Мусор лежит не на свалках, мусор – в головах
ЖКХ: 11.10.2018 09:58 Просмотров: 5862 |
С челябинского «мусорного коллапса» началось обсуждение проблемы сортировки и утилизации отходов на «круглом столе», состоявшемся в Архангельске.
Ведущая «круглого стола», журналистка Светлана Дейнеко, напомнила, как в Челябинске обрушилась вся городская система по обращению с отходами. Спровоцировало коллапс решение о закрытии Челябинской свалки. Альтернативный полигон оказался существенно дальше старой свалки, что ударило по перевозчикам, и они просто отказались возить туда мусор. И сентябрьский город моментально превратился в одну большую мусорку, кишащую крысами. А единый оператор по управлению отходами должен приступить к своим обязанностям лишь в декабре.
Пришлось объявлять режим ЧС и «разруливать» кризис экстренными мерами, с привлечением силовиков и мусоровозов из других регионов. О челябинской беде, ставшей международной новостью, рассказали даже британское издание BBC и немецкое Deutsche Welle.
Ведущая подчеркнула, что у Поморья есть редкая возможность не доводить ситуацию до коллапса и попытаться извлечь полезные уроки из чужого горького опыта. И нельзя сказать, что мы далеки от этого: действующие свалки давно пока закрывать и рекультивировать. На «круглом столе» прозвучали такие цифры: полигон в Северодвинске, который хоть и моложе архангельского, уже исчерпал свой ресурс на 87,5 процента и ждет скорой консервации. А вместимость полигона твердых коммунальных отходов Архангельске, который действует с конца 50-х годов прошлого столетия, исчерпана на 91,6 процента, т.е. он забит почти «под завязку».
Специалисты задаются вопросом: а как быть с новыми отходами? Ведь в том же Архангельске верхняя точка городской свалки равна 25 метрам. Если визуализировать эти метры, то получится 8-этажный мусорный дом, и отходов с каждым годом становится все больше. Ведь только на архангельскую свалку каждый день приезжает 200 мусоровозов.
Артем Фокин, директор северодвинского МУП «Спецавтохозяйство», рассказал, что максимально допустимая высота северодвинской свалки – 15 метров. На данный момент самая высокая точка – уже 11,5 метров, целых четыре этажа! Он добавил, что по действующему полигону проходит линия электропередач, и у нее есть свои проектные высоты, которые нельзя пересекать. Недавно пришлось даже срывать верхушку мусорной кучи, чтобы вписаться в параметры. Но долго так продолжаться, естественно, не может. Тем более свалка регулярно горит, и если там нет открытого огня, то тление отходов на глубине 7-10 метров может продолжаться годами.
Специалисты уверены: выход – в полномасштабной сортировке и переработке мусора. Вот мнение депутата областного Собрания от Северодвинска Алексея Кувакина:
«На сегодняшний день даже сбор стекла, которое не должно поступать на полигоны, экономически невыгодно. Сбор пластика экономически невыгоден. Предприятие у нас в Северодвинске, которое занимается сбором пластика, не просто так начало перерабатывать его в плитку. Это сделано по той причине, что они сдадут его крупному переработчику себе в убыток. Общемировая практика показывает, что в городах даже с меньшей численностью населения, чем Северодвинск, строят мусороперерабатывающие заводы. Нам нужна федеральная поддержка, чтобы наладить переработку мусора».
Руководитель экологического движения «42» Анастасия Кочнева, в свою очередь, твердо убеждена:
«Наши технологии давно устарели, и полигоны, которые у нас сейчас имеются, хуже, чем в странах третьего мира. Потому что люди ручным способом выбирают полезные фракции и отправляют на переработку. У нас почему-то, когда дело касается мусора, каждый думает, что «это - не мое». В Российской Федерации по статистике в год каждая семья производит 400 килограммов мусора. Мы ходим в магазин, мы все это покупаем и потом выбрасываем. Но мы должны сами отвечать за этот мусор. Приоритет государственной политики – это снижение образования отходов, поэтому мы должны в первую очередь задуматься о том, как снизить его образование. Зарубежные страны стараются идти к тому, чтобы снижать образование отходов, принимаются законы о запрете одноразового пластика, пакетов и прочего. И мы должны это иметь в виду. Я считаю, что современные технологии, конечно, нужны, и нужно обязательно сортировать отходы», уверена Анастасия.
Депутат Кувакин поддержал Анастасию, напомнив, что в Северодвинске жителей города реально волнуют эти проблемы, и многие в результате пересмотрели свое отношение к тем же полиэтиленовым пакетам. Горожане даже готовы сортировать отходы у себя дома.
Но куда девать новый образовывающийся мусор, если старые свалки за десятилетия практически исчерпали свои емкости? Сергей Кравец, начальник отдела научной разработки экологических проектов и программ экологического консалтингового центра, считает, что реформировать систему мусоросбора и переработки пора давно, чтобы во время изменений строить уже новые полигоны. Проблема даже не в наличии готовых решений, а в дефиците информации, так как все должно быть открыто и производиться по закону. Население должно иметь доступ к документации строительства полигонов и переработки отходов.
Наталья Помазкина, специалист Минприроды, сообщила, что любое строительство объектов идет в соответствии с новым законодательством. Есть требования к обязательной предварительной обработке отходов. Без этого захоронение отходов запрещено.
Участники «круглого стола» отметили, что проект нового полигона для сортировки и переработки ТБО из-за недостатка объективной информации немедленно стал предметом недостоверных слухов, пересудов и даже политических инсинуаций.
Специалисты также объяснили, почему под новый современный технопарк была выбрана именно Рикасиха. Рассматривалось несколько вариантов, но, в силу природоохранного и градостроительного законодательства, многие участки отпали сами собой. Также обязательно должна быть зона санитарного контроля – для полигона это 500 метров, для мусороперерабатывающего завода – 1000 метров. Это был сложный выбор, процесс шел с 2013 года. Остался единственный участок, по которому пройдут общественные слушания.
Предстоит пройти еще ряд согласований, но никто не допустит строительства объекта, не предусматривающего переработку. Это исключено. И сейчас в регионе предпринимаются все меры по предупреждению челябинской ситуации, где исчерпались мощности переработки и закрылись переполненные полигоны, доведя седьмой по численности населения город России до введения режима ЧС. Александр Горних, руководитель управления Росприроднадзора по Архангельской области, напомнил, что в России уже действует Федеральный закон №89, который предполагает минимум захоронений и максимальный раздельный сбор и переработку отходов.
Комментарии
т.е. достаточно предусмотреть проектом переработку (когда-нибудь потом, в пятой очереди строительства) - и можно начинать прям сегодня косить бабло. а там либо ишак сдохнет, либо падишах.
RSS лента комментариев этой записи