Святополк был бандеровцем. Тысячу лет назад произошла трагедия, разделившая Русь
Общество: 07.06.2015 20:33 Просмотров: 4829 |
В этом году исполняется тысяча лет с момента трагедии: убийства сыновей крестителя Руси князя Владимира, князей Бориса и Глеба. Это убийство, имеющее библейские соответствия в сюжете Каина и Авеля, коренным образом повлияло на все дальнейшее развитие отечественного государства и культуры.
Братья-страстотерпцы стали первыми русскими святыми. Заложили основы русской героики, совершенно отличной от западного суперменства. Ее, казалось бы, абсурдный смысл, когда последние становятся первыми. Эта дата стоит в одном сакральном ряду с прошлогодним 700-летием основателя русской цивилизации Сергия Радонежского.
На первый взгляд, святые братья не отметились какими-то грандиозными подвигами и свершениями, а с точки зрения современного понимания поступили безрассудно и проявили мягкотелость. Обладая силой, они осознанно не стали пользоваться ей, переступать черту, становиться преступниками. Они не предпринимают каких-то активных действий, можно даже сказать, что пассивны и инфантильны. В их мученичестве нет героического. Вместо этого они проявляют откровенную слабость, рыдают, обращаются с мольбами и до конца не верят в зло, которое против них обратилось. Такая позиция ошибочно трактуется как непротивление злу. Наоборот, они встали на пути зла, его умножения.
Братья отринули человеческие слабости, стали выше земных привязанностей, обывательской системы ценностей. Они совершают алогические поступки, через которые и проявляется их сила, их воля. Все это выводит святых братьев в принципиально иную сферу координат. Свои поступки они соотносят не с сиюминутным, а с вечным, с отсветом евангельской истории.
Преодолевая земное, они не подчиняются злу, носителем которого становится их брат Святополк окаянный, а выходят на совершенно иной уровень, в котором последуют за Христом. Реализуют повторение евангельского подвига смирения и принятия своего креста. Это даже не борьба за идею, часто формальную, но особая внутренняя светоносность, крепость, становящаяся в перспективе скрепой и спасением для многих. Иллюстрация библейских слов о праведниках, которыми спасется город...
Борис предполагает намерения своего брата, но не откликается на предложение дружины идти на Святополка. Он говорит: «если же он решится на мое убиение, то я буду мучеником Господу моему», а также приводит слова Апостола: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». По словам Бориса, старший брат должен стать ему отцом. В его этике идти против брата – зачать цепь преступлений, в том числе и против Бога. Перед смертью Борис в своей молитве произносит: «Господи Иисусе Христе, ты явился сим образом на земле, изволил добровольно взойти на крест и принял страдания за наши грехи. Сподоби и меня пострадать».
Мученическая смерть становится подвигом, героическим актом, совершенно лишенным внешней героики. Страстотерпцы не дают оценок Святополку, речь идет не о его преступлении, а об их искушении через это преступление, о проверке их на прочность, о возможности человеку уподобиться Богу. В связи с этим вспоминаются слова Григория Богослова, поднимающие самосознание человека, укрепляющие его: «ты… созданный Бог, через Христовы страдания грядущий в нетленную славу!»
Это парадоксальные герои. Первые канонизированные на Руси святые. Их парадоксальность в последовании Христу. Они как бы соединяют мир горний и дольний. Таким же парадоксалистом позднее стал Дон-Кихот Сервантеса. Но это немного другой вопрос...
«Сравнение с житиями западных средневековых святых убеждает: акт непротивления - национальная русская черта, подлинное религиозное открытие новообращенных русских христиан. Образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа как святая святых в его духовной сокровищнице… Борис и Глеб следуют за Христом в своей жертвенной смерти, кульминации Его кенозиса», - писал отечественный мыслитель Георгий Федотов в своем труде «Русское религиозное сознание».
Через братьев-страстотерпцев входит в мир святость, и они становятся во главе небесного воинства, охраняющего Русь. Через них произошло укоренение христианства на Руси не как догматической и особой ритуальной системы, но именно образа жизни доступного и понятного каждому. И здесь, конечно, они совершают определенную мировоззренческую революцию, как это и положено героям.
Борис и Глеб по своей кончине стали оружием земли русской. Именно так их прославляет неизвестный автор «Сказания о Борисе и Глебе»: «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Они являлись перед Невской битвой воеводе князя Александра: святые стояли на корабле в червленых одеждах. Также представали они со свечами и обнаженными мечами и перед сражением Дмитрия Донского с Мамаем. Подвиг непротивления в мире дольнем, сделал их воинами и опорой в мире горнем.
Святые страстотерпцы вписаны в традицию отечественной святости. Стоит сказать, что слуга Бориса - венгр Ефрем принял иночество и по смерти причислен к лику святых под именем Ефрем Новоторжский. Он был братом Георгия, которому убийцы страстотерпца отрубили голову, чтобы снять золотую гривну – подарок Бориса. Когда открылись мощи святых братьев, Ефрем построил в их честь каменный храм и основал иноческую обитель.
Тысячелетняя традиция святости, жертвенной героики, единства и с другой стороны – разлад, предательство, смертоубийство, окаянство.
В «Сказании о Борисе и Глебе» говорится о происхождении Святополка как о серии преступлений людей, находившихся во тьме язычества. Отсюда замышленное им убийство вписывается в преступную цепь, где одно тянет за собой другое. Его мать – монашенку Гречанку соблазнил брат Владимира Ярополк и расстриг ее. После Владимир, еще будучи язычником, убил брата и взял ее себе в жены. Из этого брака и родился Святополк, которого Владимир не любил (по другим данным Святополк – сын Ярополка. После убийства Ярополка Владимир взял в жены его беременную вдову). Борис же был, наоборот, его любимым сыном, рожденный от брака с царевной Анной в христианском супружестве.
Историк Сергей Михайлович Соловьев в качестве мотивации Святополка говорит о «давней ненависти» к Борису. Его он воспринимал за соперника, ведь Владимир готовился отдать тому «старший стол». Ненависть распыляла и расположение дружины к младшему брату. Помимо этого, подобный поступок являлся типичным для соседних стран: в «Богемии и Польше обнаружилось стремление старших князей отделываться от родичей насильственными средствами». Святополк как раз является западно-ориентированным князем и, как классический либерал, охотно воспринимал «передовой» европейский опыт. И здесь надо вспомнить, что он был зятем польского князя Болеслава Храброго, который, взойдя на престол, изгнал младших братьев и ослепил других родичей. Также и Святополк руководствовался девизом: «Перебью всех братьев и приму один власть на Руси».
«Почему ж то, что объясняется само собой в польской и чешской истории, в русской требует для своего объяснения какого-то кодекса родовых прав?» - задается вопросом Соловьев. Кстати, историк Церкви Антон Карташев замечает, что когда Владимир женил Святополка на дочери Болеслава, с ней на Русь приехал «епископ Колобережский (Кольбергский) Рейберн, который поддерживал интриги Святополка против отца едва ли не в интересах распространения на Руси латинского обряда». Вместе с Рейберном Святополк готовил заговор против Владимира, который был раскрыт.
В контексте современных исторических событий поступки Святополка можно трактовать, например, через майданное «никогда мы не будем братьями» и убийство – восстановление справедливости, практически гамлетовская месть за Ярополка посредством серии интриг при поддержке Запада.
Святополк через убийц устраняет братьев, причем не только Бориса и Глеба. После их убийства еще один сын Владимира - древлянский князь Святослав бежал в Венгрию, но киллеры, посланные Святополком, настигли его в Карпатах. «Зачистки» продолжились бы и дальше, но в борьбу с ним вступил другой сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Так началось очередное противостояние северной и южной Руси.
Во время схваток с Ярославом Святополк обращается за помощью то к печенегам, то к полякам, вместе с которыми побеждает новгородского князя и приводит поляков в Киев, где Болеслав Храбрый, не бескорыстно протянувший руку помощи своему зятю, стал практически править. Финальное сражение произошло на реке Альте – месте убийства Бориса. После Святополк бежал в приграничный Брест, где, как пишет Соловьев, умер от ран. В Четьих-Минеях Димитрия Ростовского это описано следующим образом: «И побежал он через Ляшскую землю, гонимый гневом Божиим, и достиг пустыни между землей Ляхов и Чехов. Тут он лишился жизни и принял возмездие от Господа». От могилы его исходил «злой смрад».
Смрад – это мета греха, окаянства, проклятия. Сергей Соловьев отмечает, что проклятие Святополка неоднократно удерживало после братоубийство: «мы видим, как после стесненный князь останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Святополком. Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были непрестанно в памяти князей…». Про смрад Святополка следует вспоминать и сейчас многим политикам.
Семя Святополка терзает разладом русскую историю. Разделение произошло уже тысячу лет назад, когда в Киеве после смерти Владимира сел Святополк, от которого исходила энергия междоусобицы, дробившая страну, и который заложил цепь преступлений. Кстати удивительно, но один из убийц Бориса – по имени Ляшко…
Окаянное семя проявляется регулярно, чтобы внести междоусобицу, энергии распада и найти новую жертву. После убийства, совершенного тысячу лет назад, страна оказалась разделенной на Русь, оружием которой стали святые братья и деструктивное семя Святополка, несущее хаос, возникающее из пустоты, из греха и в пустоте растворяющееся. Так противостояние Каина и Авеля стало одним из структурообразующих сюжетов русской истории, периодически воспроизводящийся в новых вариациях. Одно из таких воспроизведений мы и наблюдаем в настоящем, когда семя Святополка вновь обрело силу в южной Руси, поддерживаемое «польскими князьями» и интригами «латинских епископов».
Андрей РУДАЛЁВ
"Свободная пресса"
http://svpressa.ru/society/article/124292/
Комментарии
НЕ ФАКТ, что окаянный то был он.
Есть другая версия, что брательников "загасил" как раз Ярослав.
Чем достигал несколько целей:
сделал чёрный пиар возможному сопернику на престол. Устранил физически ещё двух.
И их же пристроил на место святых
(которых не было у Руси в то время хоть ты тресни - а что за центр православия и без своих святых....)
Недаром же он имел погоняло "мудрый"... wink
Ну а потом - в чьих руках оказались СМИ (летописи) - тот свою версию в анналы и пристроил.... Се ля ви...
А Святополка вполне могли и вероятно смогли просто оклеветать, приписав ему собственные злодейства...
1.5 ярда баксов ....
rusvesna.su/news/1433534279
Заносчивый немного я, Но - в горле горечь комом: Поймите, я, двуногое, Попало к насекомым! Но кто спасет нас, выручит, Кто снимет нас с доски?! За мною - прочь со шпилечек, Сограждане жуки!
И, как всегда в истории, Мы разом спины выгнули, - Хоть осы и гундосили, Но кто силен, тот прав, - Мы с нашей территории Клопов сначала выгнали И паучишек сбросили За старый книжный шкаф.
В.Высоцкий "Гербарий"
Резкое повышение импорта норвежского газа Европой стало результатом усилий западноевропейских стран по ослаблению своей зависимости от поставок российского природного газа и гибкой ценовой политики норвежских поставщиков. Они, в отличие от Газпрома, заключающего долгосрочные контракты, увязывая цены газа с ценами нефти, изменяют цены газа в зависимости от спроса и предложения. Норвегия заняла лидирующее положение экспортера газа в Западную Европу в конце прошлого года, объем ее экспорта был на треть больше российского.
Вместе с тем Россия пока остается главным поставщиком газа в Восточную Европу и Европейский Союз, хотя ее доля поставок в прошлом году снизилась с 43 до 42 процентов, а объем экспорта в ЕС упал более чем на 10 процентов. Доля норвежского газа на газовом рынке Европы увеличилась в 2014 году с 34 до 38 процентов.
А еще на будущей неделе Россия планирует начало закупок иранской нефти... Тегеран сообщил о готовности поставлять в РФ ежедневно до 0.5 млн барр. нефти, что соответствует 25 млн тонн каждый год. Агентство Reuters оценило ежемесячный оборот в объеме около 1.5 млрд долл.
Наверно, такой же шок испытывали, когда Россия впервые в своей истории при Хрущеве стала закупать зерно за границей.
А как же "великая энергетическая держава" имени Путина-Чубайса? Мы ж еще вчера собирались завалить дешевой электроэнергией всю Европу? Или позабыли уже?."
Вся русская литература целиком построена на страдании. Страдает либо автор, либо персонаж, либо читатель.
Кто жертва, каждый решает сам rolleyes
РОБИНЗОН – "… по замыслу автора, это самое "положение дел на западе России " и должно стать центром обсуждения паствой БК его опуса …"
Г-да, не читайте опус Рудалева, это не доставит вам удовольствия … Читайте только заголовок, вернее, три первых слова его … В них главный посыл статьи, т.с. "затравка" для дискуса … Вот Серега правильно понял и уже подталкивает вас в нужном направлении…
"Роздумья" Рудалева о печальной судьбине двух князей древнерусских совершенно здесь не при чем … Они как бы обильный гарнир к главному блюду, авторами которого, по мысли автора, должны стать вы … с тем, чтобы сам автор мог наблюдать милую его сердцу картину свары, раздрая, когда у вас будут чубы трещать …
Проснитесь же наконец …
Однако история последующих веков говорит о том, что князья-христиане точно так же убивали братьев своих, и прочие непотребства демонстрировали.
И если уж называть Святополка бандеровцем, то воинство Чингиз-хана, вероятно будет "фашистскою ордой"?
Ну а когда автор "наградил" Святополка ярлыком "западно ориентированного либерала", то все сразу стало ясно. Естественно! Еще ТОГДА проклятые либералы гадили вовсю, разрушая святую Русь в смычке с Бандерой, польскими планами и германским империализмом.
Так можно всю историю превратить в сплошной анекдот.
Польскими панами
Привет, дружище! laugh Чо, фонтанируем?, это ты наверное по совету - не сдерживать себя lol .... и фото Рудалёва в левом уголке......, поменял штоля? Ага, и речи о пастве завёл, никак в проповедники метишь? lol
Ваще, кто такой мах, хде факты, что Рудалёв даёт маху?, - об этом махе тока тебе и известно, т.е. ты побывал уже в роли дающего. Сдаётся, что тебе понравилось. laugh
Так то по совету другое имелось ввиду, но видать в головке порожняк laugh
инвестор твса случайно не ты, о многоликий? lol
Окаянное семя проявляется регулярно, чтобы внести междоусобицу, энергии распада и найти новую жертву. ... Одно из таких воспроизведений мы и наблюдаем в настоящем, когда семя Святополка вновь обрело силу в южной Руси, поддерживаемое «польскими князьями» и интригами «латинских епископов».
После прочтения опуса не покидает ощущение совершенной надуманности поднятой автором темы поиска корней современного положения дел на западе России ( полагаю, что, по замыслу автора, это самое "положение" и должно стать центром обсуждения паствой БК его опуса)…
А что касается корней, так они ( в самом общем виде) на поверхности – они в греховности человеческой природы с её алчностью, корыстолюбием, властолюбием, завистью и т.д. и т.д., а вовсе не в событиях 1000-летней давности …
Для чего автор решился осветить столь специфическими средствами эту тему (чрез подробное изложение трагедии князей)??? компетентен ли он в ней сам? глубоко ли разбирается, в данном случае, в истории? Скорее всего, НЕ компетентен, НЕ разбирается …
В наше время такие статьи можно лепить как горячие пирожки … Надергал фактов из Википедии, наскоро связал их собственными как бы глубокими мыслями и … "пущай читають", хоть от некстати случившейся заминки в деле Мэра отвлекутся, да о провальном "леще -№3" меньше будут судачить … Короче, "заумь" она и есть "заумь" …
Но, кажется, на сей раз автор дал маху – задвинул слишком уж неподъемную для аудитории БК тему, обсуждение которой по существу вряд ли состоится … посмотрим …, однако уже сейчас чувствуется некоторая "ошарашенность" публики .
ЯРОСЛАВ, СВЯТОПОЛК И ЛЕТОПИСЕЦ pryahi.indeep.ru/.../... Вот тут толково о том времени,без елея,без искания в прошлом оправдания виртуального настоящего,а кн.Владимир останется повелителем Киевской Руси и её окраины- северной Московии...
"Афтар жжетт.Пиши изчо"
RSS лента комментариев этой записи