Константин Рыбинский: «Заметки издалека. Заметка шестидесятая. Ты начальник, я дурак»

Категория: Мнения
Создано: 03.03.2025 20:00
Просмотров: 1420

Авторская колонка Константина Рыбинского.

«Самая важная вещь на свете - субординация и выслуга лет», - так говорил персонаж давно забытого советского фильма.
Действительно, огромную часть жизни люди вынуждены проводить на работе, а там, как ни крути, ждёт должностная иерархия.

Старая теория общественных отношений объясняет неравенство людей с точки зрения патриархии. Принятые в семье уважение, почитание авторитета и подчинение отцу автоматически переносятся на сложные сообщества от бригады грузчиков до государства. Каждый начальник – отец родной для подчинённых. Он о них заботится, они его слушаются.

Старик Конфуций любил эту идею, всю свою философию на ней построил.

Идеальная теория, но в идеализме и заключается её главная беда.

Хорошо, если начальник – высокоморальный интеллектуал, знаток Конфуция и Локка. А если из всей мировой культурной сокровищницы персонаж усвоил только «Му-му», обожает охоту, зимнюю рыбалку и военные парады, несмотря на то, что этот персонаж – женщина в летах? Не беда, если она останется семейным деспотом, сживающим со свету родных, а если судьба занесёт на руководящий пост?

Знаю о чём говорю – довелось поработать в подчинении у такой особы, да и не только мне. Опытные специалисты покидали её кабинет в предынфарктном состоянии, сражённые манерами надзирателя колонии.

В России патерналистская модель рабочих отношений чаще всего реализуется в виде убогой формулы: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Даже Пётр Первый, Государь Император Божией милостью, писал: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Всё бы ничего, но помимо того, что такая система эстетически отвратительна, так она ещё и не очень эффективна. Сплошь и рядом на руководящих постах оказываются клинические идиоты, особенно на государственной службе. Надувают щёки, втирают очки начальству, поощряют задолизов, доносчиков, склочников, путаются под ногами, и, конечно же, заваливают любое дело. Хоть освоение космоса, хоть военную операцию.

Работал я и в другой модели отношений, реализованной в крупной международной компании. Отношения начальник-подчинённый выстроены в ней как партнёрские. Использование обращение по имени-отчеству запрещено, только имена. Единственный критерий эффективности – личная компетентность и результат. Руководящий состав снизу до верху настолько профессионален, что его авторитет не нуждается в мерах дисциплинарной поддержки. Менеджмент всегда открыт к диалогу, поощряет инициативу, пресекает склоки. Ни разу не встретил там бездаря или лентяя. Как результат – прекрасная рабочая атмосфера, и высочайшая эффективность.

Часто приходится слышать, что талантливые представители нового поколения, выросшие на остатках свободы двухтысячных, не приживаются в душных авторитарных коллективах под началом напыщенных бездарей.

Товарищ Стиллавин предлагает ломать таких об колено, приучать к дисциплине. Люди, взращённые СССР, наверное, не могут иначе. Прилепин хочет заставить ходить строем литераторов. Минпрос – учителей. Минздрав – врачей.

Может, кому-то и по душе мир казармы, где красят траву на газонах и ходят строем, но там воли нет, там портянками смердит.

Видимо, это тот редкий случай, когда я целиком на стороне нового поколения. Основа здоровых, продуктивных общественных отношений – не приказ, а сотрудничество.


КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ

Комментарии   

oushkouy
#15 oushkouy (c нами очень давно)05.03.2025 04:39
Если я не прав, пусть меня поправят специалисты. По моему мнению, автор склонен к когнитивному искажению, сверхобобщению, при котором единичный факт выдается за общий вывод. Так, мне попался руководитель монстр, родом из СССР, значит все российские руководители - монстры, а родившиеся в СССР склоннык патерналистской модели. Я работал в международной компании, где все основано на сотрудничестве. Значит, все международные, а значит и иностранные компании так работают. Логично? Вроде бы. Но что то цепляет. Как представляется, патерналисткая модель особенно присуща азиатскому стилю руководства - Япония, Корея, и т.п. Оя - ко. А что касается пресловутого "начальник - дурак", то тут все зависит от человека. Бывает так, что от подчиненного добиться результата можно только мотивировав его крепким словом. К сожалению. Здесь все взаимозависимо. И насчет выбора "молодого поколения". Оно также далеко неоднородно. Так что, Константин опять весьма тенденциозно "задает настроение", причем, как видно из его последних текстов - узконаправленное.
Сообщить модератору
steed
+2 #14 steed (c нами очень давно)04.03.2025 22:50
Цитирую мяузер:
Когда-то здесь были другие интересные рубрики
так когда-то вообще в стране БЫЛО! ;-)

Цитирую alcobabuin:
данная заметка - бред человека, утратившего связь с реальностью.
это на втором опусе было заметно :lol:
Сообщить модератору
Pepe
#13 Pepe (c нами с 12.06.2024)04.03.2025 17:48
Alcobabuin на самом деле высказал далеко не тривиальную вещь — оторванность от реальности.
После распада СССР прошло всего четверть века. На протяжении семидесяти лет, а это примерно пять поколений, формировалось новое, доселе невиданное, общество советского-Нового человека. Утопия настолько была внедрена в умы люлей, что превратилась в идею , почти в религию-гротеск.
Моделей взаимодействия в трудовых отношениях достаточно много. В России есть разные. Есть описанные Константином, а есть и не описанные. Описана модель советских времен про начальника-дурака и работника-интелектуала+с моральным компасом.
Был такой советский и российский философ Александр Зиновьев, человек удивительной судьбы. Был выслан из СССР, но не опустился до уровня многих диссидентов и не отходил от реальности и принципа объективности. Несомненно был интеллектуалом. Я думаю, что в своём романе "Гомо советикус" он наиболее точно и объективно описал проблему, о которой идёт речь в заметке Константина применительно к России. В России до сих пор больше так, чем по другому. Приведу отрывок:
"Если бы интеллектуалы заняли место руководителей общества, стало бы много хуже, ибо у них нет чувства реальности, здравого смысла. Для них их словеса важнее реальных законов и тенденций общественных процессов. Психологический принцип интеллектуалов таков: мы могли бы организовать всё наилучшим образом, но нам не дают. А фактическое положение таково: они могли бы организовать жизнь наилучшим образом лишь при наличии условий, которые практически неосуществимы, и потому они не способны действовать даже на уровне презираемых ими лидеров общества.
Фактические руководители подчиняются потоку жизни, и потому они хоть что-то делают. Интеллектуалы недовольны тем, что поток жизни им неподвластен. Они его считают неправильным. Они опасны, ибо выглядят умными, будучи на самом деле профессионально изощрёнными глупцами.".

Так что, Константин, не всё так очевидно и однозначно в этом вопросе. И это ещё хуже, чем, если было бы либо одно, либо другое из упомянутых вами моделям.
Сообщить модератору
alcobabuin
+1 #12 alcobabuin (c нами с 26.02.2021)04.03.2025 16:09
Знаю одного руководителя.
Он, как человек, в прошлом, рабочей специальности, решил сделать рабочим в своей фирме комфортную среду для времяпрепровождения в перерывах или в ожидании работы.
Ну а ему там, в этой комфортной среде, всё засрали, заплевали, сломали, а потом еще и требовали «вернуть всё взад», когда лавочка закрылась.
Вот эти вот, которые «на ты» общаются и по имени, а то и по погонялу.

Так что, данная заметка - бред человека, утратившего связь с реальностью. Лучше бы дальше про Пинегу писал.
Сообщить модератору
Vavanzo
+2 #11 Vavanzo (c нами очень давно)04.03.2025 12:27
Я тоже работал в норвежской компании. И это было самое лучшее время. У них все намного проще, чем у нас. Очень высокий уровень доверия. Огромное внимание уделяется понятию work environment - атмосфера в коллективе если по нашему. Никто естественно строем не ходит и не лабызит перед начальством. Обращение к начальнику по имени. Стучать при входе в кабинет не нужно. Здороваются все сидя. Привет! Вот и всё. Зайцевич там не выжил бы ибо Лизнуть там просто не кому и не зачем
Сообщить модератору
Зайцевич
+1 #10 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)04.03.2025 11:16
Прошу пардону, не там разместил екоммент.
Сообщить модератору
Billy
#9 Billy (c нами с 03.04.2017)04.03.2025 11:15
в крайности не надо бросаться, вот и весь рецепт.
да, раньше были перегибы с "выслугой лет", сейчас бросились в "другую модель", где как будто бы равенство-братство и результат...
далеко ходить не надо, взять те же северодвинские судостроительные предприятия, администрацию города - звено руководителей сильно помолодело, а что с братством? и главное, где результат?
Цитирую мяузер:
А Рыбинский работал в пивоваренной компании Эфес, он этого не скрывает, компания действительно международная.
ЗЫ: если у аффтара такой опыт по работе в российском "Эфес", то это субъективное мнение, его личное. Не понаслышке знаю мнение молодежи некогда его головного предприятия - отзывы были обратные. Но показуха - на высоте.
Сообщить модератору
Зайцевич
#8 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)04.03.2025 11:11
Пиар или Сильный ход? похоже, что хронометраж рабочего времени показал вопиющую недозагруженность должностных лиц. Не исключен массовый саботаж данной инициативы. Или даже бунт на корабле. Ждем-с, затаив дыхание.


Пс; - а которые не дозвонятся, или номер квартала не знают, пусть звонят «Квартал 95», +380 (44) 255-73-33, Зеленский Владимир Александрович. Результат будет одинаковый!
Сообщить модератору
мяузер
+3 #7 мяузер (c нами с 19.02.2020)04.03.2025 09:41
Когда-то здесь были другие интересные рубрики, журналистику напоминали, но это же работать надо
Был бизнес-ланч tv29.ru/.../... , были интервью tv29.ru/.../... , tv29.ru/.../...
Сообщить модератору
мяузер
#6 мяузер (c нами с 19.02.2020)04.03.2025 09:21
Цитирую Silent C:
Однако, странным образом, начало Вашего вещания совпадает с началом нравоучительных опусов одной тётеньки. Ответьте честно - это какой то проект?! Совпадение?!...

Аналитики Беломорканала, он же WC, уже давно стали подозревать, что на неграмотном копировании полицейских хроник "информационное агентство" долго не протянет. Ввели "авторские колонки", понедельник Рыбинский, вторник Тротуарова. Был еще профсоюзный бонза, его ненадолго хватило.
Сообщить модератору
мяузер
+4 #5 мяузер (c нами с 19.02.2020)04.03.2025 09:06
Цитирую Зайцевич:
Опять этот пижон нагородил небылиц. Особенно впечатляет абзац, где он живописует порядки в международной компании «где я работал»

Совершенно очевидно, что Ссулевич - недалекий пенсионер не выезжавший дальше Рикасихи, с мозгами, промытыми отечественным телевидением. У таких в Европе 100% населения англосаксы и меньшинства, только и думающие, как бы напасть на соседнюю страну, а любой бизнес держится исключительно на пятиминутках ненависти и комнатах ярости. Мыслит внушенными шаблонами.
А Рыбинский работал в пивоваренной компании Эфес, он этого не скрывает, компания действительно международная.
Сообщить модератору
Лиса
+5 #4 Лиса (c нами с 18.10.2021)04.03.2025 02:59
Цитирую Зайцевич:
Опять этот пижон нагородил небылиц. Особенно впечатляет абзац, где он живописует порядки в международной компании «где я работал».
Совершенно очевидно, что этот полуправдоподобный сюжет, пользуясь выражением Жванецкого, «целиком взят из жизни голубей».

Ты, зайцевич, родился в совке и живешь до сих пор в совке. В том самом совке, где в порядке вещей начальнику самоутверждаться за счет подчиненного, что исполняют вообще все. Даже мелкие местные чиновнички - и те находят кого-нибудь, на ком можно публично потоптаться.

Открыть глаза пошире, увидеть своими глазами, что где-то люди взаимодействуют иначе даже не можешь. Ну, значит, и помирать тебе тоже в совке. :D
Сообщить модератору
Silent C
#3 Silent C (c нами с 27.03.2023)04.03.2025 02:32
Константин, у Вас были правильные мысли по некоторым вещам. Однако, странным образом, начало Вашего вещания совпадает с началом нравоучительных опусов одной тётеньки. Ответьте честно - это какой то проект?! Совпадение?!...
Сообщить модератору
Зайцевич
+1 #2 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)04.03.2025 00:02
Работал я и в другой модели отношений, реализованной в крупной международной компании...
=========

Опять этот пижон нагородил небылиц. Особенно впечатляет абзац, где он живописует порядки в международной компании «где я работал».
Совершенно очевидно, что этот полуправдоподобный сюжет, пользуясь выражением Жванецкого, «целиком взят из жизни голубей».
Как будто не в западных компаниях придуманы пятиминутки ненависти и комнаты ярости, где можно избить палкой чучело начальника или оскорбить его самыми поносными словами, плюнуть в рожу и т.п., чтобы снять с себя стресс, как результат «партнерских отношений». Вот те и «прекрасная рабочая атмосфера, и высочайшая эффективность».

Кроме того, пижон путает общественные отношения с производственными.
Сообщить модератору
Билев
+5 #1 Билев (c нами с 19.04.2023)03.03.2025 22:02
Да, меру бы надо знать в стремлении устроить на теплое местечко близкого человечка.
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.