Олигархи душат рыбную отрасль
Общество: 12.12.2018 16:24 Просмотров: 8973 |
5 декабря на Выборгском судостроительном заводе спустили на воду головной рыбопромысловый траулер-процессор «Баренцево море». Он был построен по заказу АО «Архангельский траловый флот», но вот будут ли у него перспективы бороздить моря – сейчас большой вопрос…
Как сообщает пресс-служба ОСК, впервые в истории современной России «на воду спускается построенное на отечественной верфи судно подобного типоразмера, обладающее передовым оборудованием и высочайшим уровнем автоматизации». На борту установлена автоматизированная фабрика и рыбомучная установка, которые предназначены для выпуска филе, рыбьего жира, рыбной муки и консервов. Важно, что при этом все сырье будет перерабатываться и утилизироваться без сброса отходов в море.
Головной траулер был заложен 31 мая 2017 года, в Выборге планируется построить серию из четырех таких кораблей для АТФ. По планам уже осенью будущего года траулер должен выйти в море. Новых судов предприятие не получало с 1988 года, так что событие знаковое.
А теперь ложка дегтя. Президент ОСК Алексей Рахманов сетует на мизерные масштабы производства рыболовных судов, которые он назвал «каплей в море».
Цитируем: «Нам, к сожалению, не удалось убедить наши рыболовецкие компании в том, чтобы делать «длинные» серии однотипных похожих судов. Каждый пароход получается по-своему своеобразным со всеми вытекающими последствиями. Это создаёт нам много сложностей, но тем не менее мы рады, что взаимопонимание с рыбаками в этой части остаётся. Мы бы очень хотели, чтобы у нас появилась «длинная» программа, и я надеюсь, что коллеги из Росрыболовства нас услышат».
Понятно, что серийный выпуск судов выгоден как судостроителям, так и рыбопромысловикам, но их не случается. Ведь и серия кораблей после траулера «Баренцево море» также под вопросом. Почему? Нет потребностей, рыболовецкие предприятия не заглядывают на перспективу и живут одним днем? Вовсе нет. Дело в том, что нет уверенности в перспективах, которые в наших реалиях, как морская стихия, слишком уж непредсказуемы и таят в себе массу опасностей.
В Выборге траулер для АТФ был построен по программе «инвестиционных квот». Она предусматривает размещение заказов на рыбопромысловые суда на отечественных верфях. Программа стимулирует закупку российских судов тем, что за это предоставляется 20 процентов квот на вылов рыбы. Именно под эту программу АТФ разработал и утвердил инвестпроект «Строительство и приобретение рыболовных судов». Общий планируемый объем инвестиций в период 2018-2021 годы будет составлять более 16,1 миллиарда рублей. Госпрограмма «инвестиционных квот» как раз и направлена на поддержку как судостроителей, так и рыбодобытчиков. Но в наших реалиях, если где-то открываются перспективы, то обязательно должны возникнуть серьезные проблемы, которые вообще могут все обнулить.
Так вот, правительство страны выступило с инициативой, по которой до 50 процентов квот на вылов водных биоресурсов предполагается выставлять на аукционы (вслед за крабом на торги отправятся треска, минтай, палтус и прочие виды), то есть вся отрасль запросто может вернуться в ситуацию начала нулевых, когда такие рыбные аукционы как раз и действовали. Тогда рыболовецкие предприятия были поставлены на грань выживания, накапливали долги, а из-за нехватки квот суда попросту не выходили в море. А если и выходили, то зачастую сгружали улов на норвежские траулеры, была тогда и такая практика. Все квоты забирали самые крупные акулы капитализма.
Вот и приходится уже сейчас ломать голову, причем, не только над тем, будет ли построена намеченная серия судов, но и выйдет ли тот же новый траулер, построенный в Выборге, в море за рыбой. Под большим вопросом и строительство рыбоперерабатывающего предприятия в Архангельске, которое в планах у АТФ, а также масштабные социальные проекты, в которые вкладываются десятки миллионов. Что будет с рыбакколхозами и многими деревнями, в частности, Онежского и Приморского районов, живущими рыбным промыслом, можно даже не гадать…
Возвращение в начало нулевых кардинально изменит ситуацию в рыбной отрасли. К чему это приведет сейчас? К тому, что рыбодобытчики свернут все свои инвестиционные программы, потому как все средства пойдут на участие в аукционах. То есть вместо развития мы можем получить аукционный торг, на котором могут запросто нагреть руки всевозможные спекулянты и крупный капитал, скупающий все подчистую (что мы и видим на примере торговли, когда в регион приходят крупные федеральные сети, местным предпринимателям приходится сворачивать бизнес). Судьба малых и средних предприятий будет подвешена на аукционной рулетке. По некоторым данным уже в предвкушении такой аукционной политики потирает руки Глеб Франк, владеющий «Русской рыбопромышленной компанией» и являющимся зятем олигарха Геннадия Тимченко. Сейчас эта крупнейшая промысловая компания жалуется на потерю китайских рынков, возможно, через аукционы она планирует покрыть убытки. Объяснение происходящему может быть и еще проще: через административный ресурс задушить конкурентов, забрав по аукционам все квоты. Неужели до сих пор интересы олигархов у нас превыше всего и с девяностых ничего не меняется в плане агрессивного лоббизма их интересов?..
Добавим, что сейчас квоты распределяют по более справедливому историческому принципу – исходя из объемов вылова за последние годы, при условии соблюдения правил и отсутствия претензий со стороны налоговиков. Об этом принципе в декабре 2017 году в ходе большой пресс-конференции говорил и президент Владимир Путин, когда ему о сложной ситуации в отрасли рассказывал руководитель рыболовецкого предприятия из Мурманской области. Договоры между Росрыболовством и АТФ, основанные на историческом принципе, действовали десять лет, летом были подписаны новые, уже на 15-летний срок, но над всеми планами навис аукционный дамоклов меч…
Отрасль замерла в ожидании. Пока неизвестно, что впереди: глобальная заморозка, нестабильность и возвращение в дикий рынок, где прав только тот, у кого толще мешок, или перспективы развития. А между тем чиновники Росрыболовства уже заложили доходы от аукционов в свои планы. Судя по всему, они нацелены исключительно на краткосрочную выгоду, которая в перспективе может обернуться гигантскими проблемами, если не развалом. Если дело стоит только за необходимостью пополнения бюджетов, то рыбаки готовы к использованию понятных налоговых механизмов, на увеличение ставок сбора за добычу биоресурсов, но им нужна определенность и стабильность.
Рыбная отрасль – один из главных символов Архангельской и Мурманской областей. Здесь, равно как и на Дальнем Востоке, надеются на здравомыслие властей, на то, что впереди не разверзнется очередной звериный оскал дикого рынка без каких-либо дум на перспективу.
Фото пресс-службы ОСК
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи