Появится ли в Северодвинске площадь имени капитана Игоря Гришкова? - Беломорканал Северодвинск tv29.ru

18+

Появится ли в Северодвинске площадь имени капитана Игоря Гришкова?

. Об этом ранее писало БК. " data-title="Появится ли в Северодвинске площадь имени капитана Игоря Гришкова?">
Категория: Общество
Создано: 15.11.2021 09:30
Просмотров: 6898

Северодвинцы предлагают назвать привокзальную площадь в городе честь подводника Игоря Гришкова. Тридцать лет назад своими грамотными действиями капитан Гришков предотвратил катастрофу в Белом море. Об этом ранее писало БК.

Напомним, как ранее сообщало БК, 27 сентября исполнилось 30 лет с момента второго рождения города, когда на АПЛ с ядерным боекомплектом в Белом море произошел пожар. Уже тогда местная газета "Северный рабочий писала, что "могла разыграться трагедия с трудно предсказуемыми последствиями".

Недавно ТАСС напомнило об этой аварии: "в Белом море на советской атомной подводной лодке ТК-17 (с 2012 года — "Архангельск") проекта 941 "Акула" во время пуска учебных ракет из подводного положения в шахте взорвалась и разрушилась одна из ракет. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса. После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Шахта, в которой произошел взрыв, была заварена и в дальнейшем не эксплуатировалась".

Капитан Игорь Гришков скончался в январе 2018 года. Северодвинец Альберт Буторин долгие годы добивался присуждения Гришкову звезды «Героя России», но всякий раз натыкался на чиновное равнодушие.  Скончался он в тот же январь. С этого момента в Северодвинске никто об этой истории не вспоминает, всем наплевать.

Напомним, еще раз о происшествии, которое могла стать большой трагедией. Из статьи Николая Черкашина «Огненное погружение»:

«27 сентября 1991 года в Белом море горел самый большой в мире атомный подводный корабль – тяжелый ракетный крейсер из семейства «Акул» ТК-17.

Контр-адмирал Виталий Федорин, стоявший на мостике обеспечивающего судна, рассказывал:

- Сначала я увидел, как в воздух взлетела массивная крышка ракетной шахты № 3 и скрылась из видимости. И тут же полыхнул столб пламени и дыма. Горела почти что стотонная ядерная ракета… Горела обрезиненная палуба крейсера. По всем законам борьбы за живучесть подводная лодка при любой аварии должна всплывать в надводное положение. А тут – погружение. Мы гадали: пробоина в прочном корпусе, не иначе… Тогда это последние мгновения грозного корабля…

Рассказывает командир ТК-17 капитан 1 ранга Игорь Гришков:

- Это были плановые стрельбы ракетой по береговому полигону… 27 сентября 1991 года в 19 часов начали предстартовую подготовку. И тут во время посекундного отсчета на мнемосхеме тревожно замигала лампочка: «автоматическая отмена старта» - как потом выяснилось, из-за заводского дефекта в ракете. Я приказал всплывать, чтобы дать радио на береговой КП. С приходом на перископную глубину крейсер сотрясли три мощных – один за другим – удара. Первая мысль – всадили выдвижные устройства в днище обеспечивающего судна. Абсурд – оно осталось у нас по корме.

Заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга Сергей Шабовта:

- Отмена старта - у нас такого еще никогда не было! Шок от срыва стрельбы был мгновенным. Сразу же последовали команды на отбой стрельбы и на срочное всплытие. Но тут все команды в центральном посту перекрыли нарастающий рокот и сильная вибрация корпуса. Мы сразу поняли: в пусковой шахте вопреки отбою стрельбы сработал ракетный двигатель…

Формально командир сделал все, что от него требовалось: всплыл, дал радио… Теперь надо было тупо стоять, то есть дрейфовать, и гореть, ожидая, когда из Северодвинска придут аварийно-спасательные суда. Стоять и ждать… Но Гришков прекрасно понимал, чем может закончится такое стояние. В смежных с горящей шахтах уже могли греться боевые блоки других ракет. А потом и эти ракеты начнут срабатывать и подрываться, полетят во все стороны разделяющиеся боеголовки, ракетный град накроет акваторию Белого моря, обрушится на многонаселенный Архангельск и Северодвинск с его крупнейшей в мире верфью… Это будет похуже Чернобыля!

В любую секунду могли рвануть от перегрева и баллоны ВВД – воздуха высокого давления. А в каждом – по 400 атмосфер, те еще бомбы!

Ситуация ухудшалась с каждой минутой. Начали прогорать сальники на выдвижных антеннах и перископе, ядовитый дым пошел в самый большой и густонаселенный - 19-й отсек. Эта беда лишала корабль возможности погружаться – ведь через круговые щели выгоревших сальников вместо дыма хлынет вода. Именно по такой причине ушел навсегда под воду злосчастный «Комсомолец» (К-278), на котором служило немало друзей Гришкова…

Только погружение могло прекратить пожар. Но погружаться было нельзя, потому что на крейсере был перерасходован запас сжатого воздуха для аварийного всплытия.

Погружаться было нельзя и потому, что корабль почти лишился хода: в ограждение (насадку) винта правой линии вала попали остатки взорвавшейся ракеты, левая линия вала давала не более 40 оборотов в минуту с угрожающим при этом стуком. Все это значило, что рассчитывать на гидродинамическую подъемную силу рулей и корпуса не приходится. Без хода с непродутым балластом крейсер не всплывет.

Погружаться было нельзя потому, что все руководящие документы, а главное - здравый смысл запрещали уходить под воду в любой аварийной ситуации. Окончательное решение было за командиром, и капитан 1 ранга Гришков его принял. Он отдал приказ на погружение.

Гришков приказал изолировать командный модуль от боковых переходов, приказал выставить в смежных отсеках рубежи обороны, а всем личному составу центрального поста и 19-го отсека надеть индивидуальные спасательные аппараты. Это было скорее ритуальное, чем реально спасительное действие: натягивали маски, сознавая: если лодка ляжет на грунт, из этого стального склепа никому не выйти – крышка люка намертво приварилась к зеркалу комингса.  ТК-17 ушла за перископную глубину, но и этого хватило, чтобы гигантский пожар сразу стих. Вода, конечно, хлынула и быстро стала затапливать трюм командного модуля. Ее откачивали, пытались забивать щели…

После было всплытие. Ударами кувалды отбили приварившуюся крышку люка, выбрались наверх. Подводный крейсер смог вернуться в базу своим ходом. Ход давали не основные – заклинившие- винты, а подруливающие устройства. Шли со скоростью пешехода – в три узла, но все же самостоятельно прибыли в Северодвинск".

Сейчас горожане в соцсети предлагают ходатайствовать перед администрацией Северодвинска о присвоении привокзальной площади названия "Площадь имени капитана 1 РАНГА Гришкова И. Е". Также установить на Аллее памяти и гордости на пр. Труда памятника или таблички, с описанием ЧП.
Отмечается ,что для этого необходимо собрать 1% подписей от жителей Северодвинска.

Добавим, что пока эта инициатива воспринимается скептически: власти вовсе не горят энтузиазмом по этому поводу, не исключено, что и площадь зарезервирована, чтобы в будущем назвать ее в честь какого-нибудь местного начальника.

Комментарии   

KlNusiv
#1 KlNusiv (c нами с 19.11.2021)20.11.2021 09:12
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.