Мобильная версия сайта
  • Подключенные социальные аккаунты:

    Подключить социальный аккаунт:

ИП Волбушко Сергей Владимирович ИНН 290200803632 ERID: 2SDnjd1N2qx
ИП Волбушко Сергей Владимирович ИНН 290200803632 ERID: 2SDnjd1N2qx

ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjd5u53Z
ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjd5u53Z


«Довлатов» пошлости. Об одной громкой кинопремьере

Культура: 09.03.2018 22:42 Просмотров: 5491

 


Так получилось, что, не сговариваясь, мы с писателем Андреем Рубановым в один день посмотрели фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» и изложили свои эмоции в соцсети. Наше восприятие оказалось схожим. Андрей отметил, что «фильм опоздал примерно на 30 лет. Он бы стал хитом в каком-нибудь 1989-м, когда на каждом углу обличали свинцовые мерзости застойного социализма. Это было модно и востребовано».

«Фильм не поднялся до обобщения, остановившись едва выше уровня антисоветской агитки», -заключил Рубанов.

Особое внимание обратил он на фразу: «Ну не в каменщики же мне идти!» Ее в отчаянии проговорил Довлатов, жалуясь своей жене. Фраза это особенно возмутила Рубанова: «Действительно, не в каменщики же идти! Пусть в каменщики идут рабы, простолюдины, совки, убогие всякие, - а мы нет, мы талантливые, мы будем пить вино, курить сигареты и спорить о литературе». Пример Лимонова, которого не печатали ни в Союзе, ни в Штатах пришелся тут как нельзя кстати. Не чурался писатель работы того же каменщика, грузчика, уборщика. А ведь также безусловный классик… 

Мне показалось, что в фильм отлично вписался сербский актер. Но может быть здесь эффект нового лица. Особенно на контрасте с пошлинкой Козловского и Ходченковой, необходимость их в фильме совершенно не очевидная. Разве что затеяны, чтобы привлечь своей медийной раскрученностью. Актер Милан Марич, сыгравший Довлатова, симпатичный, но возникает вопрос: на самом ли деле он вжился в роль, понимал кого играет или был… своеобразным реквизитом?..

Раскрученная и стандартная главная мысль фильма: душащий все живое и талантливое серый «совок», с другой стороны – катакомбная богема, которая отчаянно мечется в духоте, пытаясь отхватить глоток свежего воздуха. Все они надеются, что впереди будет жизнь новая и прекрасная, и тут зритель должен понять и прочувствовать, что эта прекрасность и свободность уже наступила. В советском кинематографе про революционеров эта богема бы распевала полушепотом Интернационал, чтобы не запалили шпики и царская охранка.

В картине Довлатов несколько раз с отвращением говорит о пошлости, запрещает произносить пошлости. Но…проблема в том, что его самого, без его на то воли, поместили в концепцию пошлости, и выбраться из нее он не в силах. Здесь речь не о современных ему реалиях, где этой самой пошлости было предостаточно, а о концептуальной пошлости фильма, которую сам писатель послал бы куда подальше, как важного уролога - поклонника античности.

Фильм транслирует идеологические трафаретные вещи и это опошляет все. Здесь, как со сложившимся восприятием советской литературы: проблема по большей части не в ней, а со школьной и банально плоской ее трактовкой. Так и с советским периодом отечественной истории. Тут не надо лакировки и превозношения, но еще один фильм, по сути, неотличимый от «Стиляг» - это перебор. Между ними дистанция в десять лет, но концептуальный застой на лицо. Можно сказать даже большее: тот самый идеологически выверенный советский кинематограф с четкой линией партии и правительства, над которым все потешались и обличали, дал свои тучные ростки уже в новых реалиях.

Довлатов Германа-младшего все два часа картины страдает из-за того, что его не печатают. Другая его мысль, которая периодически возникает у писателя: купить дочери ГДР-овскую куклу. Рядом такой же гонимый и отвергаемый Бродский. Финальные титры свидетельствуют о кончине писателя в безвестности в 1990 году в Нью-Йорке, из позитивного только соединение с женой и дочкой. Известность и читательская любовь – только после смерти, то есть в новой России. Вывод понятен: всему виной строй, пестующий серость и душащий любой талант на корню. Шаг влево, шаг вправо от этого вывода невозможен, весь фильм заточен под него и создан ради него. Отсюда одномерность, пошлость и примитивизм. Одномерным и примитивным получился и сам писатель.

Подобной пошлостью сейчас изрядно наполнен наш кинематограф, но когда речь идет о людях творческих, то она становится еще более вычурной, потому как и ними пошлость категорически несовместима.

Кстати, в картине Довлатов раз называется Францем Кафкой, тот тоже умер в безвестности, видимо, также тоталитаризм угнетал… ДжекЛондонского «Мартина Идена» тут тоже сложно не вспомнить: где капотношения сначала мешали пробиться таланту, а потом его развратили и погубили.

Причины непечатания – лишь обстоятельства, а они всегда разные. Кстати, сейчас публикация и печатание вообще не составляет никакого труда. Хоть сам издавай себя и красуйся, моментально в соцстях опубликуй, хоть в журнал тисни, или издательство тиражом в две-три тысячи напечатает и при этом можно даже премию получить, но по факту все это будет писание в стол и никому не нужно. Как бы сейчас Довлатов? Обрел бы свою литнорку тиражом в пару тысяч, стал бы известным в узком кругу, также бы выслушивал от каждого второго о том, как и о чем надо писать, были бы свои важные функционеры, урологи и толстосумы.

Фильм о писателе можно было сделать более объемным и глубоким, получился же картонный идеологический лубок. Впрочем, как всегда. Довлатов бы выматерился после всего этого, а то и морду бы набил - это точно.

Кстати, после известного интервью актера Серебрякова возникли реплики, что вовсе не стоит всерьез относиться к интервью актеров и спортсменов, может быть, также и к кинематографу? Не стоит там искать глубины и серьезности, а один лишь реквизит?..

Андрей РУДАЛЁВ


Комментарии   

Elizabeth DeWitt
#18 Elizabeth DeWitt (c нами с 22.04.2018)22.04.2018 23:25
Смотрел тут к слову, kinosklad.net/9312-dovlatov-2018-online-onlayn.html, на меня особо впечатление не произвел и в некоторых аспектах согласен с выше отписавшимися. Можно глянуть дабы самому убедиться во всем, на ваш вкус и цвет опять же

kinosklad.net/.../

Цитирую Elizabeth DeWitt - Elizabeth DeWitt :
Смотрел тут к слову, kinosklad.net/9312-dovlatov-2018-online-onlayn.html, на меня особо впечатление не произвел и в некоторых аспектах согласен с выше отписавшимися. Можно глянуть дабы самому убедиться во всем, на ваш вкус и цвет опять же

kinosklad.net/.../

kinosklad.net/.../

kinosklad.net/9312-dovlatov-2018-online-onlayn.html
Сообщить модератору
Billy
#17 Billy (c нами с 03.04.2017)11.03.2018 10:41
Цитата:
фильм опоздал примерно на 30 лет. Он бы стал хитом в каком-нибудь 1989-м
вот на этом можно было и закончить.
ничего плохого не могу сказать о творчестве Довлатова, знаю только, что сейчас о нем рассуждают только его современники, а большинство тех, кто родился в те самые годы, ничего не знают о нем.
Хотя ничто не мешало - пресловутый "душащий всё живое совок" приказал долго жить ещё во время их пелёнок rolleyes
Сообщить модератору
pvavic
#16 pvavic (c нами очень давно)11.03.2018 10:37
Valery
Не понял, что скрывается под названием "Режик Сережи Довлатова".
Сообщить модератору
steed
#15 steed (c нами очень давно)10.03.2018 22:12
ну если о пошлости,то пошлость это о горбачёве в день рождения(ах,простите,смерти)джугашвили.
пошлость это вчера на квн в первом ряду.но об этом годков черед дцать. wink
так что Звягинцев про измельчание в контексте того интервью Серебрякова ещё очень и очень мягко cool
Сообщить модератору
Valery
+1 #14 Valery (c нами очень давно)10.03.2018 18:07
pvavic
У Вас, случайно, нет ассоциации, перед чем написан этот "Режик Сережи Довлатова"?
Только не надо про выборы.
Сообщить модератору
Stykach
#13 Stykach (c нами с 01.01.2015)10.03.2018 18:07
Эх погнить бы так в году 84.
Сообщить модератору
pvavic
#12 pvavic (c нами очень давно)10.03.2018 16:24
Пробежал по статье Рудалева, как правило, не читаю, слишком тяжелый стиль. Затем почитал комментарии и в голове возникла ассоциация, что творчество Довлатова в чем-то напоминает прочитанное у Куприна. Один писал перед распадом Российской Империи, второй - перед распадом СССР.
Сообщить модератору
takamisakari
#11 takamisakari (c нами очень давно)10.03.2018 14:32
Довлатоф-Довлатоф.. Таити-Таити..

Вот у студенки сваей, недавно, апнаружил опусы Буковского чарльса, акасываецца падруги дали..
А я ей хотел Булгакова всучить, счас... хоть не Генри Миллер..

Так, что все ети Довлатовы... ноли бес будусчего.
А те кто с им опсчался етот фильм и сняли, или их дети, в уверености рас тетя Соня про него грит, значит знаменитый писатель.
А если его эмигранское творчесво посмотреть, то тама тока крысня с тругими мигрантами, кто родину больше.. вот уш и не зна что, толи любит, то ле пнёт.. ☻
Сообщить модератору
bolt
+3 #10 bolt (c нами очень давно)10.03.2018 14:13
Кинцо хреновенькое,проходное...
А сам С.Довлатов уже русский классик-острый,лёгкий,ироничны й стиль,его можно читать с любого места и удовольствие гарантированно.Читайте не литкритиканов,а тех,кто с Довлатовым общался.У М.Веллера есть забавный опус"Ножик Сережи Довлатова",посильнее Рубанова с Рудалёвым будет)...
Сообщить модератору
Ray49
+1 #9 Ray49 (c нами очень давно)10.03.2018 12:04
"...но по факту все это будет писание в стол и никому не нужно..." - афффтАр очередной никчемной статейки во много раз более никому не нужен - эко его кАрёжит и кАлбасит...
Сообщить модератору
Rado
#8 Rado (c нами очень давно)10.03.2018 11:34
Неплохая рецензия! Андрей молодец!
Сообщить модератору
Михалыч
+1 #7 Михалыч (c нами очень давно)10.03.2018 11:15
Плевать - не писать
Сообщить модератору
Valery
+2 #6 Valery (c нами очень давно)10.03.2018 10:31
В остатке от прочитанного.
Два Андрея и два Ру рас...ли Довлатова и Германа. Заодно и Бродского. Досталось на орехи Козловскому, Ходченковой и "впервые на экране" Маричу.
Особо подчеркнута роль безусловного классика Э. Л. в выборе дополнительной профессии....
Напоследок легнули (в тренде) Серебрякова.
По-моему, это и есть Кафка.
Сообщить модератору
takamisakari
+1 #5 takamisakari (c нами очень давно)10.03.2018 10:12
Неплохо Андрей! Вот. Своими словами, пес пампесной натушности и штампикоф идеологических. Вполне. Пастравляю... если сам писал.. ну ладно, памагли, так памагли.. Да я и сам подумал не могет быть..

А Довлатов? ну.. неплохой писатель.. не более.. известность блеснула и... кто его сейчас читает.. а в фильме ён, да, только повод ..
Как грится: А чём етот фильм?.. Да, знаете, ни очём.. эстетствуют ребята и всё.. ☻
Сообщить модератору
Anton-Lukashin-odnoklassniki
+1 #4 Anton-Lukashin-odnoklassniki (c нами с 09.02.2018)10.03.2018 10:10
есть ещё интервью Вентюховских, Пиантковских, Познеров, Латыниных. Гозманов, Сванидзев и Саакашвилев с Прилепиными и прочими. На БеКа шуруют болты, аксакалы и mizantrепьевы , а под ником Андрей и другими - бараны без зачатков мозга... К кому же прислушивается сам Рудалёв, интересно ?
Сообщить модератору
vasil69
+1 #3 vasil69 (c нами очень давно)10.03.2018 10:05
что за этого довлатова так сейчас педалируют, ну ведь откровенно , писатель он никакой.
Сообщить модератору
Anton-Lukashin-odnoklassniki
+3 #2 Anton-Lukashin-odnoklassniki (c нами с 09.02.2018)10.03.2018 10:01
,, ... что вовсе не стоит всерьёз относиться к интервью актёров и спортсменов, может быть , также и к кинематографу?"

Ха, ха, ха ! Сколько голов, столько и мнений.
Рудалёв ведь журналист? И чем отличается мнение журналиста от всех остальных ?
Сообщить модератору
kosty_75
+2 #1 kosty_75 (c нами очень давно)10.03.2018 09:37
Тогда уж эта антисоветская пошлость сквозит в каждой довлатовской строчке. Ни ты, Андрей, ни главный защитник совка товарищ Прилепин, не найдёте у Довлатова ни буквы в защиту душной советской серости. Обидно, правда? Обидно, когда правда не вписывается в просоветский шаблон. Но это уже другая пошлость.
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.

ИП Беляев Дмитрий Николаевич ИНН 471401803122 ERID: 2SDnjdygvLj
ИП Беляев Дмитрий Николаевич ИНН 471401803122 ERID: 2SDnjdygvLj
СРО "СОЮЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ" ИНН 2901184879 ERID: 2SDnjcyzvdY
СРО "СОЮЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ" ИНН 2901184879 ERID: 2SDnjcyzvdY
ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjchi4u8
ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjchi4u8
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjcaGnZg
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjcaGnZg


Редакция:  +7 (939) 799-73-44

8 (8184) 54-93-02

Срочный вызов:                      

+7 (939) 799-73-44

E-mail:   maya@tv29.ru
 

СИ "Информационное агентство "Беломорканал" регистрационный номер ЭЛ № ФС77-77001 от 08.11.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г.
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
18+