Отчего плохо едут к нам на специально созываемые форумы? Даже принц Чарльз в исторически близкий англичанам Архангельск не пожаловал. Норвежцы в марте 2011 года получили по договору о морской границе все, что давно хотели – и тоже представительство на уровне генконсула. Не зовут? Вряд ли – зачем тогда собираться и что-то там «тереть» за Арктику перед самими собой?
Проблем, думается, три. Первая – никому не нравится российская сверхактивность в этом регионе и особенно демонстративное опускание российского флажка на дно шельфа в районе Северного полюса. Особенно много тогда возмущались канадцы, для них Арктика – это часть самоидентификации. Второе – хозяйственное освоение Арктики практически во всех сопредельных странах воспринимается общественностью, мягко говоря, без энтузиазма. Живут они и так неплохо, а с экологией иметь лишнюю головную боль никто не желает. А страна, затопившая в Северном ледовитом океане свой химический боезапас с сильнейшими ядами, взрывавшая 50-ти мегатонную водородную бомбу на Новой Земле, неспособная самостоятельно без поддержки тех же канадцев утилизировать отслужившие свое атомные полдлодки вдруг начинает говорить об освоении Штокмана и значительных проводках через Севморпуть. Странно и опасно.
Но, самое главное, - фактор выборов. Владимир Путин заслужил на Западе и, прежде всего, в странах Северного измерения устойчивую репутацию консерватора и гонителя СМИ. Приезжать на форум с его участием – значит, выражать официальную поддержку Запада проводимому им политическому курсу в те дни, когда обновляется Государственная Дума и не за горами президентские выборы.
За день до презентации нового основного претендента на высший пост в стране, Владимир Путин направляет на Запад сигнал о своей готовности его слышать. Он говорит об Архангельске в контексте не очень-то известной в российской версии освоения Арктики совместной со шведами экспедиции 1878 года. Но самое главное – основной упор делается на экологии. «Я ещё раз повторю: именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, потому что при всей суровости образа Арктики она, Арктика, обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, а последствия чрезвычайно серьёзны» (http://premier.gov.ru/events/news/16536/).
Слова первого лица подкрепляются вполне конкретными планами и обязательствами: 2,3 миллиарда рублей выделяется на вывоз 50 тысяч тонн авиатоплива с Земли Франца Иосифа. В перспективе – очистка российских поселков на Шпицбергене и острова Врангеля.
Вообще-то необходимая сумма по ЗФИ еще лет пять назад исчислялась в 50 миллионов долларов, а это полтора миллиарда в российской валюте. Но цены в эпоху кризиса имеют устойчивую тенденцию к росту – к этим российским парадоксам иностранцам не привыкать. Вот только, что конкретно собираются делать с этим горючим хламом? Не будут ли его сжигать на месте, а вывозить на материк сплющенные бочки? Деталей этого проекта до сих пор неизвестны широкой общественности в Архангельской области. И неудивительно – после изгнания в 2008 году Михальчуком «железной» Татьяны Долгощеловой, пробившей-таки решение застарелой проблемы авиатоплива, с должности председателя Комитета по экологии в регионе просто некому порадеть за природу-мать.
Конечно, как обычно, часть из того, что говорит Путин в обществе иностранцев предназначается для ушей отечественной публики, и без того густо опутанных развесистой полярной «клюквой». Оттого и новые северные сказы про Севморпуть, каковой в этом году лишь обещает повторить рекорд навигации 70-летней давности. Успешно заложен и еще один северо-западный предвыборный слоган: «Мы намерены существенно увеличить российский ледокольный флот. Сегодня у нас 10 линейных ледоколов. До 2020 года будут построены ещё три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических. Мы только до 2014 года, в ближайшие несколько лет выделяем 38 млрд рублей на эти цели». Всем шибко уверовавшим рекомендую ознакомиться с книгой северодвинского журналиста Олега Химаныча «А флота у России нет», где дан скрупулезный подсчет невыполненных обещаний чиновников навести порядок с оборонным заказом.
О том, что такого рода «разговоры за Арктику» не вполне серьезны свидетельствуют два обстоятельства: во-первых, ни слова не говорится о снижении стоимости работ атомного флота, а она сегодня очень высокая. Это сказывается и на уровне тарифов, так что сегодня, по оценкам экспертов, проводка судов Северным морским путем на 30 процентов выше, чем через Суэц. (см.: http://www.bclass.ru/ekonomika/arktika-territoriya-somneniy). Во-вторых, явно завышены и российские правительственные ожидания по росту грузооборота: замминистра транспорта РФ Виктор Олерский предсказывает в 2020 году проводку 60-65 млн тонн грузов, в то время, как норвежские стивидоры куда менее оптимистичны – 3,5 млн. тонн.
Наконец, навязший в зубах Штокман, с которым отчего-то так много связывают надежд обыватели, как в Архангельской, так и в Мурманской областях. Едва ли региональные бюджеты получат весомые финансовые прибавки. Те или иные «дойные коровы» легко могут поменять прописку, как в свое время сделал это «Росшельф», уйдя из Северодвинска, оборонку которого он якобы был призван поддерживать. А какой город содержит «национальное достояние» своим гигантским бюджетом всем и так хорошо известно. Строительство северного участка «Белкомура» Архангельск-Сыктывкар, скорее всего, будет отложено на неопределенный срок (http://www.bclass.ru/ekonomika/belkomur-vi-nachinayte-mi-podchvatim). Если его южный участок Соликамск-Сыктывкар Пермь рано или поздно «продавит», то далее грузы могут идти в Архангельск и по действующему большому плечу доставки. Потому что железнодорожникам выгоднее «под завязку» загрузить действующие мощности. Вывод прост: монополизм и чиновничья волокита убивают деловую активность
Протокольная встреча премьер-министра и губернатора отчасти проводилась для того, чтобы несколько сбить местный накал страстей в преддверии сессии областного Собрания. Напомним, депутаты-единороссы, недовольные низкими темпами строительных работ выразили профильному министру Григорьеву свое недоверие и планируют обсудить ситуацию в строительстве на сессии. Теперь же, скорее всего, все ограничится критическими замечаниями со стандартной резолюцией «информация принята к сведению». Однако, разговор «за строительство» был настолько кратким и поверхностным, что бурных дискуссий 28 сентября при всем желании не избежать (http://premier.gov.ru/events/news/16542/):
« В.В.Путин: Как вообще в строительном секторе ситуация у вас?
И.Ф.Михальчук: В строительном секторе у нас рост. Кстати, когда я докладывал Вам по итогам 2010 года, был отмечен рост 12%, а когда подбили все итоги, то рост по итогам 2010 года составил 22%.
В.В.Путин: Неплохо. Сколько стоит 1 кв. м?
И.Ф.Михальчук: 1 кв. м мы всё равно строим за 29 550 – это норматив по нашему региону. На первичном рынке достигает 47 тыс. за 1 кв. м без чистой отделки.
У нас пять своих областных программ. Вы тогда помогли с организацией системы ипотеки для бюджетников, ввели уникальную систему. С гордостью хочу сказать, она вряд ли есть в других регионах. Это субсидии, в зависимости от совокупного семейного дохода, от количества членов семьи и срока, достигают на семью от 500 тыс. до 1,4 млн рублей.
В.В.Путин: Неплохо».
Не вполне ясно, чем, собственно, так гордился Илья Филиппович – федеральные субсидии в Архангельской области бюджетникам выделяются, как несложно догадаться, по причине полной неспособности областного бюджета наладить беспроцентную ипотеку низкооплачиваемым категориям населения. К примеру, в Саратовской области (http://ria.ru/society/20110312/353691973.html) недавно принят закон о поддержке всех молодых специалистов, работающих в бюджетной сфере, там снижен порог зарплат для тех, кто желает взять ипотеку с 10 до 5 тысяч рублей. Меры по поддержке бюджетников жильем принимаются и в самых разных российских регионах.
Как показали решения съезда «Единой России», новый экологический лик Владимира Путина явился неслучайно. Вполне возможно, что «перезагрузка» имиджа продолжится и далее. Говорил же надоедливым датским журналистам Владимир Владимирович весной этого года – «Новый президент России вам понравится»…
Иван ДОТОШНЫЙ
|