18+

Сайт архангельской области


забыли пароль  регистрация В f

Народные новости


14.05.2014 13:55

70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль


Все знают, что знаменитый северодвинский Севмаш – главный строитель советского и российского атомного подводного флота.

Однако теперь уже как-то, увы, несколько подзабылось, что самой первой боевой единицей, введенной в строй флота, была не подводная лодка, а надводный корабль. Ровно 70 лет назад, 15 мая 1944 года, был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР самого первого корабля, полностью построенного на заводе № 402.

Это был большой морской охотник проекта 122А «Штурман». Об этой часто незаслуженно упускаемой из виду, но от этого не ставшей менее славной странице крупнейшего предприятия Архангельской области и пойдет сегодня речь.

Официальной датой начала производственной деятельности Севмашпредприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23.

Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). Сейчас в Северодвинске строятся новейшие российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей».

Но всю эту историю Севмаша, в суровые военные времена завода 402, открывали все-таки другие корабли -- большие охотники за подводными лодками проекта 122А. Корабли этого проекта строились в СССР с 1940 по 1946 годы. В 1940-1943 годах строилась I серия проекта (на заводе № 340), а в 1942—1946 годах II серия (на заводе № 402 и заводе № 199). Как гласят исторические первоисточники, всего было построено 38 кораблей этой модификации.

Служили они по корабельным меркам недолго – в 50-е и начало 60-х годов прошлого века они были выведены из состава ВМФ и по большей части утилизированы. Правда, пять единиц больших охотников проекта 122А, если опять же верить историкам, служили в военном флоте Китая аж до середины 60-х: китайские морячки были настолько бережливы и аккуратны, так берегли имущество, что эти кораблики стали как бы долгожителями.

Интересны названия кораблей серии, построенных на Севмаше. Имен тех, кто их так называл, история не сохранила.

Но явно человек (или люди), давшие такие имена вновь построенным кораблям во время Великой Отечественной, любили не только корабельное железо, но и корабельные специальности. Итак, первый большой охотник за подлодками, который и был сдан флоту 70 лет назад, назывался «Штурман».

Следующие названия кораблей серии (по датам сдачи их флоту): «Рулевой», «Кировец», «Механик», «Машинист», «Моторист», «Турбинист», «Электрик», «Трюмный», «Инженер», «Кочегар», «Лётчик», «Пилот», «Техник», «Стрелок», «Химик», «Строевой».

После войны корабли этой серии стали называться просто БО – большой охотник – с соответствующими тактическими номерами. В 1950-е годы некоторые из кораблей этого проекта были переданы в ДОСААФ, Минрыбхоз и другие гражданские ведомства. И, естественно, сослужили неплохую службу в СССР. А некоторые БО проекта 122А были переданы иностранным друзьям, как тогда их называли – в ВМС Болгарии и Китая.

Ярких героических эпизодов на долю этих кораблей в войну так и не выпало. В истории Великой Отечественной им досталась роль скромных, неказистых трудяг, которые старательно служили, как могли. Как правило, новые корабли проекта 122А доверяли командирам, уже имевшим боевой опыт. Например, известному на Северном флоте капитан-лейтенанту Н.К.Голубенцеву, принявшему «Летчик», и кавалеру ордена Красного Знамени капитан-лейтенанту Л.Т.Майстренко, принявшему «Пилот».

На Северном флоте большие охотники занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских подлодок в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО северодвинской, точнее, тогда еще молотовской постройки.

Вообще строительство больших охотников проекта 122А в Молотовске было настоящим подвигом – трудовым. Только-только сделанный проект корабля нужно было воплотить в железе в кратчайшие сроки в только что возведенных цехах. Шла война, флоту нужны были боевые единицы. Особо как бы «подтолкнули» к ускорению строительство противолодочных охотников начавшиеся поставки по ленд-лизу из стран-союзников по антигиллеровской коалиции.

Приказ по НКСП № 260 от 14 августа 1941 года молотовскому заводу № 402 дал план строительства 16 БО проекта 122А. А ленд-лиз начался уже через две недели… Первые чер­тежи БО начали поступать из горьковского ЦКБ-51 уже в августе того же года. Однако строительство охотников налаживалось крайне медленно. Непрерывное изменение судостроительной программы лихорадило еще не вставший на ноги завод.

К тому же вскоре выяснилось, что на предприятии нет опытных сварщиков для работы с тонколистовой (3-4 мм) сталью, да и сама возможность выполнения качественной сварки на открытых стапелях в зимних условиях (при морозах от - 25° до - 30°С) вызывала сомнения. Кроме того, чтобы исключить задержки с поставками металла, завод предложил применить для корпусов строящихся охотников сталь, предназначенную для эсминцев, строительство которых уже не велось. Поскольку эта сталь относилась к классу плохо свариваемых, то возникла необходимость перехода на клепаную конструкцию обшивки.

В истории судостроительной отрасли России навсегда останутся имена строителей проекта А.Л. Константинова и Н.В. Гавриленко, но, увы, имена сотен простых рабочих, которых из-за важности государственного задания не призвали в действующую армию, не сохранились…

Но уже в 80-х и 90-х годах прошлого века, после реабилитации невинно репрессированных, стало известно, что над проектом трудились заключенные кораблестроители П.А.Альбов, С.К.Бондаревский, М.С.Розенфланц, В.Л.Брод­ский, А.Н.Декаристо, А.Р.Эппель.

Переработанный проект был пред­ставлен уже к 21 августа 1941 года – это практически совпало с прибытием первого каравана союзнических судов в Архангельск.

В итоге строительство первых восьми охотников в клепаном варианте было разрешено. В сентябре того же года были заложены первые четыре корабля. Главным строителем БО назначили заключенного инженера В.Е.Фомина. Затем руководство завода поручило взяться за организацию корпусных работ С.К.Бондаревскому. Но война вносила свои коррективы в планы корабелов Молотовска. Из 12 охотников завода № 402 периода Великой Отечественной войны дольше всех строился как раз головной «Штур­ман»— с октября 1941-го до 15 мая 1944-го. Но зато другие корабли строились гораздо быстрее.

Уже в конце октября 1942 года и.о.директора завода № 402 Я.В.Вердников и парторг Л.В.Городецкий направили наркому судостроительной промышленности СССР И.И.Носенко письмо, в котором давалась высокая оценка работы восьми инженеров-заключенных и перечислялись конкретные вопросы, решенные с их помощью. В письме содержалась просьба ходатайствовать перед наркомом внутренних дел Л.П.Берией о досрочном освобождении перечисленных лиц. В те времена это был нравственный подвиг руководителей завода…

Андрей Михайлов, ИА «Двина-Информ»


сообщить об ошибке назад
Комментариев: 0


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация


f

  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

АРХИВ  
 
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 7

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

послать народную новость


ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты








Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Belomorchannel ( "Беломорканал") свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-36911, ИА № ФС77-37897 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.