Ксения Старожилова: «Ни физиков, ни лириков»
Мнения: 07.06.2024 14:10 Просмотров: 3155 |
Авторская колонка Ксении Старожиловой.
Почему не хватает учителей?
В одном из российских СМИ на днях вышел материал о дефиците (да каком!) учителей физики, математики и информатики в столичных школах, дефицит оценивается примерно в тысячу человек.
В связи с этим, как пишет издание, Совет ректоров Москвы и Московской области принял решение обратиться за помощью к студентам технических вузов.
Власти Москвы предлагают следующее: зарплату 140 тысяч рублей, при повышенной нагрузке и прочей «активности» - 200 тысяч или даже больше. Также студентам обещают школу поближе к месту жительства.
В нашем городе дефицит учителей можно оценить по списку вакансий на портале Управления образования Администрации Северодвинска.
Так на 1 июня требуются учителя математики (18 вакансий!), учителя физики (9 вакансий!), русского языка и литературы (8 вакансий), информатики, биологии, химии, обществознания, истории, английского языка. Не хватает учителей начальных классов.
Может быть, с учётом отрицательной динамики рождаемости скоро и хватит учителей на все школы. Но это не тот случай, когда «нет худа без добра». Потому что и то, и другое «худо».
Так почему же выпускники даже педагогических факультетов не идут в школу?
Сайт САФУ сообщает, что каждый год университет выпускает несколько сотен педагогов, а в 2023 году выпустили 484 человека, многие вернулись преподавать в родные школы.
Однако не указано, сколько их многих?
Да, «целевики» бывает возвращаются в сельские школы. По программе «Сельский учитель». Кстати, на самом деле, вариант хороший!
А в Северодвинске?
Я окончила тогда ещё ПГУ им. Ломоносова в 2008 году. Помню, на пятом курсе нашего филологического факультета за «целевиками» стали ходить какие-то люди, а студентки-однокурсницы от них скрывались. И после получения диплома все разом повыходили замуж. Чтобы не возвращаться туда, откуда сами же привезли направление.
С большого выпуска 2008 года (человек тридцать) в образовании остались единицы.
Позже, да, несколько человек ещё пришли в школы. По разным причинам, в основном не связанным с педагогикой: график, отпуск, гарантии.
Сегодня удерживают их ещё и деньги.
Учителя зарабатывают хорошо, истории о мизерных зарплатах остались в прошлом. А те, кто сегодня работает не на одну ставку, получают даже больше директора школы. Конечно, не 200 тысяч, но всё же...
И только далёкие от сферы образования люди качают головами: «На две ставки пашет, бедная!». Две ставки учителя - это не вагоны разгружать. Это уроки подряд без «окон», не три, а, к примеру, пять или шесть. И всё. Без «окон» в разы удобнее!
Большинство учителей-предметников просят эти дополнительные часы. Сами.
У большинства учителей-предметников (и у всех учителей начальных классов) свои кабинеты. Им не нужно ходить по школе с книгами, тетрадями. А даже если так, то ходят в основном с флешками: кабинеты оснащены компьютерами, проекторами, интерактивным досками. Есть все условия для непрерывной комфортной работы.
А вот психологически учителям стало некомфортно. Потому что авторитет учителя в современном обществе утерян.
И я, действительно, считаю, что во многом это обусловлено сокращением социальной дистанции между участниками образовательного процесса: между учителями и обучающимся.
У большинства педагогов открытые аккаунты в социальных сетях, многие весьма активы, некоторые излишне.
Зайдешь в профиль, а там чего только нет: и дача, и шашлыки, тут же материалы для подготовки в ЕГЭ, и Турция, и дефиле в парео, и дефлопе, и возрастная психология, а нередко и любимые ученики с днём рождения фривольно поздравят.
Так что же это: страница учителя МарьИванны или тусовщицы Маши Сидоровой? Где грань?
Очень всё условно. И точно не работает на авторитет и репутацию учителя.
Но я всегда за интересные, умные, стильные страницы педагогов в социальных сетях. Дети на 99% берут с учителей пример. Особенно с молодых учителей. Особенно девочки. А мальчиков в их пубертатном возрасте давайте беречь.
Важно помнить, сегодняшние родители сегодняшних школьников - это мы. Поколение 80-90-х.
Поколение, для которого учитель главнее мамы, он знает больше, объясняет лучше. И, вспомните, наши родители никогда не пытались учительский авторитет оспорить! Наоборот, всячески его поддерживали: ходили на собрания, участвовали во всех классных мероприятиях, в традиционных походах в начале и в конце года. У многих из нас не было домашних телефонов, не то что мобильных. Но школа и родители всегда были на связи!
А сегодня родителей в школу не загонишь. Учителя жалуются: «Не идут родители в школу, не хотят ничего знать, трубку не берут».
И здесь срабатывает модная привычка делить ответственность - на зоны ответственности. Спасибо доморощенным психологам и псевдокоучам.
Мол, пока ребёнок дома, за него мама отвечает, а переступил порог - сам за себя. И ещё немножко мама. Пришел в школу - пусть отвечает школа. И с воспитанием так же: «Где время проводит, там пусть и воспитывают», потому что маме некогда, «я деньги зарабатываю».
А ответственны на самом деле все!
За детей - точно все: и учителя, и родители. И дети сами за себя тоже.
И учитель по-прежнему главнее мамы. В школе - 100 процентов! Главное, без перегибов. Видела я, как власть (а у учителя она ого какая!) портит молодых педагогов.
И в целом: уходят профессии типа «человек-человек». Всё меньше и всё реже хотят люди контактировать, соприкасаться друг с другом. Дистанцирование стало нормой, помешались взрослые на трендовых личных границах. Это у детей их нет. Так может потому и работать с детьми желающих немного?
Грустно.
А так хочется, чтобы педагоги работали с радостью, чтобы молодые учителя из школы не бежали. Чтобы студенты педагогических факультетов знали, куда понесут диплом.
Чтобы в центре мира учителя был ребёнок, а не бальные таблицы, соцпакет и летний отпуск.
КСЕНИЯ СТАРОЖИЛОВА
Комментарии
а почему не хватает...
пехота Единой России вся так удивляется?
может вы что-то не так делаете, не?
может государство должно делать упор на образование, а не на воровство, не?
Цитирую Лиса:
Вопрос: А ПОЧЕМУ? Деньги? Ответ: да, деньги - это для учителей. А детей-родителей? Ответ: не деньги! Просто в обществе наступило понимание (конечно, с помощью современных интернет-технологий), что в нашей школе, зачастую, учитель - это не учитель, а лживый пропагандон! Так что бумеранг всегда возвращается!!!... И дальше будет ещё круче!!!!!!!!
---
"...Герман Оскарович, когда вы были на КАМАЗе, мы с вами обсуждали роль технолога. Как я говорил, сегодня это прокладка между станком и справочником. Может это искусственный интеллект делать? Конечно, может. Нужно взяться и сделать», — сказал он..."
Да вот, говорят, молодых педагогов власть портит.
Цитирую 89219032650:
Это да. От качества работы преподавателей зависит качество нашей жизни лет через 10-15. И с тем, что преподаватели должны быть элитой, тоже решительно соглашусь. Не пойму только, почему наша учительская элита на "Аурусах" не рассекает? В россказни a la Медведев "хотите денег - идите в бизнес" не верю, более того, не считаю их нормальными. Преподаватели и медики должны иметь возможность действительно быть элитой сообразно своему вкладу в успех нации, а не просто называться "элитой". И еще. То, что сейчас старожилиха и ей подобные одиозные персонажи исполняют, к успеху нацию не ведет. Ведет в прямо обратном направлении.
Преподает ли она до сих пор или уже наигралась в детского учителя и теерь учит взрослых , как надо Родину любить?
RSS лента комментариев этой записи