Елена Дорофеева: «Туристы хотят увидеть в Северодвинске – подводную лодку!»
Культура: 28.04.2018 09:11 Просмотров: 16910 |
Северодвинцы, видимо, уже привыкли к регулярным заявлениям городской администрации о развитии в городе и его окрестностях туристической сферы. «Беломорканал» предлагает вниманию читателей развёрнутое интервью с одним из самых известных и опытных экскурсоводов Архангельска. Если делать ставку на туризм – что нужно сделать в Северодвинске?
В принципе, этим материалом мы оказываем большую услугу северодвинской администрации. Хотя услугу и непрошеную, а может, и нежеланную. Ведь допустимо, что официально речь идёт скорее не о развитии туристической сферы в городе, а о поиске и освоении денег на это. По части того же благоустройства, да и ситуации с домом Пикуля, о чём подробнее речь пойдёт ниже, разница между созиданием и освоением ощутима.
В туристической сфере Елена Дорофеева трудится уже порядка 40 лет, то есть располагает большим опытом экскурсионной работы. Кроме того, она – преподаватель, журналист, краевед, то есть мы пообщались с профессионалом, экспертом, к тому же отлично знающим местные особенности туризма.
«Подводная лодка в степях» – не вымысел. Но почему её нет в Северодвинске?
Итак: первое, что хотят видеть туристы в Северодвинске – подводную лодку. Почему, если самые разные отечественные субмарины имеются в далёкой от моря Вытегре, в Краснодаре (на фото выше) и Одессе – нет подводной лодки в городе корабелов? В США есть и атомная лодка, превращённая в музей. У нас нет в доступе для посетителей даже рубки – сетует Елена Михайловна:
- Хотя бы одну, хотя бы не самую большую, но так, чтобы рассмотреть субмарину и побывать на ней, зайти в неё. Когда мы объясняем гостям, что это невозможно, то вспоминают, что есть лодки – в Москве, в Петербурге (фото ниже и заглавное фото новости), в Тольятти, В Мурманске и Калининграде. Ну, на худой конец – стояла бы хоть рубка подлодки в городе, как часть какого-то мемориала – такие примеры тоже есть в других городах. Конечно, это очень обидно, что в Северодвинске мы не можем показать лодку, кроме как издали, проездом.
Так же, правдами и неправдами, люди стремятся посмотреть заводы Северодвинска. И, хотя там показывают только музеи – всё равно это впечатляет! Была бы разработана программа, допустим: автобус с затемнёнными стёклами встретил и доставил туристов от ворот до ворот – люди могли бы посмотреть что-то разрешённое и впечатляющее из производства.
Ниже - фото субмарины в Одессе:
БК: Там же ещё на закрытой территории – уцелевшие здания Николо-Корельского монастыря. Это ведь тоже интересный с точки зрения туризма объект. Вот только ворота его деревянные уже очень давно стоят тоже не у нас – в Москве, в Коломенском, так же, как и архангельский Домик Петра Первого.
- Дело в том, что о монастыре люди узнают, уже приехав сюда. Целью их поездки на север монастырь данный не является. Главное желание их приехать в Северодвинск – чтобы увидеть лодки и заводы, где строят эти лодки.
БК: И до сих пор такой возможности в принципе нет.
- И до сих пор – нет. Поэтому мы благодарны северодвинскому краеведческому музею за то, что они сделали хоть и «игрушечную», на игрушечных стапелях, но полноценный макет лодки. И, хотя он был рассчитан на детскую аудиторию, взрослые слушают и смотрят с не меньшим интересом. Рады хотя бы этому.
На фото ниже - лодки в Тольятти, в Калининграде и в Москве:
Но ведь можно же с кем-то как-то договориться, чтобы сделать старую подводную лодку музеем, рестораном, или гостиницей, если то допустимо по соображениям безопасности посетителей. Недопустимо – тогда сделать полномасштабный макет, либо стилизацию под субмарину – это будет очень популярно и востребовано всегда, безусловно. В Северодвинске, в котором рождаются лодки, и который был для судостроения построен – это необходимо.
Дом Пикуля «торжественно гниёт»
Второе, что, по мнению Елены Дорофеевой, требуется сейчас, в режиме реального времени – это дом Пикуля:
- Я знаю, что идут большие споры вокруг этого здания: сохранять или нет обычный дом типовой застройки? Но дело в том, что сейчас эта обычная застройка превращается в памятники. Сначала – в памятники истории, а затем – в памятники деревянной архитектуры. И буквально через несколько лет (уже сейчас мы с интересом смотрим на эти здания), а через несколько лет мы будем относиться к ним, как к памятникам. Так давайте не упустим эту возможность! Ведь пока ещё есть возможность его сохранить. А сохранить можно любое здание той эпохи.
Но здесь есть и другая ценность здания. Пусть говорят, что Пикуль жил там ребёнком и совсем недолго. Но ведь на севере и в Северодвинске, в частности, совсем немного зданий, которые отмечены пребыванием, пусть недолгим, известных личностей.
БК: В данном случае, похоже, здесь проблема больше не с «идеологией», а с технической стороной вопроса. Дом практически превратился в руины.
- Но приводят же в порядок, или приводили до недавнего времени, деревянные здания. Всё это – реально. Вплоть до возведения здания заново, но с сохранением прежнего облика. Это тоже вполне возможно.
И разместить там можно не только экспозицию, посвящённую Валентину Пикулю, но сделать музей быта того времени. Я замечаю часто, с каким интересом в музеях люди смотрят так называемые «живые уголки»: этажерка с парой книжек, старая швейная машинка. Сейчас такие вещи ещё не так сложно отыскать. И сделать там квартиру жителя Молотовска.
Молодёжь увидит это, и можно будет рассказывать о быте коммунальных квартир. Это может быть интересно и востребовано, особенно учитывая, как наши современники любят «интерактив». К тому же, есть в Северодвинске группа единомышленников по сохранению Дома Пикуля, и у них есть конкретные предложения по использованию здания.
О «ЯгринЛаге» в Северодвинске помнят, но «шёпотом». Чуть больше – о Чернобыле
Ещё одна тема, которая может быть востребованной – ГУЛАГ. Участие заключённых в стройках первых пятилеток. Сейчас в музее северодвинском есть такая выставка, но её масштаб небольшой. Тогда как сам лагерь был крупный, и разбросанный по большой территории. Это несоответствие масштабов также напомнила Елена Михайловна:
- Нет возможности проникнуться темой, погрузиться. А нынешняя публика не хочет просто смотреть фото и слушать рассказ экскурсовода. Люди хотят сами что-то сделать, в чём-то поучаствовать. Наши выставки такой возможности сейчас не дают, и помещение, в котором расположен краеведческий музей, тоже не даёт возможности показать тему широко. А можно эту тему отдельно показать, вынести за пределы музея.
Та же тема северодвинцев – ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Такая экспозиция могла бы заинтересовать и архангелогородцев, и гостей из других городов. Но тогда это должна быть тоже не маленькая и самодеятельная выставка, а сделано должно быть на уровне, профессионально.
Нет объектов и тем - без инфраструктуры
Всё, что сказано выше – это тема поводов, чтобы пригласить и привезти в Северодвинск гостей. Дальше – об организации, инфраструктуре. Если в городе задумали сделать Дом Пикуля – надо думать сразу и об автомобильных подъездах к нему, о месте стоянки для одного-двух крупных автобусов, напоминает Елена Дорофеева:
- Приглашая людей в город, нужно сразу думать об организации тех мест, где гости могут выпить чашечку кофе, купить воды, перекусить, не заходя в дорогой ресторан.
И – туалеты. Люди приезжают сюда: час минимум занимает дорога, ещё довольно большое время – переезды по городу, и бытовые нужды невозможно игнорировать. Поэтому нужно думать и о бытовых удобствах.
БК: С этого ракурса Северодвинск сейчас находится, наверное, в «зачаточном» состоянии. К сожалению, тема туалетов, как и других бытовых удобств для Северодвинска, как, впрочем, и для любого другого небольшого северного города – тема больная. Не сохранили даже то, что было.
- Да. Но не так много, думаю, нужно средств и усилий на организацию инфраструктуры.
Сейчас, когда приезжает небольшая группа туристов, она может зайти в какое-нибудь кафе под предлогом «чаю попить». А если это – большой экскурсионный автобус? А если это – дети? Максимум, что по теме туалетов есть в Северодвинске – это на железнодорожном вокзале. Больше я не знаю подобных мест.
БК: Выходит, Северодвинск интересен и приспособлен только для того, чтобы на один день или на несколько часов сюда приехать? А быть здесь – сложно.
- Желающие побыть, пожить какое-то время в Северодвинске могут появиться. Но для этого нужно развивать инфраструктуру.
БК: А много может быть таких желающих: побродить по городу, поездить по окрестностям?
- Гулять по городу люди не захотят, потому что, простите за банальность, это обычный прежде «закрытый» город с типовой застройкой советского времени. И многие, сейчас впервые побывав в Северодвинске, говорят: «да, это так же, как у нас».
Да, интересует многих море: ягринский бор, набережная. Но это хорошо, когда там хорошая погода. Да, в окрестностях Северодвинска есть действующая пассажирская узкоколейная железная дорога. Но там тоже надо продумывать инфраструктуру, доступность.
БК: По части окрестностей: урочище Куртяево многих интересует?
- Интересует, но в основном это люди, связанные с паломничествами. Это локальная группа.
Ну, и с Куртяево начинается уже тема труднодоступных мест. Весной и осенью туда пройти очень сложно, дискомфортно. Человек или прыгает с кочки на кочку, или идёт по обледеневшим мосткам. Сейчас люди хотят уже нормальных условий, чтобы была дорожка, нормальный тротуар. Пусть даже деревянный, когда не надо прыгать с досочки на досочку, с бревна на бревно. Деревянные мостки для этого (если вы решите возить туда туристов) построить несложно. Пусть они будут на сваях, как когда-то делали в Молотовске, судя по фотографиям. Это было бы и удобно, и интересно. Но тогда их надо будет чистить, постоянно содержать, следить за ними.
БК: Заглядывая ещё дальше, в Нёноксу – проблема доступности и инфраструктуры встаёт ещё с большей актуальностью?
- Да. Транспорт: зимой туда ведёт зимник. Мы как-то поехали туда, и, наверное, до нашего выезда грейдер там давно не ходил, так что все неровности очень хорошо ощущались. А заканчивается зима – и вообще не попасть. Ехать туда рано утром – нереально, для этого надо жить в Северодвинске.
Потом, в нынешних условиях проводить там целый день без возможности укрыться от непогоды, нормально поесть - трудно, и людям всё приходится везти с собой. И снова тема туалетов: будочка во дворе – это для группы людей, приехавших издалека… Ведь вот в чём ещё дело: люди сейчас уже поездили по миру. К нам на север едут те, кто уже много где бывал, и люди уже вольно или невольно сравнивают, выбирают, делают выводы.
Фото подводных лодок взяты из сети интернет, блог banshee.ms.
Свои фото, видеоматериалы, новости присылайте на электронный адрес: maya@tv29.ru или в группу «В контакте»: https://vk.com/belomorchannel_tv29
Комментарии
может, этой даме надо перечислить дома города, где молодежь живет в этом "интерактиве"?
или для неё самой устроить экскурсию?
про один такой "быт коммунальных квартир" на БК крутил кино Сухарев, в другом таком "быте" ребенку голову гантелей разнесли...
RSS лента комментариев этой записи