Елена Шестоперова: «Новый год. Любимый дед. И детский бог»
Мнения: 27.12.2023 21:46 Просмотров: 3465 |
Авторская колонка Елены Шестоперовой.
У каждого Новый год ассоциируется с чем-то своим. Личным. Сокровенным. Особенным. И, конечно же, почти у всех этот праздник связан с детством. И я не исключение.
На фото: Елена Шестоперова с дедом Юрием Серафимовичем Хабаровым.
"Как хорошо было у тебя на руках..."
Моя память тоже бережно хранит файлы, в которых мы всей семьей встречаем этот светлый праздник у бабушки с дедом. В деревянном доме пахнет настоящей ёлкой, которую дед притащил из леса. Зеленая красавица украшена игрушками советского производства и козулями, испеченными бабушкой. И сейчас, спустя много лет, мы с сыном продолжаем украшать ёлку игрушками, которым более 60 лет, и козулями, которые стараемся испечь к новогоднему празднику. А еще Новый год у меня ассоциируется именно с дедом. Так как он родился в конце декабря. И мы всегда отмечали сразу два праздника.
Так получилось, что большую часть своего дошкольного детства я провела с бабушкой и дедом в поселке Зеленец, что недалеко от Архангельска. И эти люди внесли огромный вклад в мое воспитание, в мои личностные качества и мою аксиологию. Особенным человеком был для меня дед. Мне всегда было очень важно общение с мужским полом. В то время, когда мои ровесницы играли в куклы, меня привлекали игрушечные машинки, автоматы, пистолеты, игры в футбол, в хоккей и в войнушку. Ну я уже не говорю про рок-музыку, тоже совсем неженское занятие.
На все каникулы родители привозили нас с сестрой в Зеленец. И я ходила за дедом хвостом по всем его делам, мы обо всем разговаривали, все время что-то обсуждали. Он научил меня забивать гвозди, пилить, рыбачить (я считала, что это самые необходимые для меня навыки). Рыбалка с дедом на Северной Двине – это вообще отдельная история. Все детство я просидела на реке с дедом и с удочкой в руках за разговорами о разных вещах. Мы рассказывали друг другу анекдоты. Смеялись. Шутили. Дед много мне рассказывал о своей жизни. А еще он брал меня с собой в Архангельск на чемпионаты по хоккею с мячом. И я знала всех тогдашних игроков команды «Водник».
Отдельные воспоминания связаны у меня с деревней Красное, родиной моей бабушки. Каждое лето наша семья ездила туда в старенький дом, где жила моя прабабушка, в одиночку вырастившая троих детей. Мужа убили на фронте. Нелегко ей было кормить семью в непростое военное время.
Семья добиралась в деревню на теплоходе по Северной Двине. А мы с дедом и с собакой добирались на лодке с мотором. Это всегда было отдельное приключение. Начиналось оно всегда одинаково: надо было запихать в лодку огромную немецкую овчарку без потерь для здоровья. Пес по кличке Бой как правило упорно сопротивлялся. И даже однажды в знак протеста укусил меня за ногу. Видимо, его пугало нахождение в лодке с рычащим мотором в окружении огромного количества воды. Но мы с дедом всегда побеждали. И доставляли Боя в целости и сохранности в деревню. Правда, сами уставали как собаки. Зато питомец, по прибытию в деревню, был счастлив – можно было вдоволь поноситься по траве без поводка, гоняясь за овцами и козами.
Дед мне рассказывал кое-что о своем детстве. Рос он в Маймаксе. И был единственным ребенком в семье. Отец его был фронтовиком, вернулся с войны и работал начальником мебельного производства. А дед с пацанами-ровесниками катался на трамваях, цепляясь к ним сзади и спрыгивая прямо на ходу. Много раз, говорил, мог бы убиться. Но он верил, что его оберегает детский бог. И только благодаря ему, участвуя в таких развлечениях, он остался цел. Я тоже в детстве верила в этого детского бога, когда носилась с парнями по заброшенной строке, прыгала с крыш гаражей в снег и не всегда удачно приземлялась. Но я же знала, что детский бог, про которого мне рассказал дед, не бросит меня в трудную минуту. И я останусь живой и невредимой. Это уже чуть позже я узнала, что никакого детского бога нет. А есть единый и для всех возрастов. Но в детстве именно тот, выдуманный, дедовский, как мне казалось, берег меня от разных бед.
Мой любимый дед Юрий Серафимович Хабаров был человеком с исключительным интеллектом, энергичным, трудолюбивым, с хорошим чувством юмора, скромным и добрым. Большую часть жизни он провел в посёлке Зеленец, где работал главным инженером сплавучастка, был прорабом (основная часть деревянного жилфонда поселка построена под его руководством). Он мог бы добиться и больших высот в карьере, но никогда не умел пресмыкаться перед начальством. И говорил правду в лицо. В этом мы с ним похожи.
Он родился в 1932 году. Не все его ровесники могли похвастаться тем, что окончили школу. Дед же имел высшее образование, он окончил АЛТИ.
Он был очень разносторонней личностью. Играл в хоккей с мячом, в футбол, был заядлым рыбаком. А еще играл на духовых инструментах в оркестре. И я уверена, что его талант передался и мне. Я тоже немного музыкант. Хоть в оркестр меня, конечно, не возьмут. Куда мне до деда... но все же. Что-то от него я безусловно переняла. Я научилась довольствоваться малым, не гнаться за материальным. Много трудиться. Благодаря ему я полюбила лес и природу. И именно лес уже много лет является моим местом силы. Только там я ощущаю себя частью этого огромного мира, восстанавливаю свои силы, ищу вдохновение.
Дед называл меня так, как никто не называл. Ленуша. И мне до сих пор так трудно привыкнуть к тому, что его нет рядом. Сегодня моему любимому деду исполнился бы 91 год. Он ушел от нас два года назад из-за ковида. Хотя для меня он продолжает жить. В моем сердце.
ЕЛЕНА ШЕСТОПЕРОВА, музыкант