили с 10 до 15 лет. Получается, что в течение этого времени никакой многомиллиардной прибыли государство больше не увидит. Аукционное поступление будет разовое, если оно и необходимо государству, то похоже лишь на затыкание бюджетных дыр в скоропалительном порыве. Почему не стали поднимать налог на добычу водных биоресурсов, как это и предлагали рыбодобытчики, не понятно. Эта мера бы сохранила стабильность поступлений, как в бюджет страны, так и защитила отрасль от жесткого перекраивания.
Вообще для ретуширования ситуации возвращения к аукционной практике заявили, что новая квота на добычу краба вводится в инвестиционных целях. Мол, «исторический принцип» распределения квот сделал свое дело. Он сохранил отрасль от разрухи, которая неминуемо должна была наступить в начале «нулевых». Создал особые благоприятные «тепличные условия», от которых в новых реалиях следует отходить. Говорилось о том, что в сфере рыбодобычи работают одни и те же игроки и введение аукционов позволит оживить эту сферу, наполнить ее новой кровью и духом конкуренции.
Вот на тех же парламентских слушаниях первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин проговорил следующее: «Зачем этот закон – совершенно понятно: нужно допускать [на крабовый рынок] новых игроков».
Он также сказал, что появление новых компаний на рынке позволит привлечь дополнительные инвестиции, ведь по его словам выходило, что «за последние 15 лет ни одного нового краболова не построено. Начнут строиться в конце концов суда на наших северных верфях и заводах, будет увеличиваться доходная часть в субъектах».
Вроде все логично и правильно. Новые игроки – это хорошо, конкуренция – это здорово. Но откуда они возьмутся, на какой летающей тарелке спустятся в отрасль? Эти пресловутые «новые игроки» могут прийти только с большими деньгами и амбициями, которые позволят им через аукционы монополизировать отрасль. Опыт работы, материально-техническая база, суда, рыбацкие коллективы – зачем все это, если есть деньги?
«Новые игроки» могут попросту скупить все на корню, а потом скидывать крохи за бесценок предприятиям, которые начнут влачить жалкое существование. Звериное лицо капитализма и ничего личного, хотя, видимо, некоторые продолжают считать, что рынок все сам собой уладит и сделает наилучшим образом.
БК уже сообщало о том, что впереди по логике закона следует ожидать появление «квонтных рантье» или спекулянтов, которые скупят на корню все квоты. У них будет все в шоколаде, при том, что все прочие станут из последних сил биться за существование и ждать милости от подобных «рантье».
Крабовые аукционы объясняют инвестиционными целями, что они якобы будут распределяться при условии реализации определяемых правительством РФ инвестиционных проектов. Отсрочку в выполнении этих самых инвестиционных обещаний дали в пять лет. Сценарий развития событий тут также в общих чертах понятен: толстосумы без судов и опыта работы будут эти пять лет отбивать свои аукционные издержки, нанимая за бесценок субподрядчиков. Затем можно будет забить несколько свай, показать какое-нибудь «корыто» и отчитаться о начале выполнения инвестиционных обязательств, а там как пойдет, главное побыстрей снять весь навар и дальше трава не расти. На новые же аукционы можно будет подпихнуть другие аффилированные структуры.
Мало того, заявления, что сейчас ничего не строится, мягко говоря, не соответствуют действительности. БК сообщало, что в марте на судостроительном заводе в Турции был спущен на воду первый в мире краболов-процессор. Он должен положить начало целой серии судов, которые планировали строить по заказу рыбаков уже на российских верфях.
5 декабря 2018 года на Выборгском судостроительном заводе был спущен на воду головной рыбопромысловый траулер-процессор «Баренцево море», который был построен по заказу АО «Архангельский траловый флот». У предприятия были большие планы по обновлению флота. Этот траулер для АТФ был построен по программе «инвестиционных квот». Она предусматривает размещение заказов на рыбопромысловые суда на отечественных верфях. Под эту программу АТФ разработал и утвердил инвестпроект «Строительство и приобретение рыболовных судов». Общий планируемый объем инвестиций в период 2018-2021 годы будет составлять более 16,1 миллиарда рублей. До аукционного водоворота планировалось строительство рыбоперерабатывающего предприятия в Архангельске, в планах были масштабные социальные проекты.
То есть все строилось, инвестиции шли и колоссальные. Их приток подстегивала ситуация стабильности в отрасли, четкого понимания перспектив. Сейчас все это решили перечеркнуть, мотивируя мифическими инвестициями, с которыми явятся «новые игроки». Не дикость ли?..
Впрочем, с этими самыми «новыми игроками» тоже все более-менее понятно. Было бы странно, если лоббисты закона напрямую заявили, что действуют в угоду главного интересанта передела рынка рыбодобычи - «Русской рыбопромышленной компании», которой владеет Глеб Франк (зять газового олигарха Геннадия Тимченко). А между тем, монополизация рынка под флагом олигархата – такое объяснение всей происходящей аукционной катавасии очень правдоподобно. По крайне мере, подобное предположение, о котором с самого начала говорили рыбаки, никто не опроверг.
Через административный ресурс задушить конкурентов, забрав по аукционам все квоты – очень похожее на реальность объяснение. Ищите кому выгодно. А тут и искать никого не пришлось, все было понятно и на первых порах, потому что ни в какую другую логику происходящее не вмещается.
«Мы поддерживаем предложение правительства изменить ситуацию, и 50% квот выставить на аукцион, то есть нарушить такой „исторический принцип“, который на сегодняшний день защищает не государство, а отдельно взятых предпринимателей», — заявлял председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. И это очень похоже на правду: начали «кошмарить» действующих предпринимателей ради бюджетной припарки в виде одноразовых бюджетных поступлений и во имя прихода «новых игроков», которых почему-то лоббисты стесняются назвать по именам. Ситуация выглядит очень и очень сомнительной.
Странностей необычайно много. Пренебречь мнением рыбаков. Отмести доводы властей прибрежных регионов, которые в один голос выступали против закона. Положить под сукно отрицательное заключение Минэкономразвития, в котором, например, было написано, что ««разработчиком не проведён комплексный анализ существующей ситуации в рыбопромышленной отрасли и возможных альтернативных способов решения проблемы, описанной им как обоснование проектируемого регулирования». (по и после этого никто на доработку документ не отправил). Не сделать ничего, чтобы ослабить шоковый, а то и убийственный эффект от возвращения аукционов. Все это уму непостижимо, будто и никакой другой, более вменяемой альтернативы нет.
БК уже писало о том, что ряд депутатов Госдумы от Мурманской области, в том числе и Алексей Веллер, уже на заключительном этапе выступили с поправкой к скандальному законопроекту. Чтобы не взрывать отрасль и сохранить в ней определенную стабильность, они предлагали выставлять на аукционы не сразу 50 процентов объема всех крабовых квот, а постепенно, по 10 процентов каждые три года. Также они предлагали, что компании, выигравшие аукционы, должны пользоваться квотами только после строительства и введения в эксплуатацию объектов инвестиций и судов, прописанных в договоре с Росрыболовством. Кто-нибудь прислушался к этому здравому предложению? То-то и оно, видимо, оно не прошло согласование с главными интересантами политики рыбного передела…
Мало кто в Госдуме вообще понимал суть «исторического принципа» распределения квот и как работает отрасль. Депутатам только сказали, что там крутятся огромные деньги, а государству с них – шиш. Тот же депутат Веллер в интервью газете «Вечерний Мурманск» отметил, что «Зачастую разговор с коллегами приходилось начинать с разъяснения сути «исторического принципа». Для образности я использовал формулировку: «Квота для рыбака – это как земля для крестьянина»». Теперь у этого крестьянина не просто отбирают землю, но и сгоняют с нее.
Что в сухом остатке грозит Архангельской области? Каковы перспективы развития или лишь московский мусор наше все и курс на «всероссийскую свалку»? На кону многое: от реальных угроз уменьшения доходов бюджета, до разорения малых предприятий и как следствие – безработица, рост цен на рыбу. Ни от чего нельзя зарекаться, регион уже взвихрен протестным движением, серьезные проблемы в одной из ключевой для Архангельской области сфере могут еще больше усугубить ситуацию и к антимусорным протестам подключатся рыбацкие бунты. Возврат в девяностые, который предлагает аукционная политика, дело очень непредсказуемое. Но ведь кто-то сознательно пошел на это, чтобы начать ловить свою рыбу в мутной воде?..
Ну, и, конечно, главное – впереди. Мы уже писали о том, что на крабе едва ли остановятся и по такой же схеме аукционные лоббисты начнут перекраивать распределение квот на вылов всех основных видов рыб. Тут ведь достаточно будет отрапортовать о «блестящем» проведении первых крабовых аукционов, о нескончаемом денежном потоке в бюджет, который удесятерится, если аукционами подмять и рыбу. Дорожка уже протоптана, ничего личного только бизнес и волчьи аппетиты.