Хирург в рясе. В Архангельскую область прибудет ковчег с мощами святителя Луки
Общество: 11.11.2018 21:48 Просмотров: 3967 |
Ковчег с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из Троицкого кафедрального собора Симферополя с 19 по 22 ноября принесут в Архангельск, Северодвинск и Новодвинск. Организует принесение мощей фонд Андрея Первозванного.
Встретят святыню 19 ноября в 13.30 в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. На следующий день мощи святителя прибудут в Никольский храм Северодвинска. Здесь митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершит Литургию, которая начнется в 9.00. Целый день 20 ноября святыня будет находиться в городе корабелов.
«Великие имена России» - так называется сайт, на котором идет голосование, как будут называться 45 крупнейших аэропортов нашей страны. Есть в этом списке и аэропорт Архангельска. Жители области назвали несколько десятков имен людей, составляющих славу и гордость нашего Отечества. Есть среди них государственные деятели и ученые, врачи и писатели, полярные исследователи и военноначальники… А вот архиепископа Луку, к сожалению, не вспомнил никто. По-видимому, мало кто знает, что имя этого замечательного человека, в 2000-м году канонизированного Русской Православной Церковью, тоже связано с Архангельском.
Когда говорят о святых, воображению представляются обычно ушедшие в пустынь отгороженные от нас гигантскими островами времени старцы. Профессор, доктор медицинских наук и архиепископ Войно-Ясенецкий – совсем иной, он, по сути, – наш современник. Прожил при советской власти более сорока лет. По его фундаментальному труду «Основы гнойной хирургии» училось не одно поколение советских хирургов. Он читал лекции студентам, выступал с докладами на научных съездах и конференциях и произносил проповеди в церквях. Его хорошо знали раненые в военных госпиталях и ссыльные в Красноярском крае и нашем Архангельске, куда по постановлению ГПУ он был отправлен во вторую свою ссылку и где не переставал заниматься научной работой.
И в то же время еще при жизни имя его стало обрастать многочисленными легендами. Скорее всего, профессор-епископ, держа в своих руках крест и скальпель, поразил современников сочетанием этих, как им казалось, совершенно несовместимых, чуждых друг другу видов деятельности. Ведь вся советская пропаганда утверждала, что наука и религия не могут уживаться вместе, что они ведут друг с другом войну не на жизнь, а на смерть. И вдруг такое!
В рядах медиков сложился образ профессора-чудака, не начинающего операцию без молитвы. А среди верующих возник миф о епископе, исцеляющим именем Божиим.
Но за всеми этими мифами и легендами о хирурге в рясе видится несгибаемый характер. Стоит только вспомнить: начало 20-х годов было для русской церкви временем страшным, трагическим. Не проходило дня, чтобы в газетах не появлялись сообщения об арестах священников и епископов. Процессы над ними шли по всей стране. В 1922 году было расстреляно 45 священнослужителей, более 250 человек получили длительные тюремные сроки. Многие, чтобы избежать репрессий, снимали кресты, шли служить бухгалтерами и кладовщиками. И в это время известный хирург, автор множества научных трудов, надевает рясу, ставя суд Божий выше суда большевиков. В письме сыну Михаилу Войно-Ясенецкий пишет: «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера… Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять… если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его».
Последовали ссылки. Вслед за первой – вторая и третья. В общей сложности – одиннадцать лет. Да и вряд ли епископ мог избежать этой участи, учитывая его непреклонный характер. Достаточно вспомнить его диалог с чекистом Петерсом во время суда, где Войно-Ясенецкий выступал свидетелем.
- Скажите, поп и профессор, - вопрошал чекист, - как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
- Я режу людей, - последовал ответ, - для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?
Войну ссыльный епископ Лука встретил в Красноярском крае. И сразу же отправил телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета Калинину: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла… Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Умер Войно-Ясенецкий в сане архиепископа Крымского и Симферопольского. В 1996 году его мощи были перенесены в Троицкий кафедральный собор. Украинская Православная церковь причислила его к лику святых. А через четыре года произошло прославление архиепископа Луки всей Русской церковью.
В Архангельске он пробыл в ссылке три года, освободившись в ноябре 1933-го. И вот спустя 85 лет святитель Лука вновь ступает на Архангельскую землю.
Святителю отче Луко, моли Бога о нас!
Андрей МАСЛЕННИКОВ
Комментарии
Я к тому, что ежели наш АМ настолько богомольный, что в умилении поклоняется мосчам (частям трупа) Михаила Войно-Ясенецкого, то мне кажется его место на другом форуме, м.б. вот тута: www.arh-eparhia.ru/vestnik/ , где вполне уместны подобные эскапады.
Ну а коли, светский журналист, нама поведать хочет о скорбном житии талантливого Учёного, то придыхание та регилиозное , нада бы, папридержать..
Ну да шта тута ждать от сельских рабкороф...
21-й век, однако...
RSS лента комментариев этой записи