Авторская колонка Константина Рыбинского.
Северодвинск – большой город, даже несмотря на ужасную убыль населения последних десятилетий. Люди, как и везде, в нём живут разные.
Есть такие товарищи, которые нам вовсе не товарищи, но о паршивцев мы перо марать не будем, они сами с удовольствием проявляются; давайте лучше поговорим о тех, кем земляки должны гордиться, а не знают.
Вот, скажем, Николай Терентьев, который уже появлялся в этих заметках то там, то здесь. Личность совершенно исключительная и разносторонняя.
Очень удачно мимо идёт Илья Кузубов, человек широко известный в узких кругах, в первую очередь, как «отец» фестиваля Тайбола и Общества Защиты Ягринского Бора. Он много кого знает, у него и спросим:
- Вот скажи, товарищ Кузубов, что за человек такой Николай Терентьев?
Илья задумывается на секунду, откладывает топор с телефоном, и выдаёт обычной скороговоркой:
- Николай Терентьев – мой друг, путешественник, звукорежиссёр, музыкант, строитель, человек из стали. Ценитель природы, заядлый пешеход и каякер, который уже больше 10 лет километр за километром проходит все берега Белого моря по берегу, льду и воде. Весна, лето, осень, зима и снова весна - время года не имеет значения. Главная цель – преодоление себя (намерение), вдохновение природой и полевые записи – от трелей птиц и треска сосен в штормовом ветре до шелеста волн и звуков, записанных под водой. Николай любит слушать акустических гитаристов и сам недурственно играет на гитаре; лет 15 отработал в северодвинском Театре драмы звукорежиссёром, записал и свёл множество треков северных музыкантов. Николай помогает строить фестиваль «Тайбола» и работает в составе одноименной команды монументального искусства. Думаю, можно сказать, что это уникальный и одновременно очень скромный человек.
- Спасибо, Илья, удачи тебе с Тайболой в этом году.
Звук и монументальное искусство – штуки сложные, понятные фанатам и специалистам, хотя и крайне интересные. Путешествия же – то, что кружит голову любого человека с детства, когда все дороги начинаются у наших дверей. Только у большинства головокружение проходит, ветер дальних странствий мы вдыхаем через кальян в отелях, где всё включено. Но некоторые собирают рюкзак – и вон из дома.
Николай Терентьев ночует в палатке зимой в тайге, сплавляется по рекам, слушает, как трещит лёд Байкала, но самое впечатляющее – в одиночку обходит Белое море. Точки его маршрутов звучат, как заклинание: Гридино, Кемь, Кандалакша, Туманный, Иоканга, Поной, Варзуга, Канин Нос, Шойна, Мезень…. А одиночный поход на каяке на Соловки? Нет, граждане, что ни говорите, а это самый настоящий экстрим, как есть.
Так что присядем к его походному костерку из ароматного плавника, и пораспрашиваем под треск дров:
- Как ты начал путешествовать?
- Как Форест Гамп, просто однажды пошел и всё (шутка, но доля правды в этом есть). Я ни разу в жизни не был в туристическом походе, в «классическом» понимании, когда есть руководитель, тщательно проработанный маршрут, у каждого есть свои обязанности, ну и всё такое. Когда ты постепенно учишься у старших опытных товарищей и ходишь всё в более сложные походы. Я и сейчас себя ни как не ассоциирую с туристическим сообществом. У меня была другая школа. Отец был охотником. И лет с 5 он начал брать меня в лес. На охоту, на рыбалку. Летом, зимой, осенью, весной. Жили в лесных избах, часто ночевали у костра. Как-то даже Новый год встречали в тайге у костра, вынужденно, было очень много снега, до избы не успели дойти. Мне тогда было 14 лет. Такая была у меня школа. И я безмерно благодарен отцу за привитую любовь к природе, за тот опыт, который он мне передал.
Потом была армия. Потом я ушел в музыку, появилась идея-фикс стать профессиональным музыкантом, слава Богу этого не случилось. В итоге я стал звукорежиссером, и звук стал моей профессией. В это время я продолжал ходить в лес, иногда в небольшие походы, сплавы с друзьями. Но, это всё было на уровне развлечения, отдыха от городской суеты.
И я уж не помню как, но как-то я увлекся Белым морем, тогда уже появился интернет более-менее, увидел пару картинок, которые меня поразили настолько, что захотелось самому это увидеть. Ну и однажды собрался и пошел. Это был 2010 год. Правда, тогда я далеко не ушел. Сказалось отсутствие опыта походного. Пришлось наверстывать, я стал читать форумы, отчёты, заочно учиться у опытных походников, перекладывал всё на свой опыт таежный. От многих стереотипов пришлось отказаться. Вообще, очень важно быть гибким, уметь подстраиваться под обстоятельства, изменяться. И уже летом 2011-го я обошел пешком Онежский полуостров. А дальше я уже не мог остановиться. Стал ходить пешком, зимой на лыжах, приобрел морской каяк и стал ходить по воде. Так и продолжаю по сей день. Когда ты в пути, всё просто и понятно, есть цель и ты идешь к ней. В обычной жизни этого очень не хватает.
- Почему один?
- Наверное, такой склад характера. К тому же сложно найти единомышленников, готовых отправиться с тобой в очередную авантюру. Я если и пойду с кем-то, то только с проверенным человеком, с кем будет комфортно, с кем будешь на одной волне. Я ж говорю, я не турист, мне не интересно пойти куда-то с кем-то ради компании, потусить. Только проверенные, близкие по духу люди. Поэтому проще одному. Один полностью погружаешься в природу, никаких лишних разговоров, только ты и дорога.
- Какие твои достижения кажутся наиболее значимыми?
- Пока у меня нет никаких достижений. Чтобы вот так заявить. Вот я уже много лет хожу по побережью Белого моря, в одиночку. На данный момент осталось всего 200 км, где я ещё не был. Вот пройду их, и тогда смогу уверенно заявить: «Я обошел ВСЁ Белое море»! Вот это будет моё личное достижение. Правда, я буду не первым, и не вторым, и даже не в первой десятке кто это сделал. Белое море хожено перехожено. Но для меня это будет победа, над собой, что я не остановился, довел всё до конца.
- Что представляет наибольшие трудности?
- Трудности все в голове. Быть в состояние уйти чуть дальше чем, как тебе кажется, ты можешь. Это самое трудное.
- Если тебе дадут карт-бланш: неограниченное финансирование, то какой маршрут проложишь?
- Маршруты все уже проложены. Нужны не деньги, нужно время. Лет сто, активных, если б кто дал, мне бы хватило.
Да, время и силы – ресурсы, которые не скопить, не сэкономить. Мы транжирим их, убиваем, торопим – и они уходят, как вода сквозь пальцы. Эх, на дело бы каждую минуту! Но нет.
Пусть у товарища Терентьева всё получится. А мы, разгильдяи, за него порадуемся.
КОНСТАНТИН РЫБИНСКИЙ
Комментарии
почему должны?
нравится человеку гулять долго и в одиночестве, ну и пускай себе ходит.
вот не знал я тов. Терентьева, теперь, прочитав, узнал, что некий тов. Терентьев существует, Белое море хочет обойти...
и что? даже если и обойдет (бог в помощь, как говорится), то его личное желание исполнится.
наверное, у каждого человека есть своё желание.
но гордятся не теми, кто только себя любимого тешит.
Однако удачливый путешественник не объяснил наиболее пикантное - как удавалось ему избегать встреч с пограничниками, которые контролируют побережье (особенно в северной части ареала), в т.ч. с помощью проинструктированного населения, привыкшего стучать на всякого незнакомца не из патриотизма токмо, но более на мзду в расчете.
А если таковые встречи случались – то как расходились? Али ксиву-вездеход имел на руках? Только сомнительно это.
Примета цифровой эпохи, наверное везде так.
Лавина цифрового контента убивает самодеятельность и самобытность, глубинке это только минус
- в спортзалах (в большинстве) не
протолкнуться;
- в бассейн не попасть;
- бани их стало больше, не только одна городская, тем не менее куча народу даже в будни;
- кафе, рестораны, если это выходной забиты;
- больницы, поликлиники (что платные, что бесплатные народу много;
-строительство.... дома не пустуют СОВСЕМ;
- количество людей и машин в городе... ощущение иногда, что просто "тесно"
Можно еще приводить примеры, но это яркие для обывателя.... Откуда убыль....есть срмнения на этот счет
При этом краеведы и землепроходцы прежних времен вызывают куда бОльшее уважение, чем нынешние. Тогда риск был намного выше, романтики и трудностей больше, учитывая общий уровень жизни тех времен. Экипировка была проще и заведомо предполагала большую выносливость. Одно отсутствие мобильников чего стоит!!
Один из прежних - северодвинец Марк Пуссе (1927-2003 г). Во всем городе, наверное, только несколько человек знают или слышали об этом человеке, который задолго до Терентьева (60-70 г.г.) хаживал теми же тропами вокруг моря Белого, и не только. И книги с описанием после себя оставил. Не буду хвастаться личным знакомством с ним, но пару раз приходились обращаться к нему за консультацией во времена оны.
alexandragor.livejournal.com/. ../ – вот здесь фотка М.В. Пуссе. Сравните, как просто он одет, и как основательно «упакован» во все искусственное современный «бродяга» Терентьев – только один нос и видно.
RSS лента комментариев этой записи