«Россия надорвется будущим авианосцем» - под таким заголовком сегодня опубликована статья на сайте «Свободная пресса». В ней также говорится, что для создания авианосца водоизмещения в 100 тысяч тонн потребуется гигантский сухой док, которого в Северодвинске нет. Есть проблема и в кадрах на «Севмаше».
Как пишет «Свободная пресса», питерское ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на днях получило паспорт «экспортного облика полноценного авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн». Паспорт нужен для того, чтобы законно демонстрировать разрабатываемую в научном центре модель на международных выставках вооружений.
Со слов заместителя гендиректора Крыловского центра Валерия Полякова, это будет многофункциональный корабль. На борту – до сотни летательных аппаратов, включая беспилотники, корабельный вариант разрабатываемого истребителя пятого поколения Т-50, вертолеты Ка-52 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Для самолета ДРЛО требуется катапульта. У нас ее нет, и никогда не было. Поэтому в авиакрыло «Кузнецова» никогда не входили самолеты ДРЛО. И это одно из самых существенных ограничений ударных возможностей этого корабля.
Самолеты ДРЛО у России практически есть. Это Як-44Э, который в 80-е годы прошлого века создавали для «Ульяновска» - первого полноценного советского атомного авианосца проекта 11437. Но недостроенный «Ульяновск» после развала СССР на верфи в украинском Николаеве был разрезан на металлолом. Следом в 1992 году была прекращена и разработка Як-44Э на этапе строительства первых самолетов для летных испытаний. Но к ней, наверное, можно вернуться. Или хотя бы использовать старые конструкторские наработки.
С катапультами будет сложнее. Потому что пока мы и не пытались их сделать. Ни паровые, ни более совершенные электромагнитные. Это, конечно, проблема. Но только одна из многих тысяч, которые встанут перед российскими конструкторами, если мы действительно в ближайшие годы примемся строить авианосец. Судя по представленной в открытом доступе модели Крыловского центра, в скорой разработке российской катапульты там не очень уверены.
Двигательная установка перспективного авианосца - неядерная. Очевидно потому, что так намного дешевле. На палубе четыре стартовые позиции для самолетов. Противокорабельные крылатые ракеты в отличие от «Адмирала Кузнецова» и еще более древних советских тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» не предусмотрены. Зенитное вооружение – четыре ЗРК «Полимент-Рудут» с вертикальным стартом ракет. Вот, собственно, и все, что на нынешний день известно неспециалистам.
Главный штаб ВМФ рассчитывает получить новый флагман «где-то в 30-х годах». Это, видимо, если все пойдет, как запланировано. А вот с этим, без сомнения, тоже большие проблемы.
Начать с того, что непонятно где строить этакую махину. В советские годы для такого дела были предназначены верфи Николаева. А именно – Черноморский судостроительный завод, на котором создавались все наши тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР), теперь от него остались лишь горы ржавого металлолома.
Остается Северодвинск, знаменитый Севмаш, в цехах которого, среди прочего, рождаются тоже весьма немаленькие атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения. Однако для создания авианосца водоизмещения в 100 тысяч тонн потребуется гигантский сухой док, которого в Северодвинске нет. Значит, придется сухой док построить. И затратить дополнительно умопомрачительные деньги. При том, что и сам корабль, по мнению ряда экспертов, обойдется российской казне в пересчете никак не менее, чем в 15-20 миллиардов долларов (спущенный на воду в 2013 году новый американский авианосец «Джеральд Форд» обошелся Пентагону в 42,5 миллиарда долларов).
Второе – кадровый потенциал Севмаша. Вспомним, как в середине 2000-х туда высокими по российским меркам зарплатами пришлось со всей страны заманивать инженеров и рабочих для превращения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в индийский «Викрамадитья». Так ведь тот «Горшков», который в конце концов стал «Викрамадитья», вдвое меньше задуманного в Крыловском центре авианосца. Однако и при этом сроки сдачи ТАКРа индийским морякам срывались неоднократно. В итоге модернизация затянулась до 10 лет.
К сожалению, очень похоже, что создавать крупные надводные боевые корабли Россия попросту разучилась. Именно поэтому наш ВМФ до сих пор не получил от судостроителей ни одного серьезного боевого корабля хотя бы второго ранга, который был бы полностью спроектирован и построен в постсоветскую эпоху. Пока морякам достаются лишь относительно небольшие корветы типа «Сообразительный», сторожевые корабли типа «Дагестан», противодиверсионные катера типа «Грачонок» и малые ракетные корабли типа «Буян».
С большими задержками в Калининграде и Питере идет создание фрегатов типов «Адмирал Григорович» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков». О ракетных крейсерах и эсминцах пока лишь мечтаем.
С ним будет особенно трудно еще и потому, что разрушен кадровый потенциал не только кораблестроительных заводов. С проектирование не легче. Собственно, почему созданием авианосца хотя бы и на дальних подступах занялся Крыловский центр? Там ведь никогда не делали ничего подобного. Созданием ТАКРов, а потом и «Ульяновска» в СССР занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Но десятилетия без заказов и финансирования обескровили эту организацию настолько, что дела прежних масштабов ей теперь не по плечу.
Так может быть – ну его, этот авианосец? Тем более. Что раздаются мнения, что атомные подводные лодки с множеством высокоточных крылатых ракет на борту выполнят практически любую из стоящих сегодня перед авианосными ударными группами (АУГ) задач гораздо дешевле и эффективней, пишет «Свободная пресса».
Комментарии
Who is Лилия Шевцова? Это которая из Центра Карнеги? Нормально так вещает, ожидаемо. Шаблон не рвёт. Оклад отрабатывает. Было бы удивительно от неё что-то другое услышать. Правда, без огонька. Вот её "Путин погибнет в языках пламени!" - это уже совсем другой коленкор.
Видно, что патриотизма осажденной крепости стало недостаточно, чтобы заглушить начавшийся ропот внизу. Пришлось включать популизм и имитацию доверительности. Но пробившаяся через фильтры информация о жизни народа создает ужасающую картину. А миллионы обращений к президенту, которого просят решить проблему продажи молока, дорог и переправы, говорит о полной нежизнеспособности системы.
Эта "линия" - подтверждение системного коллапса и неспособности лидера скрыть свою растерянность. Придется включать "врага".
Лилия Шевцова
С такой непокобелимостью Вас надо прямо сейчас в тыл врага... можно даже без парашюта... на диване... cool
Надувной вариант не просчитывали?
еще раз повторю: Крыловцы построили свою модель, исходя из собственных фантазий и представлений. Никакого техзадания флот на этот проект им не выдавал и дальше макета этот проект не пойдет
Камрад, ну на хрена так-то жёстко крылья мечте обламывать?!
Alarm, так ведь я и имел ввиду тех корабелов, которые вот такие модели строят.
А ведь самое страшное оружие - коррупционная власть. Приведи, в любой стране, к власти алчных жуликов и дай им возможность выкачивать деньги в другие страны и эта страна сожрет сама себя изнутри.
Можно подумать, что фекалии по северодвинским улицам вероятный противник разбрасывает из космоса. Володя, еще раз повторю: Крыловцы построили свою модель, исходя из собственных фантазий и представлений. Никакого техзадания флот на этот проект им не выдавал и дальше макета этот проект не пойдет. Предлагаю и милитаристам, и пацифистам-коммунальщикам успокоиться и переключиться на обсуждение готовности выйти на очистку улиц от фекалий, благо объявления о субботниках по всем подъездам развешены.
Интересно, а во сколько обошлось строительство подобных посёлков? blogsochi.ru/.../...
Если Вам от этого будет легче - на эту же каркалыгу наденут всех присутствующих, и Вас, и меня, и СН с расчетами эффективности, и камрада Vavanzo с испачканными ботинками.
Но крохи с этого пиршества акул помогут рыбкам-прилипалам просуществовать довольно долго и весьма сытно, отметать икру, вырастить мальков и т.д. И какая нам разница, насколько успешно акулы этот кусок рвут и кто и с какой целью акулам этот кусок бросил.
...и правильно! Нечего по какашкам на работу ходить! Сидим дома ровно, ждём уборки улиц, и только потом по чистым улицам идём на работу...
Помнится и у них было ружо и у нас. Вот только мы его не удержали в ослабших руках. redface
с помощью @YouTube
Стеклосердце. Более того, есть прямая взаимосвязь между заказами на заводах Северодвинска, и его городским бюджетом.
Конкретно Димусику- щас такая же ситуация с вооружением, с экономикой, населением и т.д. как и сто лет назад? Суммарная армия европы не дотягивает до уровня Российской армии ни по количеству ни по качеству. Чтобы её скрыто подтянуть- вообще не реально с современными средствами обнаружения. Мало того- её нужно обеспечивать. Если же надеятся на заокеанскую помощь, то по той же причине её доставка затянется на полгода-год. И мы будем внимательно на это смотреть? Ударить по нам скрытно не получится.
З.ы. можно так то забрать николаевские верфи.. Но я за свой город )
В первую очередь вкладываться в оружие для конфликтов малой и средней интенсивности на суше - "Украина", "Абхазия" . Немного москитного флота, чтобы обозначать присутствие и решать задачи типа "Йемен", "Арктика" и тд.
При современном уровне управления флотом "Екатеринбург" "Орёл" "Курск" (тьфу-тьфу-тьфу) не исключаются - для сокращения рисков вложить максимум в ремонтные базы и качественное обеспечение 4 поколения.
Успокаивает, что эти прожекты "Левиафанов" - стопудово останутся макетно-бумажными. Надеюсь, здравый смысл победит.
Шикарнейшая новость для города, ИМХО. Олимпиаду потянула Россия, Крым переварила - и сухой док в Северодвинске осилит думаю. не поперхнётся
Открою вечерком шампанское за хорошую новость, дай бог чтоб срослось всё.
RSS лента комментариев этой записи