Константин Рыбинский: «Заметки издалека. Заметка шестьдесят девятая. Moon Far Away»
Мнения: 05.05.2025 20:00 Просмотров: 855 |
Авторская колонка Константина Рыбинского.
Музыкальная группа Moon Far Away недавно напомнила о себе, выпустив в свет новую работу: сингл "Соловки". Сингл представляет из себя медитативный звуковой ряд с наложением нескольких строк из одноимённой поэмы Анны Долгаревой.

Увы, ситуация в современной массовой культуре такова, что впору начать с рассказа о товарище Долгаревой, но не она сегодня является объектом представления.
MFA существует с 1994 года, как детище Алексея Шептунова, являющегося бессменным лидером коллектива до сих пор.
Некоторые авторитетные граждане считают MFA самым известным в мире коллективом из Архангельска. Безусловно, широко известным в узких кругах людей, серьёзно интересующихся современной альтернативной музыкой.
Творчество коллектива принято относить к направлению нео-фолк. Нео-фолк - это фольклор, обогащённый звучанием современных цифровых технологий. Древние тексты дают силу Поморской земли, а современные технологи - невероятную свободу звучания.
Дискография MFA богата, но безусловным прорывом я назвал бы альбом 2005 года "Беловодие", вышедший одновременно в России и во Франции.
Рассказывать о музыке бесполезно, её надо слушать. Аутентичный женский вокал в сопровождении шаманских звуков в записи, а на концерте ещё и обрядовые маски, костюмы, поднимают их творчество выше обычного развлекательного песенного жанра. Послушав их, понимаешь, что русский фольклор - это не Кадышева, не к ночи она будь помянута.
Вне всяких сомнений Moon Far Away - предмет гордости Севера, часть его силы. Это отчётливо видно издалека.
Мне удалось задать несколько вопросов лидеру группы Алексею Шептунову.
1. Что ты вкладываешь в название команды? (Лично у меня туча ассоциаций. Moon far away – уходящая, исчезающая луна).
- По поводу названия, собственно, ничего не вкладываю. Родился изначально такой некий образ, который мы воплотили и обыгрывали, но никакой мифологии с ним не связано, хотя по вдохновению я иногда в разных интервью выдумывал какие-то версии, но, в общем, на самом деле это просто некий образ, который когда-то привлек своей красотой и простотой. Изначально это было именно на английском языке, потому что мы когда начинали, не было практически никакой нео-фолковый сцены в России, мы ориентировались на иностранную публику иностранный лейбл, поэтому как бы так все и получилось.
2. Определи коротко для несведущих: что такое неофолк вообще, и архангельский в частности?
- Для меня это современная форма размышления о фольклоре. Это поиск неких корней, неких архетипов, которые в каждом человеке существует. И не всегда это выражается у музыкантов на уровне обращения непосредственно к текстам фольклора или эпосу того народа, который они представляют. По глубокому убеждению, фольклор до сих пор творится, он до сих пор воплощается снова и снова. И постиндустриальное общество, она в общем, совершенно никакой не даёт причины этим не заниматься. То есть искусственной преграды у фольклора нет, и я думаю, что никогда не будет. Он останется некой сферой общественного творчества, скажем так. Ну, архангельский нео-фолк связан с MFA, я думаю, что это уже некий бренд на может быть даже мировой сцене, потому что город Архангельск знают по MFA изначально. Есть сейчас другие группы, которые этим занимаются и достойно. Я думаю, что дело критиков, и дело мыслителей находить между нами общие черты. Можно, конечно, говорить о какой-то поморскости, русской северности, вполне это возможно. Нео-фолк - это жанр пост-индустриальной музыки, помешанный на современные поиски корней, скажем так. Архангельский нео-фолк - это просто некая абстракция, которая имеет отношение к месту, где мы живем, которое нас вдохновляет.
3. Что для тебя творчество?
- Это просто некая среда, в который я привык самовыражаться, скажем так.
4. Мы оба следим за деятельностью товарища Прилепина. Как ты относишься к его идее усиления регулирующей роли государства в области культуры?
Мне он нравится как писатель, как очень умный человек, мыслитель, философ. Я во многом с ним согласен по поводу усиления регулирующей роли государства в области культуры.
5. Расскажи о работе над “Соловками”.
- Музыкальная тема этой композиции родилась около двадцати лет назад в один из моих первых приездов на Соловки. Действительно так у меня очень часто бывает, что какие-то мелодии, какие-то идеи музыкальные со мной долгое время живут, ищут своего воплощения, и я помню, как эта тема пришла мне в голову, когда я ехал на Соловки на катере. Она зазвучала у меня в голове, и очень долго я с ней ходил, возвращался к ней. Вот сейчас она дождалась своего времени. Именно в той форме, в той аранжировке, в которой мы ее записали. Теперь я полностью доволен. Композиция достаточно нетипичная. Скажем так, по своему размеру достаточно сложная, долго искалась форма. Сейчас я очень рад, что так вот все и получилось. Однажды в один из приездов Анны Долгаревой на Север, мы поймали её на северодвинском радио, и по моей просьбе она мне на диктофон наговорила отрывки своего стихотворения, которые написала на Соловках, и которое, на мой взгляд, очень хорошо подошло под замысел композиции. Так ее голос появился на этом треке. Там также много полевых записей, звучание каких-то конструкций, деревянных, которые были записаны на Яграх. Там звучат колокола соловецкого монастыря в конце. Соловки - это такое место, которое меня бесконечно вдохновляет, может быть самое любимое место на Земле. Я туда приезжаю с большим желанием. Хорошо знаю большой соловецкий остров, практически полностью исходил его пешком, жил в избушках на берегу моря очень долго. Это очень близкая мне духовно земля.
Совсем скоро Moon far away можно будет услышать вживую. Десятого мая они выступают в архангельском клубе Колесо. Всем однозначно рекомендую. Ну, а альбомы группы есть в интернете на множестве площадок.
КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ
Комментарии
=========
Т.н. «сингл» я, естественно, не слушал и потому ни осуждать, ни одобрять не могу, но богатое воображение подсказало мне вот такой сюжет, по-моему, не сильно далекий от истины, ибо как написано – «Архангельский нео-фолк - это просто некая абстракция, которая имеет отношение к месту, где мы живем...», ну типа, нео-волк на луну, в облаках исчезающую, воющий.
proza.ru/.../24.jpg
А Кадышеву этот балбес здря лягнул, народ её любит-уважает. Не тот народ, который ныне в РФ народился, а тот который фашизму бошку свернул в 45-м. Ибо Кадышева прямая сонаследница Шульженко, Руслановой, Неждановой и др именитых певиц того боевого беспокойного времени, которое не чета нынешнему болоту, ряской мещанства подернутому, бредущему всем скопом неведомо куда.
RSS лента комментариев этой записи