По данным пресс-службы правительства Архангельской области, инициатива исходила от региональной власти. Сегодня первый морской порт России один из самых дорогих в мире и, по мнению экспертов, снижение ставки сколько-нибудь серьезно не повлияет на его загрузку. За 2012 год грузооборот архангельского порта составил один миллион 615 тысяч тонн и за последние десять лет в среднем он не превышал 1,5 млн тонн в год. Архангельску едва ли есть смысл рассчитывать на увеличение загрузки в результате освоения Северного морского пути, тем более, сейчас, когда цена ледовой проводки выросла, по оценкам специалистов, в четыре раза.
Строительство «Белкомура», даже в том случае, если удастся преодолеть сопротивление руководства РЖД, также едва ли даст порту зримые дивиденды. Сегодня отправка тонны груза из Архангельска обходится в полтора раза дороже, чем из Санкт-Петербурга и она значительно выше расценок стивидоров из стран Балтии. А это значит, что изменение политической ситуации с Европой в сторону потепления может свести на нет обещания потенциальных поставщиков грузов из Уральского региона, Сибири или Казахстана. Кроме того, рынок контейнерных перевозок в последние годы лихорадит, цены постоянно снижаются, но именно это направление почему-то планирует развивать руководство порта.
В то же время анализ структуры грузов однозначно свидетельствует – архангельский порт в основном пропускает через себя металлолом, уголь, пиломатериалы. Доля контейнерных перевозок не превышает пятой части грузооборота. Безусловным конкурентным преимуществом порта в Архангельске является возможность принимать и хранить насыпные грузы. Возможно, именно тем, как лучше их обработать и следовало бы озаботиться.
Свое слово о будущем порта могло бы сказать областное правительство. К сожалению, представления о развитии порта региональных чиновников явно страдают главным архангельским недугом – гигантоманией. Несмотря на то, что с 1940 года неподалеку от столицы Поморья раскинулся вдоль Белого моря Северодвинск, отчего-то реанимируется давняя дореволюционная идея переноса порта на остров Мудьюг, что даст возможность принимать суда с глубокой осадкой. Возможно, таков архангельский «ответ Чемберлену» - дорогостоящему плану развития порта Мурманска, который, к слову, тоже пока что буксует.
С точки зрения здравого смысла очевидно, что главная задача, которую Архангельск должен решить для дальнейшего выживания в качестве порта – это, прежде всего, максимально снизить стоимость ледовой проводки. Единственный возможный путь, который этому может способствовать – развитие грузо-пассажирских перевозок на регулярной основе.
Организация паромного сообщения – в этом ключ развития порта. Круглогодичный паром Архангельск-Мурманск с суточным пребыванием на Соловках способен «держать» проход во льдах Белого моря и помогать экономить на проводке сухогрозов. Соловки красивы не только летом, но и в любое время года. Даже если проливной дождь вдруг помешает организовать экскурсию на архипелаг, вид на Соловецкий кремль с моря производит неизгладимое впечатление. Для того, чтобы поддерживать пассажирскую загрузку парома требуется следовать стандартам мирового опыта: торговать ширпотребом и спиртным по системе Duty-Free, организовать на борту судна казино, предложить достойную эстрадную программу и сервис. Тем самым, паром Мурманск-Архангельск с заходом на Соловки мог бы стать палочкой-выручалочкой для морского порта Архангельска. Именно в таком направлении развиваются пассажирские и грузовые перевозки в замерзающем Балтийском море.
К сожалению, ответственный за Соловки заместитель губернатора Роман Балашов предпочитает переложить доставку туристов морским путем на соседнюю Карелию. Архангельск он рассматривает лишь как центр авиасообщения. 4800 рублей в один конец за двухсоткилометровый полет – это, видимо, нормальная цена за сомнительное с точки зрения туристических впечатлений удовольствие. Блокируя решение проблемы Соловков, заместитель губернатора, по сути, ставит крест и на будущем Архангельского морского порта.
В настоящее время, судя по сообщениям СМИ, коллектив АМТП живет слухами о сокращениях и даже о полном закрытии района порта Бакарица. Будущее Архангельска неразрывно связано с развитием порта, а отсутствие адекватного плана его модернизации крайне усугубляет экономические трудности региона.
Александр Алейников
Сайт «Рустория» специально для БК
&&&1
Фото: http://www.arcticway.ru/assets/images/port.jpg
|