«Дама Пик» Лунгина: тасование пустоты
Культура: 12.11.2016 22:37 Просмотров: 4684 |
Произведение искусства всегда привлекает смелостью. Если этого нет, то мы получаем лишь упражнения по прописям.
Почерк в этих прописях может быть вполне себе добротный. Даже каллиграфический.
Но прописи всегда вторичны, в них нет свежего воздуха, дыхания. Они скорее похожи на манекены, подобие чего-то.
Вспоминается фраза Нонны Мордюковой: «Хороший ты мужик, но не орёл!»
В искусстве нельзя быть только хорошим мужиком, надо стараться орлом взлетать. Да так, чтобы дыхание сводило. Это и называется катарсис.
Но вот со смелость, с орлиностью у нас сейчас в искусстве проблема. Это касается и кинематографа, и литературы.
Смелости нет и в новом фильме Лунгина "Дама Пик". Сделан он добротно, на высоком уровне, хорошая игра актеров (блистает великолепная Ксения Раппопорт и Янковский-внук брызжет слюной), мощная база: повесть Пушкина и опера Чайковского. Все ровно, но нет восторга. Все ровно, но ничто не захватывает, не завораживает. Все ровно, в этом и беда.
Отсюда и создается ощущение, что опираясь на Пушкина и Чайковского, режиссер перестраховывается. Они для него определенный бронежилет, спасающий от ошибок и провала. Лунгин облачился в него и не решился ни на миг снять, почувствовать свободу. Сработал по безопасным прописям, пусть и талантливо.
Но что есть талант без смелости, без прорыва? Лишь игра в повторы, в ремейки, в репродукции.
Это вдвойне обидно, когда вокруг столько материала для проявления смелости. Современная жизнь бурлит возможностью смелости, только сделай шаг. Но у нас сложилась иная инерция. Может быть, тут виной всему голливудские штампы, которым наши режиссеры следуют, как завороженные, как школьники-заучки. Отсюда и выходят голливудские фильмы усредненного уровня. Ни то, ни сё.
Оживил классику. Но осовременивание декораций разве делает классику ближе, раскрывает ее? Да и надо ли оживлять вечное при помощи одноразового продукта?..
Во время разговора со зрителями Лунгин сказал, что пытается жить и потому рискует. Но… риска в фильме ни капли. Нет никаких открытий, нового слова. Все сюжетные ходы, как и послание картины, лобовые, легко просчитываемые и очевидные.
Лунгин в своем творчестве крайне осторожен. В случае с «Дамой Пик» обложился классикой так, что его не видно. Он не поставил все на карту, а лишь скопировал поведенческий стиль заслуженного артиста из фильма, которого вначале прочили на роль Германна. «Без божества, без вдохновенья, // Без слез, без жизни, без любви».
Можно поднять модный ныне вопрос о цензуре, за которую часто выдается крайне несмелая самоцензура из разряда «кабы чего не вышло». Поэтому никакой социальной заостренности, кроме извечной темы человеческих страстей и искушений, человеческого тщеславия и желания жить по принципу «человек человеку волк». Ну повторил, ну проговорил вновь то, что сотни миллионов раз было проговорено, и что? Что на выходе? Для чего?
Но может и не надо задавать такие вопросы? Не надо задирать планку оценки, а лишь свыкнуться с тем, что есть?
В нашей современной культуре крайне мало смелости. Оттого и дефицит прорывов, нет откровений. Копии и подобия. Повторы и самоповторы. Время комментирования. Выстаивается ряд манекенов, как воспоминание о прежних победах.
Старый лозунг «Искусство требует жертв» уже не актуален. Какие могут быть жертвы в ровном движении по прописям? Какой может быть зрительский интерес к современному российскому кинематографу, когда сами режиссеры не откровенны и, мягко говоря, ни на что не претендуют кроме добротности.
Тасование пустоты…
Андрей РУДАЛЁВ
Комментарии
www.youtube.com/.../
rutor.co/.../
videofilm.ga/film/18430/
Окультуривайтесь)....
Премьерный показ с участием самого Лунгина.
Сериосно? ну фсё.. умалкаю... А Проханоф ф курсе?.. ☺
"Дама Пик" скоро на экране будет. Схожу, вот после рецензии АР захотелось посмотреть его на большом экране. Вот в этом и смысл его рецензии, люди заинтересовались...
ОПечатка: обреченность
Позвольте не согласиться с ваши последним утверждением.
После критики книги (книг?) А. Проханова нашему А. Р. можно все....
Не смотрел. м.б. в этом фильме что-то и неудалось, как в "Царе" где вышло совсем не то, сам он признал, но все таки вышло.
Просто уш не Андрею нашему Лунгина критиковать..
Кто ж его посадит? Хоть он и не памятник, но
одни бумаги с Захаром (да и с Константином А.) подписывает.
А посему непонятно, почему А. Р. так критичен.
Кстати, а как там в фильме с постельными сценами?
Фильм новый нынче посмотрел.
Не то!- сказал, - такие Дуры,
Не то, что наш Ондрей хотел.
Прорыва нету. Нету драйва.
И с социальностью беда..
Ну неслофил робёнок кайфа,
И пишет крупно : ЕРУНДА!!
Хотелось жертв. Что б режисёра,
Уже сажали в воронок ...
Но что-то афтора - позёра,
Не садят и на первый срок.. ☺☻
smotri-filmi.net/.../
хотя сам он этого наверно и не осознаёт wink
Цитирую Дарья - Дарья :
прости Господи,бывший омоновец стал эталоном графоманства laugh
Это классическая любовная драма в антураже оперного театра. И в этом жанре получился добротный интересный фильм.
Тот же "Экипаж" в 1980-м был прорывом, в 2016-м стал вторичным ремейком.
Про фильм. Думаю, что эта рецензия странна, потому что мало кто из нас смотрел фильм.
А современный российский кинематограф разный.
Есть попытки создать похожие на голливудские блокбастеры, например, "Экипаж". Получается все равно , наше , советское кино. Может дело в наших лицах , в отсутствии квадратных амерских челюстях? В какой-то бесконечной нашей русской тоске в глазах?
Но есть успехи. Это полнометражные российские мультфильмы. Вот это очень здорово. " Три богатыря" "Иван Царевич и Серый волк", " Смешарики". Ну, хоть детям...
RSS лента комментариев этой записи