Смыслы реформирования техникумов в Архангельской области - Беломорканал Северодвинск tv29.ru

18+

Смыслы реформирования техникумов в Архангельской области

Категория: Образование
Создано: 10.06.2019 10:00
Просмотров: 4776

Редакция БК получила статью по поводу планов реформирования профтеха в Котласе. Обычная история: объединение и оптимизация. В статье говорится, что «объединение двух успешных учреждений, работающих в разных полях и направлениях профессионального образования, не позволит достигнуть заявленных целей. Наоборот приведет к снижению качества обучения и вызовет негативную общественную реакцию». Мы публикуем материал без купюр.

 

Постоянное реформирование системы СПО (среднее профессиональное образование) стало любимым занятием чиновников образования, которое нужно им для ощущения собственной значимости и имитации бурной, «успешной» деятельности.

С подачи начальника отдела СПО Самухина Н.С. министр образования и науки АО Котлов С.А. озвучил в интервью газете «Вечерний Котлас» №18 от 03 мая 2019 года планы очередного реформирования, а именно присоединения ГАПОУ АО «Котласский техникум сервиса имени А.М. Меркушева» (герой Советского Союза, воспитанник техникума) к ГБПОУ АО «Котласскому педагогическому колледжу». Причём, при слиянии вопрос о сокращении работников, занимающих одинаковые должности, планируется решить исключительно за счёт кадров «Котласского техникума сервиса имени А.М. Меркушева». Заявленной целью этого решения, является более эффективное использование «свободных» площадей нашего техникума и, конечно же, как я понимаю, экономия бюджетных средств на содержание учебных заведений. Так как наш непосредственный руководитель и автор планируемых преобразований Самухин Н.С. «постеснялся» лично пообщаться с трудовыми коллективами, родителями, представителями общественности и развеять резонные сомнения в целесообразности объединения, успокоить тех,  кто может пострадать при претворении в жизнь его идеи, более того запретил директорам колледжа и техникума высказываться на эту тему, то мне пришлось полемизировать с ним заочно,  на страницах той же газеты. В своей статье, опираясь на сухие цифры и нормативные акты, я привел достаточно убедительные аргументы, которые показывают, что объединение двух успешных учреждений, работающих в разных полях и направлениях профессионального образования, не позволит достигнуть заявленных целей. Наоборот приведет к снижению качества обучения и вызовет негативную общественную реакцию. Допускаю, что при систематическом невыполнении плана набора, отсутствии квалифицированных педагогических кадров, отсутствии возможности студентам проходить учебную и производственную практики, при высокой потере контингента, большом количестве правонарушений, неразвитой внебюджетной деятельности подобное решение и было бы обосновано, но это явно не наш случай.

Убежден, что отдел СПО министерства образования АО перестал справляться со своими главными функциями, а именно создание необходимых условий для роста качества профессионального обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и патриотического воспитания нашей молодежи. На все современные вызовы, стоящие перед системой подготовки квалифицированных рабочих и служащих для предприятий области, отдел СПО министерства образования и науки предлагает лишь одну универсальную схему решения всех проблем – сократить, объединить, ликвидировать. Проработав 52 года в системе НПО, я представляю, какая база досталась нам в наследство. Предыдущие поколения, даже в самые кризисные девяностые-нулевые годы, пытались, как минимум сохранить, имеющуюся в распоряжении учебных заведений материально-техническую базу. К сожалению, на современном этапе руководители СПО области предпочитают простые решения, сосредоточив свои усилия на двух основных направлениях: распределение финансовых средств и контроль за бесконечной отчётностью.

К чему мы стремимся, двигаясь по такому пути РАЗВИТИЯ начального/среднего профессионального образования?

 Большой проблемой в работах коллективов учебных заведений СПО стала многолетняя порочная практика совмещения двух первых должностей зам директора и директора. Гонясь за сиюминутной экономией, мы снова действуем в ущерб качеству подготовки молодых специалистов и профессионалов, ибо совмещение этих разных по функционалу должностей неизбежно приводит к перераспределению трудовых функций и обязанностей по всей цепочке от директора до мастера и классного руководителя. Что создаёт нервозность в трудовом коллективе, рушатся устоявшиеся связи, возрастает нагрузка на всех работников учебного заведения. В такую ситуацию попадают в основном «молодые» директора. Вместо того чтобы помочь и поддержать их на первых порах, министерство создаёт им искусственные трудности.  

За 35 лет директорства мы не раз добивались призовых мест в конкурсах профессионального мастерства студентов и педагогов, в том числе и на общероссийском уровне.

В настоящее время мы наблюдаем картину снижение качества подготовки, студентов СПО Архангельской области. Об этом наглядно свидетельствует результаты национального чемпионата «Молодые профессионалы» World Skills Russia прошедшие в Казани в мае 2019 года- 60 место среди регионов РФ  с итоговыми 2 баллами, завоёванными юниорами от 14-16 лет. Представители основной группы объединённой команды области в сумме набрали ноль баллов. Правительством Архангельской области выделяться средства на ресурсные центры по различным  компетенциям,  но используются они только один раз в год при проведении областного чемпионата « Молодые профессионалы Поморья». По моим данным не один студент техникумов Архангельской области  не имел возможности сдать демонстрационный экзамен по стандартам World Skills и получить сертификат. Спрашивается: неужели выделенные средства должны использоваться лишь для проведения чемпионатов?  При этом основная масса студентов не может воспользоваться имеющими возможностями для усиления своей конкурентоспособности на рынке труда.

Совет ветеранов нашего техникума выражает надежду, что Правительство Архангельской области обратит внимание  на неудовлетворительную работу отдела СПО Министерства образования и науки  АО, а так же откорректирует его работу по развитию, или хотя бы сохранению системы.

В конечном счёте, мы все заинтересованы в том,  чтобы наши дети не стремились сразу после окончания школы покидать пределы области, а получали качественное профессиональное образование на местах и были востребованы во всех регионах Архангельской области.   

От имени ветеранов, заслуженных мастеров п/о и преподавателей, бывший директор техникума с полувековым стажем работы в профтехе области ГУДКОВ В.П.