
Авторская колонка Константина Рыбинского.
Ребёнок – существо исключительно конкретное. Яблоко – чтобы есть, яблоня – чтобы лазать. Яблоня в чужом саду – для приключений на задницу. Мама – для любви, папа – для уважения. (Беда неполных семей именно в этом: негде учиться уважению).
А история зачем? Рюрики-жмурики, аменхотепы с периклами – зачем это всё? На кассе не пригодится!
Ребёнок спрашивает, смотрит пытливо, ждёт честного ответа. Он другого не примет, он ложь чует ещё не отсохшими крыльями, соврав, вы увидите, как гаснут глаза.
Ну, так зачем история?
Во-первых, мозг – он как бицепс, его тренировать нужно, и обязательно на отвлечённых предметах, иначе превратишься в насекомое с рефлекторной реакцией на внешние раздражители. Умрёшь с голоду с тик-током в руке.
А во-вторых, человек на девяносто девять процентов состоит из прошлого. Чтобы ответить на вопрос «кто?» нужно ответить на вопрос «откуда»? И начинается: папа, мама, бабушка, дедушка….
В дедовском доме, которому больше века, я спал под иконами восемнадцатого столетия. Мои детские пальцы листали плотные страницы, отпечатанные старославянскими буквами. Я помню запах древнего кожаного переплёта. В мою ладонь ложился германский штык, добытый на полях первой мировой.
История для меня изначально осязаема, я познавал её в непосредственных ощущениях.
Меня родили в полумифическом СССР, всё моё детство прошло по лагерям. Лагеря были по счастью пионерские. В Крыму рядом с одним из них шли раскопки. Мне удалось подружиться с археологами, я сбегал к ним при всяком удобном случае, перебирал осколки античной керамики. На остатках древнего раствора увидел отпечаток ладони древнего мастера, приложил свою – и словно ощутил тепло. Греческая колонизация стала частью меня.
Мне повезло учиться в школе, где главной задачей было формирование гармоничной личности строителя коммунизма, а не сдача ЕГЭ. С преподавателями истории мне тоже повезло – они учили не зубрить, а думать. У нас было время для сочинений о средневековых замках с их донжонами и подземельями.
На исходе девятого года обучения я нёсся мимо учительской за Колькой Скобелевым, и тут меня остановила директриса Валентина Петровна Бакаева (замечательный историк, кстати). Я уже приготовился выслушивать очередную нотацию, а она сказала:
- Мы открываем единственный в области исторический класс. У тебя абсолютные способности к истории. Я тебя жду.
После школы я поступил на исторический факультет Поморского Государственного Университета, где меня учили восхитительные преподаватели. Историки.
Я очень много знаю о человечестве. Отчасти, это вызывает печаль, от того, что у меня нет иллюзий на его счёт. Люди злы, жестоки и жадны. С другой стороны, среди них встречаются удивительные герои, первооткрыватели и мудрецы, благодаря которым история – это не только кровь, пот и муки, но и удивительные взлёты человеческого духа в высоты, для людей, вроде бы, не предназначенные.
История – не скучный список дат и терминов, не бесконечный траур по павшим, не патриотическое идолище. История – это и есть мы. И хорошо было бы, чтобы на её страницах не отпечатывались грязные ручонки жуликоватых политиканов.
КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ
Комментарии
Но согласиться с тем, что история не способна ничему научить,никак невозможно. Тем самым постулат о том, что все, что происходит сейчас, когда-то в прошлом уже происходило, отвергается. А это неправильно.
У меня есть тестовый вопрос к любителям истории. Получив ответ на него, мне становится совершенно ясно, с кем я беседую. Вопрос очень простой: "Кто победил при Бородино?"
Идёшь порой мимо памятника Ленина, а у него голова вся в птичьем помёте. И подумаешь невольно: вот голуби — это символ мира. При этом они почему-то очень любят срать на памятники, в том числе тех, кто при жизни утверждал , что он делал всё только ради благополучия общества и наступления мира. Вот, кругом более или менее чисто, а на голове у Ильича шапка из говна. А когда Рим подвергся нападению галлов, его спасли гуси, далеко не самые дружелюбные птицы на свете.
Получается, что политиканы марают историю грязными ручонками, а кару на них сбрасывают птицы. Симметричный ответ?
Если человек и дальше на девяносто девять процентов будет состоять из прошлого, ему останется один процент настоящего и ничего не останется для будущего. Быть заполненным прошлым — это значит быть мертвым при жизни.
Вернейший способ испортить молодое поколение — научить их выше ценить прошлое, чем настоящее и будущее. Надо, наверное, уметь и выкидывать ненужные вещи. История не логична, с её помощью невозможно установить истину и невозможно чему-то научить. Одна война сменялась другой и так будет дальше. Состояние мира не существует. Есть только состояние невойны между войнами, а не состояние войны в вечном мире. После невойны наступает война за мир, которого не будет никогда.
Мир неделим, он таким не может быть помыслим. У слова мир, в этом значении, нет даже множественного числа. Нет речи, значит нет мысли. Мыслимы только войны как отрезки вечной невойны. Например, победили Германию. Разве теперь мир с ней?
История больше пользы приносит, если её рассматривать как искусство воспитания и просвещения, а не как строго науку. Искусству не свойственна логика и истина. В вопросах воспитания истина не столь важна. Значение имеет продвижение положительных общественных ценностей. Для человека общественное всегда будет превыше личного. А в какой форме такое продвижение будет, — не суть важно. А история очень подходит для этой цели.
Константин, это не отповедь. Размышления.
=========
Не согласен я с таким сравнением, нахожу его неудачным, неточным. Мозг – он ведь из 2-х полушарий состоит, поэтому и сравнивать его для наглядности надо с двухполушарной мышцею – musculus gluteus maximus.
Пошловато, конечно, получается, зато безукоризненно научно!
думать, если уж не научила, то помогла.
дальше - с конца Союза и до сегодняшнего дня - шёл один, без помощников.
поэтому гордо могу заявить: наша страна - абсолютный чемпион по переписыванию истории!
прочитал за свой короткий век как минимум три, а сколько ещё будет!
я верю в тех, кто сейчас громче всех кричит об этом.
у них всё получится.
если доживу до пенсии, узнаю от таких ещё несколько вариантов...
RSS лента комментариев этой записи