Захар Прилепин: «Грозный день радости»
Общество: 25.10.2016 19:49 Просмотров: 12682 |
Наш современник неизбежно помещает всякую историческую личность в нынешний контекст, измеряя её достоинства и недостатки сообразно тому, что имеет в текущем дне наивысшую ценность. Или то, что кажется ему таковой ценностью. Речь, не станем затягивать вступление, идёт о фигуре Иоанна Грозного.
Одни говорят, что при Иоанне Грозном империя необычайно разрослась географически, и, как следствие, население многократно увеличилось: земли-то брали вместе с жителями.
Другие пытаются доказать, что Грозный воспринимал русского человека как раба, а наследственное рабство мы, как известно, пытаемся в себе изжить. И так получается — не ахти, а тут ещё Грозному памятник поставили. (Хотя ведь, Боже мой, в Орле! Далеко за МКАДом. Даже не на Красной площади! А крик стоит, словно этот памятник скоро из Орла на «Эхо Москвы» прискачет и переедет весь коллектив пополам).
Отдельной особенностью сегодняшнего дискурса является привычка к перекрёстным ссылкам, которые, в свою очередь, ведут к другим ссылкам, которые, в какой-то момент якобы должны привести к первоисточнику.
К примеру, противники установления памятника Иоанну Грозному с завидной убеждённостью говорят о том, что этого кровопийцу осудил сам народ, поименовавший его «иродом»; а народ у нас — высший суд.
Народ, впрочем, Петра Великого считал антихристом, Николая II именовал Кровавым, а Сталина упрямо считает «Именем России», невзирая на сериал «Московская сага» и многолетнюю работу Николая Карловича Сванидзе на телевидении.
На мнение народа у нас принято ссылаться только когда оно совпадает с мнением прогрессивной части интеллигенции.
— Мужик, Грозный хороший был царь?
— Ирод!
— Вот видите!
— Что «вот видите?» Мужик, подожди, а Ельцин хороший был царь?
— Ирод!
Тут либо сразу двум иродам сносить памятники, либо вообще на мужика не ссылаться. Либо, как положено в демократических странах, оба памятника оставить и суету не наводить.
Тем более, что фольклорные источники, касающиеся Иоанна Грозного, весьма разнообразны и заключают разнородные оценки его деятельности.
Не ставя целью обобщать весь фольклорный свод и выдавать себя за специалиста (ссылающегося на источники, ссылающегося на другие источники, которые в свою очередь…), приведу лишь один показательный, как мне кажется, пример.
Сохранившиеся в достаточном количестве песни о Степане Тимофеевиче Разине — одном из любимейших фольклорных персонажей — имеют некоторые важные в данном случае особенности. Во многих песнях казнит Разина — Иоанн Грозный. Но, напомню, что казнь его случилась в правление Алексея Михайловича из династии Романовых.
То есть, по мнению сочинявшего и певшего песни народа, Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, не был столь состоятелен, чтоб казнить самого Разина. Нужна была соразмерная фигура. И, естественно, это оказался Грозный.
Несмотря на то, что при Алексее Михайловиче состоялось воссоединение Украины с Россией, он всё-таки не тянул на такую роль, веса не доставало.
Характерно, что в народных песнях, о которых мы ведём речь, Грозный не выглядит злодеем. Разина народу, конечно, жалко, но в целом ситуация описывается внеэмоционально: вот был Разин, он погулевал, вот Грозный царь нахмурил брови, осерчал и приказал срубить казаку головушку. Два серьёзных человека не смогли разойтись на просторах суровой русской истории, бывает.
И вот что ещё интересно.
Песни эти создавались в течение следующих полутора столетий, в том числе после смерти Петра Великого, сына Алексея Михайловича. Историческая аберрация могла бы привести к тому, что народ устроил бы встречу Разина не с Грозным, а с Петром: отчего бы и нет? Полтора века спустя, за неимением под рукой печатных источников, люди русские вполне могли ошибиться в датах: чтоб попасть на суд к Грозному, Разину надо было буянить на сто лет раньше, а чтоб угодить в лапы к Петру — лет на тридцать-сорок позже. То есть, вероятность смещения разинского бунта чуть вперёд даже выше.
Но нет, русские песнетворцы отправляли Степана Тимофеевича именно к Иоану Васильевичу. В этом смысле царь-ирод оказывался предпочтительнее царя-антихриста.
Основной причиной, столь высокого положения Грозного в национальном сознании являются не географические приобретения как таковые — они имелись, как мы уже сказали, и у Алексея Михайловича, и у Петра Великого. Да, то, что при Грозном Русское государство стало больше всей остальной Европы, на сегодня впечатляет: видимо, где-то здесь находятся истоки сложного европейского отношения к нам: с чего бы у этих варваров такая огромная земля? Откуда они взялись вообще?
Однако русскому мужику до всех этих просторов дела было мало. Глобуса он не имел, оценить просторы не мог.
Зато у этого мужика была колоссальная и, как мы даже без малого пятьсот лет спустя понимаем, неистребимая травма: он помнил, как однажды и на многие века была унижена Русь: он знал про Ордынское иго.
История взаимоотношений с Ордой была не частью национальной памяти — а едва ли не всей памятью целиком: причём страшной, чёрной.
Ни победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, ни случившееся сто лет спустя, в 1480 году, «Стояние на Угре», согласно официальной точке зрения, положившее конец игу, не вытравили этой травмы. Непрестанные набеги Казанского ханства и Крымского ханства не позволяли ни о чём забыть.
Нам сообщают, что только в правление Иоанна Грозного было осуществлено до сорока походов казанских татар на русские земли — в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Рязани, Вологды. Ну, то есть, по тем временам — почти по всей русской земле, за исключением стольного града (который крымцы ещё успеют сжечь в правление Грозного) и ещё свободного Новгорода.
Знание об Орде — было знанием об абсолютной тьме, оно являло собой жесточайший сгусток трагедий, обид, мук.
Доордынская Русь была почти неразличима для русского человека эпохи Иоанна Грозного. От дедов, прадедов, прапрадедов и далее вглубь времени он помнил только одно: Орда была всегда, Орда беспощадна, Орда почти непобедима, Орда сожгла тысячи и тысячи деревень, увела тысячи и тысячи голов скота, продала тысячи и тысячи жён и дочерей на невольничьих рынках.
Орда — это чудовище ненасытное, многоголовое, ужасающее.
И вот в 1552 году Грозный берёт Казань. Это вам не Куликовская битва, через два года после которой Орда вновь сожгла Москву. И не «Стояние на Угре» — что там стояние! — это поход и долгожданная, невозможная, необъяснимая победа.
Абсолютный слом сознания случился тогда.
Когда сегодня говорят, что Иоанн — синоним рабства, в это слово вкладываются нынешние, по сути, нелепые, паразитарные смыслы.
Русский человек эпохи Грозного, воспринимал рабство более чем конкретно: в любой день может накатить злое воинство, накинет тебе верёвку на шею, если ты ещё здоров и полон сил, изнасилует у тебя на глазах твою дочь и оставит малолетнего грудного сына задыхаться и кричать в пылающей деревне. Вот, чёрт возьми, рабство — а не те эфемерности, которыми вы сегодня так озабочены.
…Затем Грозный пошёл по следам откатывающейся и переходящей в русское подданство Орды — Астрахань, Сибирь…
Это конечно не было никакой колонизацией, как иногда представляют то движение Руси на восток. Если и был русский Грозный царь колонизатором — то вослед Чингисхану: тем более, что и сам, по матери, Иоанн Васильевич род вёл от Мамая, что для ордынской знати, давшей основу многим великим дворянским родам, имело не последнее значение.
В 1556 году была разрушена столица Золотой Орды Сарай-бату. Именно это событие стало окончательной точкой в истории той беды, что пришла на Русь в 1237 году.
319 лет — вы только вдумайтесь в эту цифру! — длилось противостояние. И — закончилось.
Послесловием к этой дате может служить полная победа в 1572 году русских войск над войском Крымского хана, пытавшегося вернуть Астрахань и Казань и возродить Орду.
Чтоб осознать масштабы тех событий, мы даже не можем подыскать подходящего примера.
Представьте себе, что война с фашизмом длилась не четыре года, а хотя бы лет тридцать?
Или, если совсем близко к нашим дням, то такой пример. Девять десятых населения России было счастливо в день возвращения Крыма. И до сих пор большинство из нас рады этому событию, как чуду.
А теперь помножьте эту радость в сто раз, или даже в тысячу — ведь сегодняшний Крым не был источником бесконечных страданий для жителей России, а только лишь свидетельством двадцатилетнего (но не трёхвекового) национального унижения.
И вот тогда, когда радость внутри вас станет абсолютной, невозможной, заполняющей всё ваше сознание и отменяющее бесконечную чёрную память, вы, быть может, поймёте, чем русские люди обязаны Иоанну Васильевичу.
Грозный — не синоним рабства. Грозный — символ того, что рабство преодолимо. Просто для того, чтоб этот нехитрый факт осознать, надо не в московском кафе размышлять, а в зиндане.
…А вообще он, конечно же, был деспот, временами — параноик. И вообще жестокий человек. Кто бы спорил.
Захар ПРИЛЕПИН
Комментарии
Про пальцы не удивительно что не дотумкала, он же их ДО выхода "в свет" облизывает ))))
А про историю... Анекдот о вас)))
У Раекса спросили. Какие три извечных русских вопроса? Подскажем: 1) Кто виноват ? 2) Что делать?
А третий?
Раекс надолго наморщил лоб и зачесал плешь:
" А ..Это...Вспомнил! Ты меня уважаешь?"
Про склизские
+100500
но отдельным индивидам удобнее жить прошлым: не надо с дивана слезать и что-то делать, можно с умным видом клаву склизкими пальцами терзать - и вроде как чем то занят
www.youtube.com/.../
кстати о димке, аксакалка, с чего ты взял, что он врач мчэса? Ведёт себя как то несоответствующе.... может шпийон? laugh
Иван Грозный был деспот и параноик, кто бы спорил. Здесь на БК есть его последователи с тем же комплексом и диагнозом. Потому дискуссии по простейшим вопросам на БК заканчиваются словесными погромами. Ваха Гвоздадзе даже обещал перейти от слов к делу и лично выбивать табуретку из-под ног повешенных на ул. Юбилейной. Ваха Гвоздадзе, он же Роман Машенькин, до сих пор жив и даже продолжает работать в мэрии. Ждёт своего часа. У него на БК есть последователи с лёгкой руки редакционной политики, которая установила правила для комментаторов, но строгость этих правил компенсируется их неисполнением.
Вот вам пжалста, вся разгадка нутра инвалидовского, религия у него, ограничивает себя........ а ничего шта деваться некуда и ограничение вынужденное?
Так то готов и редактором стать и сапфиры в белом золоте тёте лене таскать, .... и в школу за пять км ходить....., гы-гы и шапку наполеона носить, скока в одном бездаре уместилося!?..... ежли бы не тырнет, так никто и не узнал........ laugh
действительно..богатый червь, последнюю четверть века не живший простой жизнью, учит МЕНЯ, что надо себя ограничить..прям один-в-один слова чиновничков..
есть же у нас духовность..репа..картофель этот - происки госдепа же!..буряка варёного с утра одел, лапти повязал на портянки, да пошёл на завод ракеты вытачивать..мячта!..
Так вы уже поели в "Так поедим"? surprise
www.kommersant.ru/doc/2704725
"Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!"
Литературные изыски автора статьи, также как и приведенный диалог с Кончаловским, только подтверждают это изречение, в продолжение которого можно дискутировать БЕСКОНЕЧНО, вырвав из исторического контекста ЛЮБОЙ известный факт или знаменитую личность.
Достаточно сказать, что реальной датой рождения Ивана Грозного по старославянскому календарю является: - ... отрывок из Воскресенской летописи, которая пишет о рождении Ивана Грозного наиболее подробно: «Въ лето 7038, августа 25, на память святыхъ Апостолъ Варфоломеа и Тита, въ 7 часъ нощи, родися великому князю Василью Ивановичу всея Русии сынъ отъ его великие княгини Елены Глинские, и нареченъ бысть Иванъ»
Существует версия о ... (сами судите): chronologia.org/.../... Но среди множества других мнений.
Существует и та, где дата указывает на венчание родителей Ивана IV — Елены Глинской и Василия III.: Легенды : Трон Ивана Грозного the-legends.ru/.../...
Вся история Руси - сплошная мистификация, и наши суждения о месте, а также роли отдельных личностей суть результат неверных мифологизированных представлений и заблуждений. Стране нужны герои? Их есть у нас!
Спорить о роли героев мифов БЕССМЫСЛЕННО!
обязательно для изучения здешним либерастам – Деми, Лизе, бандеровцу, Сереге и другим, которые духом слабы, да и умом тоже …
«…Вы зажрались, господа. Вы слишком много и вкусно жрете, вам слишком легко все достается. Вы не цените шмотки из прошлой коллекции, забыв как ваши бабушки штопали носки. Вы ноете, что вам плохо, в комфортных автомобилях с кондеем. Вы вообще всегда ноете. Вам вечно мало и ничего вас не удивляет. Чтобы быть счастливым, надо себя ограничивать. Не зря в любой религии существует пост. Чем человек голоднее, тем вкуснее еда. Чем человек зажратее, тем еда безвкуснее, а душа несчастнее. ..Вас почему-то воспитывали так, что нам все должны. Вы не ходили в школу за 5 километров, вгрызаясь в гранит науки. Вы не помогали родителям в поле – нас всегда обеспечивали горячим завтраком. Многие их нас не хотят детей. А зачем заботиться о ком-то?..» - ВОТ МОЯ РЕЛИГИЯ
Андрей Кончаловский: Чем дольше будет Путин, тем лучше
Источник: sobesednik.ru/.../...
Интересные факты про Ивана Грозного.
Над этим я тоже умилялся )
Почаще БК посещайте, а то гемофродиты, тут нам подмену устраивают, женщин вытесняют... савсем мужчин без женского начала оставляют lol
Кончаловский, правда очень изящно, примерно так с Быковым историю и сотворил))
perepostil.ru/.../...
Немного юмора об истории....))))
Цитирую Берта - Берта Ивановна :
тётя ле на, ты в разговоры мужшин не лезь и свой бред запехни себе поглубже в ... за неимением другого lol
Первыми русскими царями историки называют Дира и Аскольда.
Ордынским игом князья не страдали,а наслаждались,они были улус Джучи как часть Орды и делали деньгу на торговле русскими рабами,а не на меде,пеньке и квасе.Дань Орде в лице Крымского ханства платил Петр1 в начале 18 века,а нынешние кремлевские сидельцы платят Орде в лице Китая.
Нашла интересную статью о вскрытии гробницы Ивана Грозного в 1963 году. Познавательно.
Спасибо, Робинзон. Думаю в обморок никто не упадет, как в 19 веке, ведь здесь привыкли к виду крови…К сожалению.
---------------------------
БИ, ради этой мистики я и размещаю эту роковую картину на БК по ВАШЕЙ просьбе... и если с БК что-то произойдет, то я не уиноуат ...
Историю надо помнить и чтить, пусть памятник будет.
Когда Репин работал над ней, он писал в своем дневнике" Минутами становится страшно.Я сворачивают от картины. Но что-то тянет меня к ней, и я опять работаю, порой меня пробивает дрожь"
Друзья опасались за психическое здоровье художника.
Для образа убитого царевича позировал друг художника Вс. Гаршин.Вскоре он сошел с ума и в приступе бросился вниз с лестницы, погиб.
А когда картина выставлялась в Третьяковской Галерее, то вид пропитой крови доводил людей до потери сознания. Мистика этой картины есть до сих пор.
Я помню замечательный худ.фильм "Иван Грозный" режиссер Сергей Эйзенштейн (1944), Ивана Грозного замечательно сыграл Николай Черкасов. Меня поразила история искренней любви Ивана Грозного к своей первой жене Анастасии. Ее отравили. Она была для него всем. И ее смерть серьезно отразилась на его психике и отношению к боярству.
Р.S. Робинзон, здравствуйте, опубликует эту репродукцию Репина, пожалуйста. Я еду в автобусе, и нет возможности))))).
------------------------
…да-а, уж!! действительно на скока … и если бы не Кука, то мы бы и не знали на скока
… удивительные метаморфозы происходят в последнее время с этим субъектом – я и не ожидал такого эффекта всего от 2-х лечебных сеансов… Успех окрыляет, будем и дальше лепить из обезьяны человека
Господин Рудалев, а в качестве чистоты помыслов журналиста слабо противоположную точку зрения тиснуть? Так сказать, во благо много полярного мира,а ?
RSS лента комментариев этой записи