Ксения Старожилова: «Новогодние утренники»
|
Мнения: 28.12.2025 10:48 Просмотров: 380 |
Авторская колонка Ксении Старожиловой.
Утренники и школьные ёлки.
Чем детей больше на празднике - тем они непосредственнее, тем очевиднее их настроение, потому что чего его скрывать в танцующей толпе?
Детское настроение тоже показатель настроения общества.
Хотя у нас почему-то принято детей до их совершеннолетия в серьёз не воспринимать. Отсюда все эти:
- Хочется? Перехочется!
- Никто твоё мнение не спрашивал.
- Голова болит? Попе легче.
«Перетопчешься», «губу закатай», «вот вырастешь и купишь», «ешь, что дают» и т.д.
Не имеет право ребёнок на желания, на настроение, на точку зрения. В силу возраста.
После 18-ти, по инерции, ещё лет пять этот критерий работает. Вроде бы и взрослый, а вроде и «рот свой закрой и слушай, что тебе старшие говорят».
Но к Новому году, временно, на утренниках и ёлках детям можно хотеть, галдеть, скакать и вовсю веселиться!
А мне нравится на утреннике сидеть и наблюдать.
Смотришь на ребёнка, а видишь всю семью, смотришь на группу детей, и видишь целый срез общества.
С поправками, конечно, разными.
Например.
Начальная школа, мальчик, очень активный, в ярком костюме красного дракона. Дракон танцует, скачет в разные стороны (все должны заметить, как он хорош!), при этом ненавязчиво и методично задевает ногой соседа справа. Пинает. Но пинает не сильно.
А сосед справа - флегматичный полный мальчишка в школьной форменной жилетке и новогоднем колпачке делает вид, что не замечает. Но отодвигается от дракона подальше. Мальчишка в жилетке в полном объёме выполняет задания, предлагаемые ведущей утренника. Надо прыгать - ок, прыгает, подпрыгивать - хорошо, кружиться - ладно. Без энтузиазма, просто надо, значит надо.
Классный руководитель ситуацию видит и не реагирует, значит поведение этих двух - привычная для них модель.
Группка девочек, кучкуются отдельно от парней. Нарядные, смешливые, вертятся, крутятся.
Но одна всё сбоку. Вроде бы со всеми, но одна. Очевидно, что не принимают.
Одета как все, даже, пожалуй, лучше многих, интереснее, но худенькая, глаза в пол, ручки в замочек. Кажется, будто и не слышит, что там толпа кричит, неловко переминается, чтобы просто быть в движении, чтобы не снесли.
Что ж, жизненно: или встраиваешься как можешь, имитируя совместную деятельность, или снесут и не заметят.
Ещё мальчишка: на голову меньше одноклассников, но характер на лицо и на лице. Демонстративно сел на пол, руки на груди калачом. Мол, я ваши дурацкие задания выполнять не буду, что я, детсадовец? Губы надул, взгляд исподлобья.
Демонстрация.
Имеет право.
Здесь интереснее реакция одноклассников. Одноклассники не обращают внимания. Значит не первый раз.
Мальчишка ещё не знает, что демонстрация хороша разово.
Девочка: в обтягивающих ярких лосинах всё время стремится выскочить из общего круга вперед - в центр, к ёлке.
А что? Ребята-старшеклассники, помощники ведущей утренника, там стоят! Можно им, можно и ей. Без учёта возраста, статуса, роли на мероприятии.
Логично же? Дома так.
Здесь два варианта в будущем: либо девочка адаптируется к системе правил образовательной организации, либо будет конфликт. У ребёнка внутренний, у мамы ребёнка внешний, явный, со школой.
А может и нет.
Ещё наблюдения.
Слово «гендер» и все его производные использовать в речи больше нельзя. Не буду. Так вот, совокупность социальных норм, определяющих поведение в зависимости от половой принадлежности, к классу 3-4-му уже сформирована.
Поэтому девочки на «ёлке» держатся вместе, если танцуют - движения в танце одинаковые, подражают друг другу, смеются и то синхронно. История про женскую солидарность.
Мальчишки же, даже когда вместе, всё равно самовыражаются каждый по-своему. Кто во что горазд.
Конкуренция и борьба за лидерство.
А, вот!
У современных родителей (у всех!) есть возможность купить ребёнку костюм любого героя, персонажа, животного, даже со световыми и звуковыми эффектами, но при этом полноценных костюмов на школьном новогоднем утреннике совсем немного, много новогодней атрибутики: очков, ободков, головных уборов, плащей, накидок, корон и прочего.
Много ребяток в кигуруми. Удобно, в моём детстве таких не было...
Была ночь пред утренником, гофрированная бумага в рулоне, мишура, нитки-иголки и мамино мастерство. А на утро - розовые шуршащие девочки-хлопушки и мальчики-зайчики. Понятно и весело.
И не помню, чтобы лет до десяти-двенадцати мы на социальное одобрение ориентировались. Просто радовались без оглядки, конфетка ли, лиса или снежинка, платье из тюля сшито или повезло купить.
Сегодняшние дети гораздо раньше и гораздо сильнее начинают переживать как выглядят, как их оценят, что про них скажут, расстраиваются, тревожатся.
Сложно им.
Но одно остаётся неизменным: если дома любят, кажется, что любит весь мир! Это даёт силы, придаёт уверенности, мотивирует.
Пусть дома любят!
КСЕНИЯ СТАРОЖИЛОВА












