18+

Сайт архангельской области


забыли пароль  регистрация В f

Народные новости


popularnews: 24.06.2014 18:23

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев

20 июня. в 14.30 на перекрестке Архангельское шоссе – ул. Юдина (Центральная вахта) в Северодвинске произошло ДТП с участием «КАМАЗа» и а/м «Порш-Каен».

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 19.06.2014 18:06

Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске

10.06.2014г. в 15 час. 25 мин. на перекрестке Труда – Ломоносова произошло столкновение а/м Тойота г.н. К 917 УМ/29 и а/м Хундай – Соната, г.н. Н 595 КТ/29.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 16.06.2014 14:35

Северодвинск: рабская работа на батутах

Вот такая ситуация происходит в городе Северодвинск: около универмага ЦУМ летом открывается игровая площадка с надувными батутами, горками и др. аттракционами. Берут на работу всех желающих и детей в том числе. Как я поняла смысл работы находиться на территории игровой площадки и при предъявлении билета объяснять правила и присматривать за детьми которые пользуются аттракционом.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 14.05.2014 13:55

70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль

Все знают, что знаменитый северодвинский Севмаш – главный строитель советского и российского атомного подводного флота.

Однако теперь уже как-то, увы, несколько подзабылось, что самой первой боевой единицей, введенной в строй флота, была не подводная лодка, а надводный корабль. Ровно 70 лет назад, 15 мая 1944 года, был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР самого первого корабля, полностью построенного на заводе № 402.

Это был большой морской охотник проекта 122А «Штурман». Об этой часто незаслуженно упускаемой из виду, но от этого не ставшей менее славной странице крупнейшего предприятия Архангельской области и пойдет сегодня речь.

Официальной датой начала производственной деятельности Севмашпредприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23.

Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). Сейчас в Северодвинске строятся новейшие российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей».

Но всю эту историю Севмаша, в суровые военные времена завода 402, открывали все-таки другие корабли -- большие охотники за подводными лодками проекта 122А. Корабли этого проекта строились в СССР с 1940 по 1946 годы. В 1940-1943 годах строилась I серия проекта (на заводе № 340), а в 1942—1946 годах II серия (на заводе № 402 и заводе № 199). Как гласят исторические первоисточники, всего было построено 38 кораблей этой модификации.

Служили они по корабельным меркам недолго – в 50-е и начало 60-х годов прошлого века они были выведены из состава ВМФ и по большей части утилизированы. Правда, пять единиц больших охотников проекта 122А, если опять же верить историкам, служили в военном флоте Китая аж до середины 60-х: китайские морячки были настолько бережливы и аккуратны, так берегли имущество, что эти кораблики стали как бы долгожителями.

Интересны названия кораблей серии, построенных на Севмаше. Имен тех, кто их так называл, история не сохранила.

Но явно человек (или люди), давшие такие имена вновь построенным кораблям во время Великой Отечественной, любили не только корабельное железо, но и корабельные специальности. Итак, первый большой охотник за подлодками, который и был сдан флоту 70 лет назад, назывался «Штурман».

Следующие названия кораблей серии (по датам сдачи их флоту): «Рулевой», «Кировец», «Механик», «Машинист», «Моторист», «Турбинист», «Электрик», «Трюмный», «Инженер», «Кочегар», «Лётчик», «Пилот», «Техник», «Стрелок», «Химик», «Строевой».

После войны корабли этой серии стали называться просто БО – большой охотник – с соответствующими тактическими номерами. В 1950-е годы некоторые из кораблей этого проекта были переданы в ДОСААФ, Минрыбхоз и другие гражданские ведомства. И, естественно, сослужили неплохую службу в СССР. А некоторые БО проекта 122А были переданы иностранным друзьям, как тогда их называли – в ВМС Болгарии и Китая.

Ярких героических эпизодов на долю этих кораблей в войну так и не выпало. В истории Великой Отечественной им досталась роль скромных, неказистых трудяг, которые старательно служили, как могли. Как правило, новые корабли проекта 122А доверяли командирам, уже имевшим боевой опыт. Например, известному на Северном флоте капитан-лейтенанту Н.К.Голубенцеву, принявшему «Летчик», и кавалеру ордена Красного Знамени капитан-лейтенанту Л.Т.Майстренко, принявшему «Пилот».

На Северном флоте большие охотники занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских подлодок в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО северодвинской, точнее, тогда еще молотовской постройки.

Вообще строительство больших охотников проекта 122А в Молотовске было настоящим подвигом – трудовым. Только-только сделанный проект корабля нужно было воплотить в железе в кратчайшие сроки в только что возведенных цехах. Шла война, флоту нужны были боевые единицы. Особо как бы «подтолкнули» к ускорению строительство противолодочных охотников начавшиеся поставки по ленд-лизу из стран-союзников по антигиллеровской коалиции.

Приказ по НКСП № 260 от 14 августа 1941 года молотовскому заводу № 402 дал план строительства 16 БО проекта 122А. А ленд-лиз начался уже через две недели… Первые чер­тежи БО начали поступать из горьковского ЦКБ-51 уже в августе того же года. Однако строительство охотников налаживалось крайне медленно. Непрерывное изменение судостроительной программы лихорадило еще не вставший на ноги завод.

К тому же вскоре выяснилось, что на предприятии нет опытных сварщиков для работы с тонколистовой (3-4 мм) сталью, да и сама возможность выполнения качественной сварки на открытых стапелях в зимних условиях (при морозах от - 25° до - 30°С) вызывала сомнения. Кроме того, чтобы исключить задержки с поставками металла, завод предложил применить для корпусов строящихся охотников сталь, предназначенную для эсминцев, строительство которых уже не велось. Поскольку эта сталь относилась к классу плохо свариваемых, то возникла необходимость перехода на клепаную конструкцию обшивки.

В истории судостроительной отрасли России навсегда останутся имена строителей проекта А.Л. Константинова и Н.В. Гавриленко, но, увы, имена сотен простых рабочих, которых из-за важности государственного задания не призвали в действующую армию, не сохранились…

Но уже в 80-х и 90-х годах прошлого века, после реабилитации невинно репрессированных, стало известно, что над проектом трудились заключенные кораблестроители П.А.Альбов, С.К.Бондаревский, М.С.Розенфланц, В.Л.Брод­ский, А.Н.Декаристо, А.Р.Эппель.

Переработанный проект был пред­ставлен уже к 21 августа 1941 года – это практически совпало с прибытием первого каравана союзнических судов в Архангельск.

В итоге строительство первых восьми охотников в клепаном варианте было разрешено. В сентябре того же года были заложены первые четыре корабля. Главным строителем БО назначили заключенного инженера В.Е.Фомина. Затем руководство завода поручило взяться за организацию корпусных работ С.К.Бондаревскому. Но война вносила свои коррективы в планы корабелов Молотовска. Из 12 охотников завода № 402 периода Великой Отечественной войны дольше всех строился как раз головной «Штур­ман»— с октября 1941-го до 15 мая 1944-го. Но зато другие корабли строились гораздо быстрее.

Уже в конце октября 1942 года и.о.директора завода № 402 Я.В.Вердников и парторг Л.В.Городецкий направили наркому судостроительной промышленности СССР И.И.Носенко письмо, в котором давалась высокая оценка работы восьми инженеров-заключенных и перечислялись конкретные вопросы, решенные с их помощью. В письме содержалась просьба ходатайствовать перед наркомом внутренних дел Л.П.Берией о досрочном освобождении перечисленных лиц. В те времена это был нравственный подвиг руководителей завода…

Андрей Михайлов, ИА «Двина-Информ»

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 12.05.2014 17:38

Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

В Архангельске с 8 по 11 мая 2014 года прошли учебно-тренировочные сборы, которые собрали 168 спортсменов из клубов Архангельска и Северодвинска. В этот раз делиться знаниями приехали сразу два бранч-чифа: Заслуженный тренер России, обладатель национальной премии "Золотой пояс" Евгений Ильмов (4 дан) и тренер высшей категории Андрей Василевский (3 дан).

Участники сборов были разделены на группы в соответствии с уровнем подготовки.

Младшие на протяжении всех тренировок осваивали фундамент каратэ - кихон - ведь именно на этой основе потом им придется строить свой бой - кумитэ.

Старшая группа занималась более сложными аспектами кихона и идо-кихона.

Была тренировка по методам функциональной подготовки и еще одну тренировку посвятили тактико-техническому аспекту спаринговой техники.

Отдельно для инструкторов и самых старших учеников были рассмотрена теоретическая часть и отработаны основные движения и упражнения, применяемые в современном боевом спорте для функциональной подготовки спортсменов на основе методологии "Кроссфита".

Конечно, за три часа занятия, разобраться в методах функционального тренинга, энергосистемах человека, упражнениях увеличивающих левый желудочек сердца или наоборот, утолщающих его стенку, было невозможно, но сертифицированные корпорацией "Кроссфит" тренера сделали все возможное, чтобы разъяснить многие моменты.

По окончании этой тренировки был проведен и символический турнир по кроссфиту среди тренеров Архангельской областной федерации, посвященный празднику 9 мая!

Короткий комплекс, разработанный чемпионкой мира Еленой Гулько, специально для начинающих кроссфитеров только закрепляющих полученные навыки, заставил многих лежать на полу и судорожно хватать воздух ртом.

По окончании сборов состоялся квалификационный экзамен на пояса в котором приняли участие 92 спортсмена, но, к сожалению, не все из них смогли показать должный уровень и получить новый пояс.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 12.05.2014 10:12

Мужик гуляет без штанов

В объектив камеры авторегистратора попал мужчина, который прогуливается по Архангельску со спущенными штанами.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 09.05.2014 20:54

Оружие побед: прикольно и убойно

9 мая 2014 года на Параде Победы в Москве на Красной площади мы впервые увидели снайперскую винтовку «Винторез» и бесшумный автомат «Вал». Откуда такие странные названия? А откуда, например, взялась задорная «Катюша» времен Великой Отечественной?

Иногда кажется, что отечественные создатели военной техники еще со времен войны как бы намеренно подначивали противника. И такое, между прочим, продолжается до сих пор. Ну, представьте себе – название современного израильского танка «Меркава» означает в переводе грозное «Боевая колесница», есть на Западе танк «Леопард», были у фашистов «Тигр» и «Пантера», а вот наш убойный танк Т-72Б носит скромное имя… «Рогатка».

А оснащение спецназа? Наручники «Нежность», электрошокер «Ласка-Супер», дубинка «Аргумент», газ «Черемуха». Врагов, сраженных аргументом, мы ласково шокируем и заковываем в нежность… Кто это все придумывает?

Это, конечно, дело секретное, сами понимаете. Имен «придумывателей» никто не раскроет.

Но предположения сделать можно. Имя автора бессмертных названий боевой техники – народ!

Не идя на поводу суждениям «узких специалистов» о необходимости строгой секретности новейших разработок и обязательной дезинформации потенциальных врагов, обозреватель ИА «Двина-Информ» решил все-таки самостоятельно докопаться до истоков происхождения таких удалых и вызывающих искреннюю улыбку названий советской и российской боевой техники. Все-таки Архангельская область – один из оплотов обороноспособности страны, и понимать историю необходимо. Так вот, оказывается, мода на какие-то конкретные, кроме цифровых и аббревиатурных шифров, названия оружия начали применяться во всем мире еще в 50-х и 60-х годах минувшего века. Северодвинская история об этом свидетельствует.

Первыми начали американцы, придумывая своим боевым системам звучные и даже пугающие имена. Видится, что это как бы и вынудило наших ироничных конструкторов писать своеобразные «письма турецкому султану». Например, грозные морские ракетные системы «Трайдент» (трезубец) или «Поларис» (Полярная звезда) явно вдохновили кого-то из наших разработчиков самой массовой в мире стратегической атомной подводной лодки проекта 667А дать ей шифр «Навага» (это «в миру», как хорошо известно в Архангельске, съедобная рыбка, очень вкусная после жарки).

После этого растерянные «вероятные и потенциальные», дабы не путать и не озадачивать лишний раз своих командиров и разведчиков, ввели для советских субмарин так называемую «Классификацию по НАТО». И ту же нашу ядерную «Навагу» почему-то обозвали «Yankee» (янки).

Теперь даже в российских военно-морских справочниках наши атомарины имеют и НАТО-вские имена. Так, например, наш проект АПЛ 667БДРМ носит имя «Дельфин» — это «по-ихнему» «Дельта-4». Проект 661 «Анчар» (он же «Золотая рыбка» -- это по НАТО «Papa» (просто -- папа).

Самые большие в мире тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» по классификации НАТО -- SSBN «Typhoon» (тайфун). А подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» по НАТО — «Akula». Подводные лодки проекта 949А «Антей» по классификации НАТО — «Oscar-II». Ну и так далее, все «наше» НАТОвцы переименовали в «свое» неизвестно по какому принципу.

Впрочем, могу только предположить – все переименования НАТОвцами проводились по принципу «раз мы не поняли, то и вы помучайтесь!».

И вот случай, которому лично сам был свидетель. Дело было когда-то в Архангельской области, в Северодвинске, в военном порту. До конца 90-х годов прошлого века на флоте была система кодовых слов для коммутаторов связи, лишь с помощью которых можно было связаться с разными командными пунктами по всей стране. Матросы-связисты (ну, или матроски-связисточки) в каждом звене этой иногда очень длинной цепочки просто тыкали штекеры в соответствующие гнезда позывных. Чтобы шпионы не догадались! И, поверьте, если «гражданский» межгород был когда-то большой проблемой, то по системе военной связи можно было дозвониться из Архангельска хоть во Владивосток.

Представьте картину: командир береговой части Беломорской ВМБ звонит из северодвинского военного порта жене, которая уехала в отпуск к маме в Нижнюю Туру на Урале. По «гражданской» междугородной связи не дозвониться, да и очереди опять же дикие. И он с удовольствием орет в трубку: «Дайте «Висельник!». Потом в цепочке связи были «Каторга», «Серпентарий», «Кладбище», «Могила», «Теща» и «Жаба» (!!!).

Я, при сем действе присутствовавший, заметил мичману-связисту: мол, любопытные какие позывные… А он в ответ: да это наш матросик такую цепочку позывных придумал, чтобы командиру угодить. Сейчас в отпуск уехал, по поощрению. Ну, не адмиралам же такой ерундой заниматься… Вот и вся отгадка, кто у нас суперсвязь на Северном флоте секретил… Круто и с юмором.

Очень может быть, что и с диковинными названиями нашей замечательной боевой техники что-то подобное тоже было…

Иных версий просто нет. Судите сами. В каталогах современного российского военного снаряжения можно встретить саперную лопатку «Задор», носилки «Вдохновение», подкалиберный снаряд «Мумия», светозвукошумовую гранату «Экстаз». В публикациях на тему российского ВПК есть ручной шестизарядный револьверный гранатомет «Гном», корабельная торпеда «Енот», противотанковая мина «Клещ», тактическая свободнопадающая авиационная бомба со специальной головной частью мощностью до 40 килотонн «Наташа», бесшумный автоматно-гранатометный комплекс «Канарейка», авиационная система единой индикации «Нарцисс»…

Комплексы артиллерийского вооружения у нас называются не угрожающе, как, скажем, американские «Дракон» или «Дубинка», а вполне себе мирно: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан» «Гиацинт», «Пион», «Хризантема» и так далее. Букет настоящий… У нас даже самый мощный в мире 30-ствольный самоходный огнемет «Буратино» называется!

Очаровывают диковинными названиями автоматический миномет «Василек», ротный миномет «Поднос», миномет «Сани», система активной проводной охраны «Кактус», межконтинентальная баллистическая ракета «Молодец», система управления артиллерийским огнем «Капустник», артиллерийский радиолокационный комплекс обнаружения целей «Зоопарк», контейнерная система управления ракетами «Фантасмагория», самоходное орудие «Конденсатор».

Приводят прямо-таки в восхищение своими названиями ракетный комплекс береговой обороны «Бал», противотанковая ракета «Метис» с ночным прицелом «Мулат», тяжелая боевая машина поддержки танков «Рамка», граната для подствольного гранатомета «Подкидыш», подствольный гранатомет «Обувка», радиолокационный комплекс артиллерийский разведки и управления огнем «Зоопарк». Совсем недавно снята с вооружения советская ракета «Кромка». Прикольно, но убойно!

Впрочем, хватит изощряться – кому особо интересно, без труда найдет еще кучу самых прикольных названий советской и российской боевой техники в интернете.

Андрей Михайлов, ИА «Двина-Инофрм»

Фото: www.klubsmi.ru

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 24.04.2014 15:53

Все о недвижимости — в одном месте!

26 апреля с 10 до 18 часов в Большом зале филармонии (пл.Ленина, 1) пройдет выставка для населения «Жилищный проект», в рамках которой будут работать бесплатные консультации юристов и дизайнеров интерьера!

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 24.04.2014 15:50

Паркуюсь у магазина

Сегодня, 24 апреля днем у магазина "Татьяна" прямо на тротуаре можно было увидеть припаркованный внедорожник. Его хозяин наверное не любит ходить пешком

Комментариев: 1
подробнее
popularnews: 22.04.2014 18:58

Нужна ли северодвинцам анонимность в интернете?

Государственная Дума закручивает виртуальные гайки, пытаясь усилить регулирование интернета. Депутаты приняли в третьем, окончательном чтении законопроект из "антитеррористического пакета", упорядочивающий обмен информацией в интернете.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 22.04.2014 15:47

Привычка парковаться на газоне

Жителями дома огорожен столбами газон. Но некоторых на паркетниках это не останавливает, объезжают все заграждения и паркуются прямо у забора с садиком.

Комментариев: 6
подробнее
popularnews: 22.04.2014 10:10

Мусоровоз разбил проезд у детского сада в Северодвинске

Северодвинск. Около детского садика «Цыплята» (Мира, 22) ежедневно по утрам ездит по газону и тротуару мусоровоз, смешивая остатки асфальта с грязью. Вот результаты его деятельности.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 19.04.2014 21:09

28лет аварии на ЧАЭС

26 апреля в 11 часов в Архангельске начнется митинг посвященный 28 годовщине аварии на ЧАЭС. В Северодвинске митинг начнется в 13час. 30мин.на Ягринском мемореале.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 11.04.2014 16:47

Первый космонавт планеты хотел стать подводником

12 апреля – День космонавтики. Архангельская область связана с темой космоса напрямую – чего стоит один наш замечательный космодром Плесецк! Но есть и еще тема, которая тоже напрямую связана с нашим краем. Темы эта касается Северодвинска, на верфях которого строилось большинство наших атомных субмарин.

Говорят, что самого первого космонавта Юрия Гагарина не только в космос, но и под воду тянуло: он признавался, что если бы не попал в космонавты, то стал бы подводником... И это не легенда! Юрия Гагарина в свое вредя действительно посвятили в подводники на Северном флоте по всем военно-морским традициям. В День космонавтики, наверное, пришел черед рассказать и об этом аспекте жизни первого космонавта.

В биографии Юрия Гагарина есть такой эпизод: после окончания военного летного училища он попал на Кольский полуостров, настоящий форпост России в Арктике. Он приступил к полетам с аэродрома Луостари. В официальной исторической летописи Северного флота, например, записано: «Североморские летчики по праву гордятся тем, что в их рядах служил первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин».

Прямо скажем, по мнению некоторых историков, это не совсем так, официально Юрий Гагарин по своей должности вообще-то морским летчиком не был, хотя как истребитель и тренировался в полетах по взаимодействию и прикрытию сил Северного флота.

25 октября 1957 года Гагарин окончил летное училище с отличием и в течение двух лет служил близ Мурманска в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года он налетал в общей сложности 265 часов.

В общем, по свидетельству многих историков, Юрий Гагарин официально состоял в рядах Военно-воздушных силах, которые организационно не входили, да и сейчас не входят в состав Военно-морского флота. Хотя в некоторых первоисточникам и указано, что его полк все-таки входил в состав Северного флота. Так или иначе, пусть в том детально разбираются историки и архивисты. Юрий Гагарин все-таки летал в северном морском небе, отрабатывал элементы боевой подготовки, в числе прочего и совместно с моряками.

Между прочим, именно с Кольской базы военной авиации Луостари молодой летчик Юрий Гагарин после соответствующего отбора и попал в отряд космонавтов. Через несколько лет, уже став нестоящей звездой мировой величины, Юрий Алексеевич был произведен в подводники совсем недалеко от своей первой военно-воздушной базы Луостари, в военно-морской базе Лиханамари.

На сайте Аvtonomka.org появились подробные описания этого события. В общем, дело было так. Авиационная база Луостари, на которой начинал службу молодой летчик Гагарин, и военно-морская база Линахамари расположены недалеко друг от друга. А вообще весь этот район в морском просторечии дол сих пор называют «Лихо на море» — короче, это не самое «уютное» место на Кольском полуострове.

В 1965 году, на вершине своей славы, первый космонавт вновь побывал в тех суровых местах. Во время этого визита он побывал и в Луостари, и в Линахамари, и на первой базе атомного подводного флота Западной Лице. Во время этого приезда на Кольский на одной из подводных лодок «атомной» флотилии космонавт вышел в море и был посвящен в братство подводников.

Все, что касалось тогда космоса и подводного флота, было жутко засекречено, и об этой истории немного подробнее заговорили только сейчас... Тогда Юрий Алексеевич по понятным причинам был звездой первой величины и за ним чередой ходили и военные, и гражданские чиновники всех рангов — как бы он где не поскользнулся, не задел что-нибудь. Во всяком случае, так гласят флотские первоисточники. Ну что ж, чиновное дело — оно такое, гляди, чтобы с Гагариным чего не случилось, а то и с тобой что-нибудь в результате «произойдет».

Несмотря на то, что его берегли пуще глаза, Гагарину удалось согласовать с флотским начальством собственный выход в море на борту атомохода проекта 675. Человек он был крайне дисциплинированный и никогда не своевольничал и не кичился своим высоким положением...

Атомная подлодка северодвинской постройки, на которую пал выбор начальства, и без того как раз собиралась в море на так называемый контрольный выход, поэтому такую «экскурсию» для Юрия Гагарина специально устраивать не пришлось. Перед выходом лодки в море ее командира, замполита и механика буквально замордовали инструктажами работники политорганов различных уровней. От командования лодки категорически требовали не погружаться ниже перископной глубины.

Но, как знают подводники, плавание на этой глубине с опущенным перископом очень рискованно, хотя морской полигон и усиленно охранялся надводными кораблями. В конце концов решили, что лодка будет ходить на относительно безопасной глубине в 40 метров.

Но, по флотским традициям, чтобы «причаститься» и стать настоящим подводником, надо поплавать на рабочей глубине, а для лодки того проекта это 240 метров. Что делать, решали чуть ли не всеми корабельным боевым расчетом, что несет вахту в центральном посту подводного корабля.

Ну, в общем, решили: глубину в 240 метров должны были... имитировать докладами. Сделали это, уведя Юрия Алексеевича из центрального отсека, где у него перед глазами был боцман на рулях и глубиномеры. А он ведь опытный летчик, прекрасно знает, что такое приборы, и ему все это знакомо, просто так не проведешь... Предварительно ему разрешили посмотреть в перископ, после чего он сказал: «И через этот маленький глазок вы общаетесь с миром?».

Как пишет сайт Аvtonomka.org, цитируя книгу трех замечательных авторов-подводников В. Мацкевича, В. Кулинченко и Э. Антошина «Служили три товарища», выйдя в море, подводники наперебой стали объяснять космонавту устройство лодки, свита была внушительная, «знатоков» было хоть отбавляй, все хотели попасть в историю. Все прошло на высоте, без всяких издержек.

По мнению командира лодки, Юрий Гагарин понимал все, но как бы принял правила «навязанной» ему игры. Он выпил полагающийся по весьма своеобразному обряду посвящения в подводники плафон забортной воды, поцеловал кувалду, привязанную к подволоку в одном из отсеков. Через полтора часа лодка всплыла, подводники вместе с космонавтом пообедали в кают-компании, поговорили на различные темы.

Кроме всего прочего, моряки поздравили Юрия Гагарина со вступлением в братство подводников, чему он был несказанно рад. В честь этого события подводники подарили ему канадку (кожаная куртка из овчины, непременный атрибут офицеров-подводников). Подарком он остался доволен, сказав, что ему в ней было бы гораздо удобнее в космосе, чем в скафандре.

Выступая после выхода в море перед подводниками флотилии, Юрий Гагарин высказал свои впечатления: «Ваши подводные лодки похожи на космические корабли, а вы все герои...». Далее он говорил о том, что знал и раньше о нелегкой службе подводников, но не представлял всей её сложности...

Вот такая история, о которой вряд ли что осталось в официальных документах военно-морского флота. Точнее, если и осталось, то наверняка до сих пор строго засекречено. Впрочем, мы своим рассказом никаких военных и тайн не открыли. Ну разве что такую: служба подводников очень сродни службе космонавтов...

И, в общем-то, Северодвинск с космосом тоже связан – причем очень крепко!

Андрей Михайлов, ИА «Двина-Информ»

Комментариев: 1
подробнее
popularnews: 11.04.2014 11:23

фирма "Норд-мастер"

07 апреля 2014 года на судебном участке номер 5(Бойчука 3) состоялся суд над ИП Павловским О.А. фирма "Норд-мастер"

Комментариев: 2
подробнее
popularnews: 25.03.2014 16:08

Последнее погружение адмирала Виталия Федорина

В Санкт-Петербурге ушел из жизни очень известный в Северодвинске человек – Виталий Михайлович Федорин. При жизни число его погружений равнялось количеству всплытий. Теперь он совершил свое последнее погружение, после которого всплытия не бывает... Пусть некрологом ему послужит прижизненное интервью в одной из центральных газет, которое в свое время скопировали почти все российские военно-морские сайты...

Командир дивизии ракетно-стратегических атомных подлодок «Тайфун», заместитель командующего «стратегической» флотилии АПЛ, бывший боевой пловец-диверсант спецназа Черноморского флота, уроженец сухопутной Мордовии, плодовитой на русских адмиралов и морских героев. И все это об одном человеке – контр-адмирале Виталии Федорине. Сейчас он начальник Центрального ракетного военно-морского полигона России, на котором испытываются все морские ракеты. Командир знаменитой Ненокско-Северодвинской «ноль-девятки» дал интервью газете «Россiя».

– Виталий Михайлович, давайте начнем знакомить читателей с вами – ну, скажем, как в личном деле записано. Что, где, когда.

– Без лирики то есть? Не получится. Хотя давайте попробуем. Родился в декабре 1952 года в семье служащих в Мордовии. Вдали от моря. Но теперь считаю своей родиной и Заполярье, где служил много лет. Последние три года школы учился в Одессе – тут уже флотские традиции, портовый город, мореходка. Мечта появилась – стать именно военным моряком. И после школы не приняли меня в Высшее военно-морское училище. Подвел возраст – мне только 17 лет стукнуло, потому что в школу в шесть лет пошел. Получил отказ, хотя писал взволнованный рапорт начальнику училища. Чтобы мне не терять впустую год, родители настояли, чтобы я поступил в Одесское высшее морское училище. Проучившись там полтора года, я вдруг понял, что больше все-таки тянет меня на военную службу. Военным я должен быть моряком, а не гражданским! Ушел из мореходки, попал на срочную службу. Оказался в спецназе Черноморского флота и, уже набравшись ума-разума, через два года поступил в Высшее военно-морское училище имени Ленинского комсомола на факультет «баллистические ракеты». С 1978 года по 2002 год – в действующем подводном атомном флоте на должностях от командира группы БЧ-2 до первого заместителя командующего 1-й флотилией АПЛ. Сейчас возглавляю Центральный государственный военно-морской полигон России.

– Можно сказать, судьба сложилась удачно. Но, вероятно, было в службе нечто такое, о чем пришлось сожалеть?

– Неужели намекаете: как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок?.. (Смеется.) В главном – не жалею ни о чем! Может, немного жаль, что не все задуманное удалось совершить. Пока, во всяком случае. Вот мечтал 25 «автономок» сделать, удалось – только 16. Но тут – причины объективные. С 1993 года корабли стали ходить в море реже. А ведь там – стихия моряка. И еще боевые службы, торпедные, ракетные стрельбыя По большому счету это и есть наша работа.

– Говорят, в свое время вы стали самым первым на флоте командиром атомной субмарины в звании капитана 3 ранга. А ведь должность-то, по-флотски говоря, кап-разовская!

– После училища сразу попал на так называемый плавающий экипаж, который часто бывал в море. В первом же боевом походе сдал зачеты на самостоятельное управление группой, получил зачет к несению ходовой вахты в качестве вахтенного офицера. Ну и всегда просил командира, чтобы ставил на вахту дублером вахтенного офицера на мостик. Не рвался, ноя стремился на командирский мостик.

– А у сослуживцев не было зависти? Ведь кто-то и прослужил поболее, и в звании был повыше.

– На боевом флоте зависти не бывает. Командир – такая должность, что не назавидуешься... Раз назначили – значит, заслужил. В Москве была такая ситуация: центральная квалификационная комиссия ВМФ обсуждала мою кандидатуру для назначения командиром АПЛ. Звучали голоса: давайте подождем, молод еще, вот через годик получит вторую звезду, тогда и назначим... Начальник комиссии доложил заместителю главкома ВМФ: так и так, офицер Федорин имеет девять боевых служб, прошел несколько «автономок» в должности старпома. А потом состоялся такой интересный диалог. Замглавкома спрашивает: «А вы когда на последней боевой службе были?» «В нынешнем году», – отвечаю. «А на предпоследней?» – «Тоже в этом году». – «Как же так получилось?» – «Да вот на соседнем корабле старпом заболел, пришлось пойти за него» – «Ну что ж, учитывая вашу «наплаванность», представление на командира будем подписывать. Служите!» Вот так «наплаванность» и определила мое назначение. Хотя с ранним командирством немало выходило курьезов.

– Например?

– Итак, назначают меня командиром «стратега» в звании капитана 3 ранга. Старший помощник – капитан 1 ранга, второй старпом – 2 ранга, замполит – тоже 2 ранга. Первый выход в море. Приходим в Полярный на доковый осмотр. Получаем по радио распоряжение: по прибытии корабля в Полярный командиру и старпому прибыть к командиру здешней бригады подводных лодок. Форма одежды – китель. Надеваю китель с погонами, на которых по одной звездочке, швартуемся к пирсу. Встречает корабль швартовная команда, которой руководит капитан 3 ранга. Естественно, схожу по трапу первый, наш вахтенный на борту командует: «Смирно!» А командир береговой швартовной партии мне и говорит: «Слышь, мужик, отойди в сторону, я сейчас командира встречать буду». И плечиком меня настырно так отодвигает. И скачет «через мой труп» докладывать старпому, капитану 1 ранга, который вслед за мной по трапу спускается. Докладывает, а старпом вежливо поправляет: мол, ошиблись, товарищ кап-три, вот он, командир, впереди, уже на пирсе. Тот упирается, не верит. С тех пор я всегда выходил в таких случаях на пирс только в подводницкой «эр-бэшке», на кармашке которой так и написано: «Командир». Чтобы вопросов не возникало.

– Это на суше – смешно. А приходилось попадать под водой в ситуации, когда кажется: ну все, уже не выбраться, «кранты»?

– Случалось. Подводный атомоход на глубине 190 метров на скорости семь узлов ударился в айсберг. От удара субмарина потеряла ход, стала проваливаться на глубину. В числе прочего вот что спасло корабль в этой критической ситуации: матроса-рулевого сначала бросило вперед, а руки он держал на рукоятках управления горизонтальными рулями. Когда откинулся назад, невольно, чисто автоматически, потянул рукоятки, переложил рули на всплытие. Рядом сидел опытный офицер, он успел произвести аварийное продувание цистерн главного балласта. Хотя и считается, что на большой глубине такой маневр малоэффективен, тем не менее свою роль он сыграл: лодка начала всплывать. Это как раз та ситуация, когда люди действовали автоматически, времени на принятие других решений просто не было.

Это была подлодка с тактическим номером К-279. Я там был помощником командира, как раз осматривал отсеки как вахтенный офицер, переходил из турбинного, восьмого, в реакторный, седьмой. Открыл переборочную дверь – и. Удар был настолько сильным, что люди, отдыхающие в каютах, попадали с коек. Между прочим, разбился весь запас судового вина. Что было, сами понимаете, для подводников весьма обидно. А я, как помощник командира, отвечающий за сохранность припасов, получил от командира втык за то, что моя служба снабжения плохо закрепила бутылки со столь необходимым в дальнем походе продуктом. С пробоиной в носовой части легкого корпуса мы проходили в северных морях еще два месяца. Потом действия экипажа командование флота признало полностью правильными, а в морской атлас были внесены рекомендации: в этих районах возможны встречи с айсбергами даже на глубине свыше 200 метров.

– Вам пришлось оставить море и сойти на берег. Отличается ли служба в боевой подводницкой дивизии от службы на ракетном полигоне?

– Да, на суше – размеренность, выполнение всех мероприятий по распорядку дня, регламент. На «плавающих» кораблях, в дивизии, на флотилии такого не было, конечно. Рабочий день не нормирован, бывает, что во время подготовки экипажа к выходу в море рабочий день – это круглые сутки. Якорный, как говорят, режим. И никто из офицеров и мичманов не спрашивает: а когда же домой? Но именно так и должен существовать боевой флот. По большому счету на нашем на первый взгляд «сухопутном» военно-морском полигоне служит немало бывших боевых подводников. Так что преждняя «закваска» сохраняется. Да и у меня после смены места службы вряд ли наметился крен в сторону спокойной жизни.

– А кто у вас в тылу?

– С женой Ольгой в октябре прошлого года отметили серебряную свадьбу. Познакомились, когда она еще школьницей была. Приглашают нас, курсантов военно-морского училища, провести уроки мужества в одной из ленинградских школ в канун 23 февраля. Прихожу в девятый класс, начинаю рассказывать про корабли, про моряков, флот. Смотрю – на меня очень внимательно глядит симпатичная девушка. Глаза ее по мере моего рассказа становятся все более внимательными, все более восхищенными. Я начинаю распаляться, все круче и круче рассказываю про море, про корабли. В конце концов вызвался ее проводить. Вот с тех пор и провожаю. Уже четверть века...

Помню, был «эпизодик» в тот период, когда я еще в женихах ходил. Май, Ленинград, я – курсант второго курса. Снег едва сошел, а я ботинки нагуталинил, вот пыль и налипла. Подхожу к квартире своей невесты. Гляжу на ботинки – е-мое, из черных стали серыми. Перед будущей тещей неудобно: что подумает? Вытащил носовой платок – белый, жалко. Листья еще не распустились, чтобы хоть ими ботинки протереть. Что делать? Гляжу – возле дома болонка бегает, беленькая такая, симпатичная. Говорю: «Прости!» – и чищу этой самой болонкой свои ботинки. Зашел в квартиру, чай пьем. И вдруг лапой кто-то в дверь скребется. Будущая теща: «Ой, это наш Васька пришел». Вбегает та самая болонка – и на меня с рычанием. Теща: «Что это вас, товарищ курсант, так наша болоночка не любит? Ой, это какой же негодяй нашего Ваську так умуздыкал? Кошмар! Я ведь шампунем вчера помыла. Да я бы этому мерзавцу...» Через 15 лет я теще все-таки признался: этим негодяем был я. Она была женщиной с понятием, рассмеялась.

Дочери 24 года, носит высокое звание мичмана Военно-морского флота. Служит в Санкт-Петербурге, в военно-морском училище имени Дзержинского (правда, так оно называлось раньше – сейчас это военно-морской инженерный институт). Сыну 14 лет, учится в лицее Северодвинска. Есть у него, кажется, стремление пойти по стопам отца. Компьютеры, программирование – это все для него. Новое поколение выбирает.

Есть еще один зигзаг судьбы, связанный с Северодвинском, которому не устаю удивляться. Мы приехали сюда и вселились в дом, гдея родилась моя жена. Отец ее был начальником первой школы подготовки младших специалистов для электромеханических боевых частей в Северодвинском учебном отряде подводного плавания. В прошлом году, когда переехали из Заполярья в Северодвинск, получили эту квартиру. Тесть тогда удивился: «Как, в том самом доме? Подожди, да там ведь мы и жили, там Ольга родилась. А какой подъезд?» Оказалось, соседний. У них был второй этаж, а мы сейчас живем на четвертом. Вот такой жизненный виток.

– А жизнь военного моряка за последнее время сильно изменилась?

– Не решусь давать строгие оценки, скажу только так: пока остаются люди, способные нормально выводить в море корабли, отдавать этому все силы, флот будет жить. Иной раз поражался и восхищался нашими подводниками. Нет денег – и экипаж сбрасывается из личных средств на запчасти, на краску, чтобы корабль вышел в море. С собой инструменты носят, выполняют работу за наладчиков, осваивают новые специальности. Это могут делать только люди, которым небезразличны судьбы кораблей, флота. Извините за пафос. Но тут именно такой случай, когда без пафоса не обойтись. В последнее время отношение государства к проблемам флота нормальное, позитивное. Это ощущается не только по увеличению денежного содержания экипажей. Выделяются нормальные суммы на исследовательские, проектно-конструкторские работы, на содержание матчасти. Первые шаги к возрождению флота уже делаются. А крики о том, что флот развален, раздаются только от людей, очень далеких от флотской действительности. От тех, кто считает, что «хорошо море с берега, а корабль – на картинке». Флот на плаву и не собирается идти на дно.

– Вы командуете Центральным военно-морским полигоном России. Чего бы командир пожелал своим подчиненным?

– Чтобы наш полигон жил нормальной жизнью. У нас уникальные кадры, которые ни одно специализированное учебное заведение не готовит. Все специалисты, попадая на наш объект, уже имеют, кроме чисто житейского, опыт на боевом флоте. И пусть этот опыт будет всегда востребован.

– А есть ли у контр-адмирала Федорина хобби, любимый напиток, еда, песня?

– Хобби – плавание. Был чемпионом по подводному плаванию и ориентированию Черноморского флота. Любовь к плаванию осталась, наверное, со времен службы в спецназе ЧФ. Отпуск чаще всего семьей проводим на Черном море – либо в Хосте, либо в Геленджике, либо у старшего брата в Одессе. Любимая песня – та, где есть такие строки: «Нам скажут, не спорьте, а мы и не спорим...»

– Да, там есть еще такое: «Но нам никогда не прожить без морей».

– Экипаж мой очень любил эту песню... Из еды уважаю рыбу, так сказать, во всех ее проявлениях – жареную, в маринаде, сушеную и так далее. Из напитков – пиво. Из крепких я русский человек, поэтому, сами понимаете. Но, конечно, в разумных количествах.

Андрей МИХАЙЛОВ

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 19.03.2014 13:03

В Северодвинске продают гаишника-попрошайку

Тему любопытных фигурок, которые продаются в магазинах города поддержал еще один читатель БК, прислав свое фото.

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 18.03.2014 10:12

В Северодвинске продают старуху-нищенку

Фотографирую «интересные», «забавные» и «не очень» темы по Северодвинску. Сегодня попалась как раз такая - грустная. Посмотрите сами что предлагает купить магазин на ул.Железнодорожной. Называется – «Старушка- нищенка». Любопытно посмотреть, кто купит такое почти за четыре тысячи рублей…

Комментариев: 0
подробнее
popularnews: 14.03.2014 23:09

Не дайте себя обмануть!!! Очередные юридические фокусы от управляющей компании.

Обязательно прочитайте, осмыслите и расскажите знакомым. В нашем доме (Морской 5) появились объявления МПЖРЭП о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, с повесткой собрания из 5-ти пунктов. На первый взгляд вроде ничего необычного, отчет о проделанной работе, дублирование опубликованной информации о формировании фонда капитального ремонта, запрос о разрешении использования личных данных, определение сроков оплаты квитанций и передачи показаний и т.д. Но в середине этих трудночитаемых пассажей, как бы невзначай «хитроумные» юристы коммунальщиков втиснули неприметную поправку в договор управления с ОЧЕНЬ ДАЛЕКО ИДУЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ,- «Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовый нужды, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого или нежилого помещения». Думаю, что Вы с трудом дочитали это до конца, а что бы осмыслить прочитанное нужно еще и порядком напрячь воображение…. А теперь попробуйте представить себе среднестатистического пенсионера, пожилого человека, уставшего работягу и обыкновенную домохозяйку, которым в ворохе другой полезной и как бы правильной информации подсунули это нововведение для подписи. Не желая показаться несведущим, человек подмахнет документ и сам даст согласие повысить себе цену за «коммуналку». Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством по предоставлению коммунальных услуг, оплата за перерасход сверх нормативов общедомового потребления (оказывается есть и такие нормативы) ложиться на управляющие компании (чему они конечно не рады, т. к. увеличиваются затраты на обслуживание дома), тем самым заставляя эти управляющие компании проводить мероприятия по энергосбережению, отслеживать правильность эксплуатации приборов учета, искать и ликвидировать «протечки» в энергоснабжении дома. В этих документах управляющим компаниям также предоставляются достаточные права и полномочия для осуществления этих мероприятий (проверка приборов учета, выявление «резиновых» квартир, магнитов на счетчиках и т.п.). Конечно же коммунальщикам дополнительные хлопоты не нужны, поэтому они и изобрели подобные изменения в условия договоров. После «протаскивания» этих решений жильцы будут вынуждены оплачивать бездеятельность управляющих компаний, оставаясь один на один с вороватыми соседями и ленивыми, незаинтересованными коммунальщиками.

Не дайте себя обмануть, вовремя выявляйте подвох в решениях собраний, не голосуйте против своих интересов, не позволяйте и дальше повышать оклады управленцев-коммунальщиков за наш счет!

Комментариев: 1
подробнее
popularnews: 11.03.2014 13:07

На остановке ЛИАЗ задел ПАЗик

Сегодня утром в Северодвинске на автобусной остановке на Железнодорожной произошло столкновение двух автобусов. ЛИАЗ 15-го маршрута при повороте не рассчитал радиус и повредил впереди стоящий ПАЗик.

Комментариев: 0
подробнее
Страница :1 2 3 4 5  > ... 22


логин      пароль           регистрация


f

  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

АРХИВ  
 
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

послать народную новость


ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты








Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Belomorchannel ( "Беломорканал") свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-36911, ИА № ФС77-37897 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.