Мнение: в России начинают «Перестройку-2»
Политика: 27.09.2018 12:09 Просмотров: 5367 |
Повышение пенсионного возраста, по мнению некоторых исследователей и аналитиков, – первая ступень начатой глобальной реформы. Вся остальная «лестница» приведёт к полному переделу страны и власти по худшему из возможных сценариев, с повторением «девяностых».
«Беломорканал» пообщался с архангелогородцем Сергеем Никитиным, активистом движения «Суть времени» с основания, с 2011 года. По мнению Сергея, интересна в «Сути» разноплановость: надо и на улице работать, и теоретический материал осваивать. Результаты у движения получаются из раза в раз, из года в год, поэтому находится там приятно и интересно.
Поводом для нашего разговора послужило повышение пенсионного возраста в России, продавливаемое властью несмотря ни на что. 25 сентября, накануне рассмотрения соответствующего законопроекта в Госдуме, активисты движения доставили в приёмную президента РФ миллион подписей граждан против повышения, собранных по всей стране за два месяца. Официальные СМИ предпочли промолчать об этом, как и о подлинной реакции на «реформу» на местах.
БК: Сергей, скажите, что движение считает актуальным по отношению к теме повышения пенсионного возраста?
Никитин: Сразу отмечу, что я пришёл в «Суть времени», потому что следил за аналитикой лидера, Сергея Кургиняна. Ещё никакого движения не было, а он был публицистом, одним из многих, и давал определённые прогнозы, которые позже сбывались.
Когда начались разговоры о пенсионной реформе, были разные мнения. Что это такой манёвр Путина, попытка протащить НДС – было много вариантов «для обсуждения в курилках». А Сергей Ервандович сразу сказал, что это очень серьёзная тема, так как бьёт по большинству электората, который голосует за Путина. В данном случае нам интересна не судьба Владимира Владимировича, а то, что это перекраивает весь политический ландшафт России. Перекраивает очень серьёзно: уже сейчас началось активное отпадение населения от власти.
Будет ли Россия?
БК: То есть, это уже совсем другая страна?
Никитин: Да! И настолько другая, что возникает вопрос: «А будет ли Россия вообще?». Вопрос этот стоит крайне серьёзно, и именно в таком русле. Это – не вопрос понижения доходов населения на сколько-то процентов, хотя это тоже есть. Это – не вопрос воровства, хотя тоже может быть воровство бюджетных денег в пенсионном фонде. А вопрос именно в том, что это в первую очередь - политическое действие, и злонамеренное.
То есть, если дать пенсионной реформе состоятся в её нынешнем виде – далее одно за другое цепляются события, которые вырастают в «Перестройку-2». Это – возвращение 90-х годов, о которых сейчас все стараются забыть, причём возвращение в ещё более радикальном варианте. В «первые» 90-е годы были ещё какие-то структуры, оставшиеся от Советского Союза, которые работали. Работали милиция, здравоохранение, хотя было очень серьёзное их недофинансирование.
Сейчас, если мы представим себе ситуацию, когда наши медики не получают зарплату год, то нам элементарно негде будет лечиться. А если мы представим, что полиция долго не получает зарплату, то мы не увидим ту милицию, что была в 90-е годы. Это уже не советская милиция, полиция РФ будет по-другому реагировать на эту ситуацию. И есть риск погружения в это состояние, из которого не все выберутся.
90-е – «русский крест», большая смертность, а что будет на этот раз – просто трудно прогнозировать. Но однозначно – нехорошие процессы, именно политические процессы.
БК: Сергей, «девяностыми» нас постоянно пугают, но, в то же время, в некоторых регионах (нашем, к примеру) эти проклятые «девяностые» всё никак не закончатся. По Вашему же мнению вообще выходит, что высшее руководство страны целенаправленно ведёт население и государство к катастрофе? Целенаправленное вредительство, что ли? Так получается, если занимать крайние позиции, вами обозначенные.
Никитин: Это и так, и не так. Вот мы собирали подписи в Архангельске, встретили человека, предложили ему подписаться. Он в ответ смеётся: «Вы знаете, кто я такой?». И он оказался высоким чином в «Единой России». А подписчик спрашивает: «в глубине-то души Вы – против пенсионной реформы?». Тот говорит: «Против!».
БК: А кто это был? Это известный человек, это не фейк? Какая фигура – уровня Фортыгина, Дятлова?
Никитин: Чуть ниже. Не настолько известный человек, но один из руководителей.
Сейчас говорить сложно, ситуация очень живая. Но мы можем вспомнить 90-е годы, когда Яковлев, главный по идеологии, прямо говорил: «У нас был план: разрушение КПСС». И об этом также говорили Горбачёв, и другие самые высокие чины. В чём был замысел? Они собирали митинги, и объявляли коммунистическую партию средоточием всего зла. Смели КПСС массы, кто-то ушёл, но ушли-то – честные, а аппаратчики тут же всплыли в новом виде. Перестроечное ядро всплыло, сохранив прежнюю власть, но отказавшись от выполнения социальных обязательств.
Не тонущее партийное ядро
БК: Почему Вы всё время вспоминаете «девяностые», которые все так хотят поскорее забыть?
Никитин: Я сегодня исхожу из предположения, что сейчас – начинается «Перестройка-2». Если мы сравним два периода кризиса партий, КПСС и «Единой России» (а мы видим, что на последних выборах она потеряла очень много), то нельзя сказать, что вся нынешняя верхушка сегодня нацелена на эту перестройку. Но, может быть, есть некое ядро из высокопоставленных и достаточно влиятельных лиц, которые хотят сохранить власть, но отказаться от социальных обязательств. То есть, ещё более трансформировать всю систему - в сторону от социального государства. Оставить – только власть, только «самое вкусное». Остальные, скорее всего, что мы и видим на реальных примерах – подчиняются партийной дисциплине, а без неё никак, тем более, если это партия власти.
И в этой ситуации как раз очень важен голос народа. В нашей ситуации нельзя акцентироваться на понятиях «хорошая, или плохая власть», самое главное – сохранить социальные обязательства государства, не дать плану по развалу свершиться. Пусть потом власть разбирается сама – как-то она, может быть, трансформируется.
Мне кажется, сейчас задача гражданского общества – заявить о том, что ему – нужно это государство, именно как социальное. Не превознося правителей, не уходя в культ личности, а по-простому: мы - граждане, у нас есть Россия, мы её любим. А государство, его структуры – обеспечивает жизнь: нужно платить зарплаты, собирать налоги, регулировать многие вопросы.
Сохранить государство!
БК: А государство – оно заслужило бережное отношение к себе со стороны граждан?
Никитин: Конечно, это – не идеальное государство, и не идеальная власть, никто такого не говорит. Недостатков настолько много, что я могу перечислять их до завтра. Но другого – нет.
И, по большому счёту, нужно сказать, что – да, мы против коррупции и других недостатков, их нужно исправлять, но нельзя допустить взять верх деструктивным силам, которые разрушат само государство. Мы уже видели это разрушение, этот отказ от социальных гарантий.
Иначе непотопляемые личности – они вновь перевернутся, и станут графами, князьями, баронами или ещё кем-то, но не будет социальных гарантий. То есть, вновь будет отказ от сложившейся структуры. Социальные гарантии вписаны в Конституцию, и эта конституция должна действовать.
А был ли мальчик-то?
БК: Сергей, Вы упомянули фразу «гражданское общество». По-вашему, оно вообще существует сейчас? Мне кажется, что сейчас очень атомизированное общество, люди разрозненны очень сильно, и ослаблены, все устали. Были разные идеи объединения, так и не найдена национальная идея, все во всём разуверились - можно ли говорить сегодня о гражданском обществе? Несколько лет назад говорилось лишь о попытках создать гражданское общество, собрать его.
Никитин: Я считаю, что гражданское общество есть, даже если есть два или три гражданина, и они поставили себе задачу по сохранению Родины. То есть, они её любят настолько, что отказываются от каких-то материальных благ, предоставляемых обществом, жертвуют какой-то частью.
Как доказательство – миллион подписей, собранных по России за два последних месяца не профессиональными сборщиками, а энтузиастами, обычными гражданами. В Архангельске и Северодвинске, где сбор подписей стартовал 15 августа, из этого миллиона – 15 тысяч голосов против повышения пенсионного возраста. Мы за сбор подписей не получали денег, действовали в свободное время, планшеты для этой работы покупали за свой счёт. Самое главное – много времени потребовалось на это, хотя сейчас все знают, что времени у всех очень немного между профессиональной, семейной занятостью, другими делами.
БК: Сергей, на днях я столкнулся с такой точкой зрения. По Северодвинску сейчас актуальна тема не только повышения пенсионного возраста, но и «мусорная» тема, да и по Архангельской области в целом – скандалы с московским мусором. Такую точку зрения я бы назвал фатализмом, причём провокационным фатализмом. Когда человек, имея некое влияние на общество, говорит: «уже ведь всё решено «наверху», есть воля федерального правительства, до конца года должны быть введены тарифы, хотите вы, или нет – но свалка – будет в Рикасихе». И сам тон такой: «от вас – ничего не зависит».
И потом, такие высказывания опираются на определённую позицию людей «снизу»: люди мало верят в собственную силу, и всё личное мнение выдыхается за один выдох.
Никитин: Я полностью согласен с определением «провокационного фатализма».
Что мы можем, и что нужно делать?
БК: Сергей, реально мы что-то можем делать сейчас? Зависит ли действительно что-то от мнения людей? Вот был у нас шум по поводу кинотеатра «Родина». Его давно отдали в частные руки, а сейчас люди шумели по поводу передачи части здания в аренду торговой сети. Но – пошумели весной – и всё. То же – с протестами по поводу свалки, то же – по пенсионной теме будет, наверное.
Никитин: Я нахожусь в движении «Суть времени» только потому, что с 2011 года вижу, что раз от раза, год от года удаются реальные шаги. К примеру, мы смогли повлиять на то, чтобы пресловутый «закон о шлепках» не был принят в России в 2016-17 годах, хотя были серьёзные тенденции к его введению.
А сейчас нужно помочь остаться государству, и остаться ему социальным. И целостным, потому что процесс отпада от власти населения уже идёт. Если это произойдёт в полной мере – ослаблена будет власть. Сегодня судьба России – в руках гражданского общества.
«Пиар» Куригиняна и позор ленивой «оппозиции»
БК: А Сергей Кургинян, ваш идеолог – он не «пиарится» на горячей теме с повышением пенсионного возраста? Сколько мне известно, он сам в разное время занимал противоположные позиции. Да, человек может меняться, но не настолько же круто. То ли сам, то ли его подавали «перевёртышем» в своё время центральные СМИ, когда он стал набирать популярность.
Никитин: Если пиариться, то надо было делать это сразу. Но подписи против повышения пенсионного возраста мы собирали не претенциозно, тихо, незаметно. При этом ждали основной протестной, оппозиционной инициативы от партий, которые считают себя оппозицией - КПРФ и ЛДПР. У них было много времени, ресурсов, возможностей и людей для борьбы с пенсионной реформой в том виде, как она готовилась и проводится сейчас. Но они этого не сделали. Где эти большие результаты, которые могли быть?
БК: Да, самый заметный результат – что на протестной волне кандидатов от этих партий занесло в депутаты областного Собрания. Где - может быть, пока – от них мало что зависит в принятии законов. Ведь верх остался всё равно за единороссами.
Никитин: А к нам теперь, что касается местной ситуации, и до сих пор применяют «политику умолчания». Раньше мы молчали сами, а теперь никто из официальных СМИ не берётся рассказать о нашей инициативе. Спасибо вам, «Беломорканалу», что откликнулись, и согласились на диалог.
Свои фото, видеоматериалы, новости присылайте на электронный адрес: maya@tv29.ru или в группу «В контакте»: https://vk.com/belomorchannel_tv29
Комментарии
С чего вы взяли?
Человек рождается гибким и слабым;
А умирает твердым и окоченелым.
Все на Земле, включая траву и деревья,
Влажные и мягкие в жизни,
Но сухие и ломкие, когда умирают.
Жестокость – спутник смерти,
Гибкость – спутник жизни.
Армия, не способная быть гибкой,
Не способна защищать.
Дерево, которое не может согнуться,
Сломается при порыве ветра.
Твердое и жесткое будет разрушено,
Тогда как мягкое и гибкое останется.
Лао Цзы
RSS лента комментариев этой записи