«Мудьюгский» глубоководный район порта Архангельск все же построят?
Общество: 09.02.2017 21:51 Просмотров: 7528 |
На восточном побережье Двинского залива, в бухте Сухое море ведутся геолого-разведочные работы. Сроки строительства нового крупного объекта в Архангельской области определены аж тремя государственными стратегиями: двумя федеральными, и одной — Северо-западного округа РФ.
Интервал в сроках солидный: 10 лет между 2020 и 2030 годами. В транспортной стратегии России и стратегии развития морской портовой инфраструктуры, а также в стратегии социально-экономического развития СЗФО вновь упоминаются и Северный морской путь, и опорная зона развития в Арктике. Уже можно радоваться и пророчить скорое социально-экономическое возрождение Поморья? Нет. Спешить не стоит.
Помнится, мыслить масштабно и стратегически любил у нас губернатор Илья Михальчук. При нем, любителе цветастых фраз, активно муссировались темы строительства нового глубоководного порта в районе острова Мудьюг, и сопряженной с ним, также новой, железнодорожной магистрали «Белкомур». Да, тогда, всего 5 лет назад, вспомнили и про почти забытый с советских времен Северный морской путь, и про пресловутый «Архангельск — ворота в Арктику». Нет, про «ворота» - это слова другого губернатора, Михальчук говорил: «Архангельск — столица арктического диалога». Звучит же, а?! Но, поговорили-поговорили, да и забыли. Отчасти — и потому, что главный оратор и пропагандист оказался смещен со своего губернаторского поста.
Если перейти от громогласной стратегии к строгой практике, пока речь идет об очень скромных масштабах. В бухте Сухое море бурят шесть скважин для геолого-изыскательских работ. Бурят для того, чтобы узнать характер грунтов — можно ли вообще что-то построить в данном месте? Сейчас предполагаемых мест размещения нового порта два. Исследование грунта поможет ответить и на вопрос, какой из двух участков выбрать: собственно Сухое море или Никольскую косу? Итоги этих изысканий, впрочем, могут быть известны довольно скоро, к середине-концу марта 2017-го. По предварительной информации, глубина илистых отложений в названной местности впечатляет: 7 метров. То есть, при строительстве и обслуживании порта, если его всё же возведут, предстоят колоссальные работы сначала выемкой грунта, а затем, соответственно — с регулярной прочисткой судоходного канала для кораблей с осадкой ниже 9 метров (9 метров — максимальный предел глубины, который может на сегодня предоставить порт «Экономия»).
Что дальше? По словам нынешнего министра транспорта Архангельской области Вадима Кривова, до сих пор ведется поиск поддержки проекта в минтрансе России. Причем, речь идет ведь не только о новом порте — нет смысла, если он будет построен один, без примыкающей железнодорожной магистрали «Белкомур». Но, что касается поддержки, еще на прошлом арктическом форуме в Архангельске нашему региону недвусмысленно предложили искать инвесторов для этих проектов самостоятельно.
Может быть, незаслуженно небрежное отношение к Архангельску и Архангельской области со стороны федерального центра действительно изменится? Тогда хотелось бы, чтобы это произошло поскорей. Статистика безжалостна: грузооборот Архангельского морского торгового порта за последний год уже сократился вдвое. Если в январе 2016 этот показатель был 121,9 тысяч тонн, то в январе 2017-го лишь 63,2 тысячи тонн. С перевалкой экспортных грузов ещё хуже: сокращение за год составило с уровня в 32,2, тысяч тонн до 0,5 тысяч тонн соответственно. Почти на треть снизилась и обработка каботажных грузов.
Может быть, по причине выше названных сомнений генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск»» Сергей Кокин говорит и действует аккуратно. К примеру, руководитель этого предприятия-партнёра проекта по строительству порта, избегает прямого утверждения, будет построен порт, или нет.
Руководитель предпочитает говорить о конкретных реалиях: «Сейчас бурится третья по счету скважина. Шесть скважин позволят построить три геологических профиля и понять структуру, типы грунтов, их слойность и глубину. «Полевые» работы идут в штатном режиме, завершены будут к 15 февраля. Затем пойдёт анализ полученных проб и лабораторные исследования».
С другой стороны, Кокина не пугает конкурентное соседство с Архангельском мурманского порта: «Я бы не говорил о конкурентной борьбе между Архангельском и Мурманском. Я бы говорил скорее о разделении труда. Да, Мурманск — большой по грузообороту порт, но он служит массовой перевалке инертных грузов, насыпных, в первую очередь угля. По предварительным перспективным проработкам глубоководного района порта Архангельск доля угля составит меньше 10%. Соответственно, это другие ниши, другие грузы. В первую очередь — минеральные удобрения, нефтепродукты и газоконденсат».
Появится ли у Мудьюга новый порт, или по-прежнему пол-Архангельска будет ездить туда на рыбалку, мы узнаем довольно скоро. Федеральный центр дал срок от трех до тринадцати лет.
Комментарии
О КАКОМ ПРОЕКТЕ РЕЧЬ ?
Международный форум: встреча на которой стороны приходят к согласию относительно даты следующей встречи.
Да то и обидно, что есть конкретный проект, все промеряно и просчитано. Дно в Неноксе каменистое, глубины хорошее, жд проложить по земле - несрпвнимо проще чем по сухому морю.
А с Мудьюгом идея изначально дебильная, доп перевалку добавить. Я ж гонял со штатовских аукционов машины, контейнер отсща до Архангельска стоил столько же, сколько в порту этот контейнер с борта снять и на берег поставить
Уж не придется ни мне, ни тебе...
...ну зря Вы так. Полёт административной фантазии позволит туда и пресловутый Белкомур подтянуть, а вдоль дороги храмов разных понавтыкать...
RSS лента комментариев этой записи