За мракобесие!
Общество: 04.04.2016 21:39 Просмотров: 4788 |
Так получилось, что в День смеха сначала в Архангельской области, а потом и по основным российским СМИ развернулась далеко не смешная полемика. С одной стороны – прогрессивная, принятая во всем цивилизованном мире точка зрения на культуру. А с другой – мракобесие, взбесившиеся попы-реакционеры или что там еще…
Напомним, в связи с выставкой в областном музее ИЗО протоиерей Евгений Соколов выступил со статьей, в которой рассуждал от том, «очередная "марианская" впадина безнравственности и бездуховности нашей областной культурной элитой успешно покорена».
Это стало поводом для шумихи, смысл которой: обнаглевшие попы выходят за пределы своей резервации, смеют поднять голос и пытаются навязать светской культуре свой диктат и силятся запретить творения великих художников. Ату их! Каждый поп знай свой шесток.
Мы, кормящиеся готовыми быстрого приготовления истинами из интернета и телевизора, люто вознегодовали по этому поводу. Внутренне мы давно определили Церкви особый загон, обозначенный церковной оградой, за пределы которого она не имеет права выходить. Поэтому любая попытка преодоления этого ограждения воспринимается крайне болезненно: темные церковники хотят узурпировать светскую культуру, хотят установить контроль над государством, отравить все своим опиумом для народа.
С другой стороны, сознание людей сейчас крайне эклектично. Особенно это касается представителей нашей культурки. Они привыкли ко многим допущениям, которые воспринимаются за свободу. Черное? А кто сказал, то это черное, в черном, если разобраться, много белого и всего такого… Пусть цветут все цвета…
Когда писал это, позвонил знакомый и сказал: «выставка выставкой, церковники церковниками, зачем мешать мух и котлеты в одну кучу?»
А почему так? Почему церковникам мы обозначаем жесткий шесток? Кто сказал, что они не могут выступать на любой площадке и доводить свою позицию до общества. Преодолевать кашу в головах. Называть правое правым, левое левым, разделять добро и зло, искусство и не искусство. Почему обнаженная натура у нас, к примеру, не ограждается подобным загоном. Мы вполне свободно допускаем ее практически где угодно, чуть ли не сравниваем с молитвой по степени воздействия на душу человека. Тут есть, конечно, проштампованный ответ: не хотите – не смотрите, есть возрастной ценз «18+». Ну и что с того?
Откуда такой вульгарный страх перед церковниками? Откуда клише, что это исключительно темные люди, мыслящие логикой запретов? Ведь никто даже не принялся полемизировать с отцом Евгением, все начали строчить штампами и негодовать. А ведь, проблема, поднятая им, на самом деле, серьезная. И мы ее совсем не воспринимаем, но все отлично знаем о месте церковников.
Если высказывания отца Евгения Соколова мракобесие, то я за такое мракобесие.
Вообще, на мой взгляд, в нашей жизни катастрофически не хватает мракобесия. Четких ориентиров, правильных и жестких постановок вопросов. Почему бы не священнику прийти и сказать нам: что такое хорошо и что такое плохо? Представителям же шоубиза или дегенератам-политиканам мы почему-то не даем по рукам, когда они нас учат жить.
У Церкви не должно быть никакой демаркационной линии от мира. Больше мракобесия! Больше открытых, смелых высказываний церковников о проблемах светского общества, культуры, которая в России вся вышла из храма. Может пора вспомнить эту принадлежность?
Только трусы и духовные филистеры могут настаивать на ограждении Церкви от общества. Больше диспутов, больше обличений. Церковь должна смело бичевать пороки общества, страстно полемизировать и выпрямлять «линию любви», которые светские демагоги закрутили узлами и изуродовали до неузнаваемости.
Надо вспомнить простое: священник – это пастырь. Часто грозный. Почему мы сводим его функционал к представителю сферы церковно-обрядовых услуг: окрестить, осветить, отпеть, продать свечку?
Голоса Церкви не хватает. Причем на любых площадка, в любых формах. Если этот голос сейчас называют за мракобесие, то я за такое мракобесие.
Больше мракобесия? Тогда и мрак и бесы в головах рассеются.
Кстати, сейчас, когда все больше развертывается глобальная битва цивилизаций, именно это самое мракобесие дает мусульманскому миру гигантские преимущества.
Андрей РУДАЛЁВ
Комментарии
По самой проблеме, всё-таки, так и считаю, что вот в отношении искусства , обязательно нужно быть толерантным и терпимым к различным направлениям и течениям. Любая нетерпимость приведет к исчезновению свободы человека. А , ведь, к этому мы все и стремимся - жить в свободном обществе.
Многие художники стремятся изображать реальность, какая бы она не была- кривая и косая....Вспомнила слова Г.Курбе: " Я не в состоянии рисовать ангелов, потому что никогда их не видел..."
Давайте будем теримее друг к другу, больше понимания и прощения....
Я знаю про храм. Но молебны служат и в музейных залах. Из последнего интервью Левона Нерсесяна, специалиста по древнерусскому искусству и старший научного сотрудника Третьяковской галереи:
- Нужно ли всё это при условии того, что икона всегда находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и доступна не только для обозрения, но и при желании – для молитвы? Кстати, и молебны в музейных залах проводятся вполне регулярно…
Судя по фотографиям с Архангельской выставки, состав выставки изменился. Может что - то изменилось?
Так что всё-таки, перед иконами совершают молебны в храмах и это правильно. Есть разница между духовной жизнью и музейными экспозициями.
Все остальные ваши рассуждения оставлю без ответа. Спорить о способах передачи художником своей экспрессии , природы человека - это неблагодарное дело. А если назовете 10 отличий во внешнем виде между Давидом Микеланджело и указанной вами литографией Э.Шиле, буду благодарна....
Весь сыр-бор начался от того, что БК обвинило минкульт в профнепригодности потому, что они, якобы, не понимают отца Евгения Соколова. Вот так просто: не поддерживаете - профнепригодны. И все.
Не, не хочу. Просто высказываюсь :)
Цитата:
Не в любом. Выставку в музей ИЗО привезли со стороны, содержание у нее конкретное - "клубничка, 18+". Уравнять древнеримские статуи с мастурбирующим художником Шиле или оргией Пикассо - это смешно. И музей сам это понимают, раз вводит возрастной ценз. Такое ощущение, что мы утратили совсем чувство различия. Да и о чем спор: музей открыл выставку, священник по ней высказался. Все в рамках закона и Конституции Андрей Рудалев об этом и пишет.
Цитата: А я-то тут причем? Я со стороны на эту ситуацию смотрю. Министр ошиблась, когда влезла в религиозную дискуссию. Да и вообще она должна была быть над схваткой.
Так люди должны понимать, о чем конкретно речь идет. Смотреть, так сказать, правде в глаза. И не забалтывать тему рассуждениями о высоком искусстве.
Это музей. В любом музее представлены и древнерусское искусство и современное. Иконы там - как образец древнерусского искусства а не объект поклонения. Вы видели , чтобы в музеях перед иконами совершали службы и крестились? Не перемешивайте все.
Далее. Побывайте в Третьяковской Галерее. Недалеко от входа , в зале Древнерусского искусства , находятся шедевры - иконы Феофана Грека и "Троица" Андрея Рублева. По степени воздействия на человека, я не встречала ещё такого потрясающего произведения. Перед "Троицей" Рублева можно стоять часами....Это Святая Вещь!!!!. Если далее переходить по Третьяковке, вы попадаете в зал современного русского искусства. Кустодиев, Серебрякова, Фешин и др. И везде, как вы понимаете, есть она- " обнажённая" натура. Все в Третьяковке, под одной крышей, круглогодично... Это наше культурное наследие и достояние... В чем отличие музея изо в Архангельске? Также представлены все культуры. Была бы выставка древнегреческих статуй , реакция , возможно, была бы такой же.
По полемике с министром. Хотелось бы видеть в священнослужителях все-таки Мудрых Учителей....
Бахыт. Вы верующий человек, пишите с гордыней, что " ы теме". Тогда ответьте, зачем вы напостили здесь "клубничку" с этой выставки? Старательно выискали её в интернете. Внимательно рассмотрели, выбрали " лучшее" и привели на страницах БК? В соседней ветке.
Давайте все будем вести честный диалог, не обличая друг друга. А , пытаясь разобраться, решать проблемы.
Опечатка "в теме"
Пишете
А и не будет, так как министр допустила ошибку и начала поучать священника, ударившись в богословие, в котором вообще ничего не понимает. Сказала бы просто: музей - светское учреждение, чего хотим - то и проводим; чихать нам на ваше поповское мнение. А когда начинается псевдорелигиозная пурга из уст министра - то это для всех, кто хоть немного в теме, выглядит настоящим цирком.
ага, в основном этот пресловутый Он указывает "ПУТЬ" сидящим в тюрьме, по выходу из которой 99,(9)% забывают о персте указующем))
да и зачем вам вообще к нему идти? не лучше ли при жизни быть приличным человеком?(с)
Церковники же говорят с паствой языком запретов и осуждений, а совсем не рассуждений. И это хороший питательный фастфуд для "кормящихся готовыми быстрого приготовления истинами из интернета и телевизора".
Вот священник, он сейчас нам скажет, где белое и черное, что хорошо и плохо, где искусство, а где порнография. Верь и следуй безоговорочно за пастырем. Но туда ли он приведет? Те ли он истины проповедует? Не ошибается ли он как любой человек, которому свойственной ошибаться?
"Кстати, сейчас, когда все больше развертывается глобальная битва цивилизаций...". Глобальная битва цивилизаций и развертывается потому, что нет истинной ценности веры в Христа, Будду, Мохаммеда, Кришну или Гаруду. Есть готовый к употреблению фастфуд, где грехи описаны, а враги указаны. Главное - не сомневайся, ибо главный враг - сомнение.
И это противостояние - прямой путь к армагеддону.
Где заколочены Храмы,
Где священник скрывает под рясой
КГБ-шный погон.
Покажите мне такую страну,
Где блаженствуют хамы,
Где правители грабят казну,
Попирая закон.
Не вращайте глобус,
Вы не найдете,
На планете Земля
стран таких не отыскать,
Кроме той роковой..."(И.Тальков)
Попы перед поучениями ,для начала,должны определиться с кем они,с народом или с самоназначенной элиткой...
Приведена была ранее полемика протоиерея с министром культуры. Министр пояснила свою т.з. , в ответ священник слишком стал её упрекать в бехдуховности с позиции своей силы... Такое впечатление у меня сложилось...Это был совершенно неравный диалог. Прочитайте внимательно и сравните два ответа министра культуры и протоиерея. Нет взаимопонимания...
Будем учиться равноправному диалогу с церковными деятелями.
RSS лента комментариев этой записи