
Авторская колонка Константина Рыбинского.
История из всех наук, несомненно, самая несчастная. Когда науки собираются вместе, она сидит в углу, грустит, старается не попасться на глаза, не дай Бог – наслушаешься о себе всякого. Историки не намного счастливее.
Помнится, персонаж Михаила Афанасьевича утверждал, что из всех пролетариев дворники – самая ужасная мразь. Вот и про историков многие так думают, и надо признать, имеют к тому некоторые основания.
Всё дело в том, что, как известно, прошлое человечества полностью определяет его настоящее. Мало того, отношение к этому прошлому характеризует настоящее, и тех людей, которые его населяют.
Вот тут-то и кроется корень проблемы. Ведь прошлого как объекта не существует. В одной замечательной песне совершенно справедливо утверждается, что в мире есть только миг между прошлым и будущим. Прошлое присутствует в нашей жизни лишь как информация, как текст, как буквы. А буквы по-разному можно расставить.
Это ещё древние поняли, заявив, что историю пишут победители.
Как они её пишут? Очень субъективно:
«Наш великий народ.
Их вонючий сброд.
Наша великая армия.
Их грязные наёмники и бандиты.
Наша великая держава.
Их недострана без опыта государственности.
Наша великая культура.
Их жалкие потуги.
И т.д., и т.п.»
К примеру, всем известно, что из всех восточнославянских племён выделялись поляне. И лицом лепы, и нравом. Не в пример древлянам, которые сущие дикари, жившие звериным образом. Кто же нам об этом рассказал? Киевлянин Нестор, выходец из этих самых полян.
Или вот мутная история с убийством несчастных Бориса и Глеба, павших от рук убийц в жестокой сваре за власть. Очевидно, что их смерть более всех выгодна Ярославу Мудрому, но летописец обвиняет во всём Святополка. Если учесть, что летописец работал в Киеве, и читал Ярославу, то понятно, отчего князя прозвали Мудрым. И политически выдержанный летописец жил долго.
А Пётр Третий? Даже детям известно, что он солдафон, грубиян, пьяница, тупица и волюнтарист. Рассказала нам об этом его жёнушка, которая, натурально, свергла мужа, уморила его, и вошла в историю в сиянии славы матушкой Екатериной Второй.
Между тем, история – это наука, она обладает своими методами, инструментами, и не поверите, принципами, из которых наиглавнейшие – беспристрастность и доказательность. Если учёным не мешать, они способны установить истину.
Но истина даром не нужна современным властителям. Им нужна пропаганда.
В самых клинически тяжёлых случаях власть принимает драконовские законы об уголовной ответственности за фальсификацию и дискредитацию, чтобы историки даже не задумывались об истине, а создавали нужный властям миф.
Так что самые спокойные историки – это те, что изучают историю Древнего Мира. У них спокойный сон и хороший аппетит. Остальные либо мучаются угрызениями совести, либо сидят на тревожном чемоданчике.
Но даже обывателю нужна правда. Она есть, нужно только изучить вопрос как следует, рассмотреть разные источники, авторитетные мнения, не спешить делать выводы. В прошлом всё сложно, ослепительная белизна снаружи обычно скрывает отвратительную кровавую подкладку.
Знание истории не позволяет обольщаться на счёт человечества, а особенно его властителей. Не даёт удивляться.
Всё уже было под этой луной.
Роды приходят, и роды уходят.
И всё суета сует.
КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ
Комментарии
Фома-Ерема
Я это к тому, что сейчас Константин запрягает не лошадь в телегу, а телегу в лошадь. В итоге, все в поиске правды окажутся в роли Сократа, не способные отказаться от своих убеждений, которые легко могут оказаться заблуждениями. А последним аргументом будет чаша с ядом, которая будет прилюдно опустошена. И это будет выдано за доказательство истины.
10 сентября 1993 года Крис Картер окончательно поставил точку в этом вопросе.)))
Первая серия X- Files была явлена человечеству. Его теглайны: "The Truth Is Out There" (Истина где-то рядом или Истина где-то там), "I Want to Believe" (Я хочу верить), "Trust No One" (Не доверяй никому или Не верь никому), в принципе, отразили всю философскую мысль по вопросу истины. )
В сумбурном нижеизложеном весь хаос истины:
-Кто я такой, чтобы оспаривать ложь, заверенную официальной печатью?;
-Ложь легче всего спрятать между двумя правдами. Поэтому для правды нужна ложь;
-99 процентов людей в этом мире - глупцы. Остальным грозит то же самое. - А как вы узнали?— Я вас за версту чую;
- Малдер и Скалли возле трупа в воде, отрезанного точно пополам:— Малдер, его могли съесть рыбы.— А могли рыбы одну половину съесть, а вторую оставить на потом?;
-Исследования показали, что насилие по телевизору влияет на поведение людей. Малдер: Да, они основаны на убеждении, что американцы — это пустой сосуд, который можно наполнить любыми образами и идеями, как собаку Павлова;
-Не пытайтесь открыть то, к чему ещё не готовы;
-Всё смертно;
-Нельзя винить себя за то, что было только надеждой;
-Нет ничего, что противоречит природе. Лишь тому, что мы о ней знаем;
- Ты нашёл то, что искал? - Нет, но я нашёл то, что я, как мне казалось, потерял —стремление искать;
-У человека нет превосходства перед животными ибо всё есть суета сует.
И прекрасными иллюстрациями к теме истины могли бы стать сюрреалистические полотна Рене Магритта, да и его слова тоже: "Il aime des images dont le sens est inconnu, étant donné que le sens de l'esprit lui-même est inconnu" — "Ему [разуму] нравятся образы, смысл которых неизвестен, поскольку смысл самого разума неизвестен".
Может быть потому, что презрительно называемая Гейропой Европа уже давно пережила свое величие? Там давно поняли, что в их истории (как и в любой другой) количество позорных и мерзких страниц не то чтобы мало и лучше о своем величии не возникать. Потому что вместе с величием всплывет какая-нибудь дрянь. Обязательно. Вот они и занимаются обустройством своих стран и смотрят в будущее. Без всякого величия.
rutube.ru/.../?r=plemwd
Читать надо внимательнее, Заметка шестьдесят третья, может пора отдохнуть?
RSS лента комментариев этой записи