Авторская колонка Константина Рыбинского.
Ещё древние китайцы подметили, что всё в нашем мире состоит из противоположностей, а их диалектическое единство и является естественным способом существования материи, тем самым загадочным Путём, Дао, которому и мудрые люди должны следовать.
Позже эти идеи подняли на щит диалектического материализма товарищи Маркс и Энгельс, творчески развивал великий Ленин. Авторитетные граждане утверждают, что учение это истинно, потому что верно. С таким железобетонным аргументом не поспоришь, драпируй стыдливо мавзолей или нет. Стало быть, и мы, поговорив о воле, должны разобраться с её противоположностью.
Казалось бы, всё просто: противоположность воли – неволя. Вечно живой юношеский максимализм вопиет, что человек либо свободен, либо нет; и он прав по-своему, да и звучит поэтично. Но скучный жизненный опыт ворчит, что между абсолютным светом и абсолютной тьмой – весь видимый мир, состоящий из их смеси в разных пропорциях.
Абсолютная воля возможна лишь на необитаемом острове, где нет других людей. Как только рядом появится Пятница – воля закончится. Придётся поступаться своими желаниями ради общественного порядка, гармонии и благорастворения воздухов. Об этом прямо говорит известная теория общественного договора. Дескать, люди отказались от части своих естественных свобод в пользу государства в обмен на спокойную, упорядоченную жизнь. Ну, скажем, я отказываюсь от природного права дать по башке любому, кто мне дорогу перешёл, а общество взамен гарантирует, что и я внезапно не получу дубиной.
Конечно, в любом случае жизнь гражданина – не воля. Но неволя ли?
Существует тонкая, легко и соблазнительно для власть имущих пересекаемая грань между разумными ограничениями, которые общество накладывает на своих членов ради общего блага, и деспотией, тоталитарным уродцем, который стремится контролировать каждый шаг гражданина, который таковым быть перестаёт, становясь винтиком бездушного механизма.
Товарищ Стейнбек, путешествуя в одна тысяча девятьсот сорок шестом году по СССР, подметил очень важное различие между американцами и русскими. Он утверждал, что американцы очень ревностно следят, чтобы правительство не получило слишком много полномочий, которые позволили бы ущемить гражданские свободы. Русские же, по его словам, наделили своё правительство всеми полномочиями, какие только можно представить.
Хотите – поспорьте, только по большому счёту знаменитый писатель и журналист с цепким взглядом прав.
Когда сегодня какие-то скучные люди с больными лицами начинают указывать мне, что смотреть, а что нет, что слушать, что читать – это уже не разумные ограничения, это самая настоящая неволя. Когда эти же люди начинают запрещать мне выражать своё мнение, когда просто за слово из пяти букв или за цветовое сочетание в одежде можно получить наказание – это неволя. Когда даже дети начинают бояться размышлять на определённые темы – это неволя.
Так уж сложилось, что россияне наслаждались гражданскими свободами лишь несколько коротких периодов своей истории, и все эти периоды сопровождались экономическим неустройством. Многие мои сограждане искренне считают, что свобода – это хаос, упадок и анархия. Люди начали бояться свободы, а хитрецы от власти этот страх умело подогревают.
Конечно, жить в неволе можно. Только стыдно.
КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ
Комментарии
Ты как в воду глядел
Есть все основания считать совокупность творчества Айн Рэнд, автора романа "Атлант расправил плечи", одной из самых колоссальных (как по объему, так и по масштабам воздействия на умы) и нетривиальных попыток дать всеобъемлющий ответ на эти столь актуальные ныне вопросы. Айн Рэнд родом из России, из Санкт-Петербурга. Дочери питерского аптекаря средней руки, в ранней юности вкусившей прелестей революционной и послереволюционной российской жизни, удалось, несмотря на сомнительное социальное происхождение и антибольшевистские взгляды, закончить ставший уже Ленинградским университет и поработать экскурсоводом в Петропавловской крепости. Цельная и целеустремленная, абсолютно бескомпромиссная и склонная к нравственному максимализму, она оказалась даже близка к плакатному типажу комиссара, растиражированному соцреализмом. Однако взгляды и идеалы ее были противоположны коммунистическим. При таком сочетании она была в Советской России не жилец, и прекрасно это понимала. В 1926 году ей чудом удалось вырваться сначала в Латвию, а затем и в США, где она обрела вторую родину и долгую писательскую (и не только писательскую) славу.
"Атлант расправил плечи" – монументальный по замыслу и объему роман, переведенный на десятки языков и опубликованный десятками миллионов экземпляров. Место действия – Америка. Но это Америка условная: к власти в США приходят социалисты и правительство берет курс на "равные возможности", считая справедливым за счет талантливых и состоятельных сделать богатыми никчемных и бесталанных. Гонения на бизнес приводят к разрушению экономики, один за другим при начинают исчезать талантливые люди и лучшие предприниматели. Главные герои романа тщетно пытаются противостоять трагическим событиям. Вместо всеобщего процветания общество погружается в апатию и хаос...
Четвёртой — не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.
Все четверо — проклятье нам,
Но всё же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царём.
Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрётся и заснёт,
Пока он спит — молчит.
Служанка стала госпожой,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царём!
Он в созиданьи бестолков,
А в разрушеньи скор,
Он глух к рассудку — криком он
Выигрывает спор.
Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжёт ему: «Ты прав!»
Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.
Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.
Он обещает так легко,
Но всё забыть готов.
Он всех боится — и друзей,
И близких, и врагов.
Когда не надо — он упрям,
Когда не надо — слаб,
О раб, который стал царём,
Всё раб, всё тот же раб..."
Неждем ответ от старожилихи, что настоящая свобода - это рабство, а вобла - это лещ.в печатают вдалеке, ибо сами не бэ, не мэ
«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.»(Ульянов)
RSS лента комментариев этой записи