Объединив мнения близких к власти, а также независимых экспертов, исследователи сделали вывод, что система назначения глав регионов решила вовсе не те задачи, которые были обнародованы при отмене прямых выборов губернаторов в 2004 году. А на конкретные назначения зачастую влияют не открытые критерии, а субъективные факторы, роль групп и отдельных личностей в политике. Исследование проводилось с декабря 2009 по март 2010 года. Об этом пишет «Коммерсант».
Независимые эксперты скептически оценивают то, насколько система назначения глав регионов решила задачи, обнародованные при отмене их прямых выборов в 2004 году. В частности, "снижение террористической угрозы" получило всего 3 балла, хотя именно этим и объяснял тогда президент Владимир Путин необходимость политической реформы, ведь она последовала вслед за трагическими событиями в Беслане). Эксперты, близкие к власти, согласны, что террористическая угроза по-прежнему сильна, однако высоко оценивают влияние назначения губернаторов на сохранение территориальной целостности страны (9,5 балла). Обе группы сошлись на том, что новая система назначения повысила управляемость регионов, но никак не отразилась на экономическом росте регионов.
Эффективность отбора кандидатов эксперты находят низкой (к примеру, близкие к власти эксперты — 6 баллов) и не соответствующей публично заявленным критериям. Хотя, по мнению экспертов, на кадровое решение как-то влияют экономическая значимость и потенциальная взрывоопасность регионов. Гораздо сильнее влияют на кадровые замены различные субъективные факторы. Например, высший региональный чиновник может быть заменен после неудовлетворительных, по мнению федерального центра, результатов выборов (7 баллов) или из-за антипатии к губернатору президента и премьера, поэтому вес и влияние личных отношений с ними очень высоки (7 баллов). Близкие к власти эксперты очень высоко оценивают в кадровых решениях роль коррупционных скандалов (8 баллов).
Исследование дает портрет идеального кандидата в губернаторы: человек, имеющий опыт работы в исполнительной власти и бизнесе, лично знакомый с Дмитрием Медведевым или Владимиром Путиным. Исследование выделяет пять политиков из числа руководителей страны, мнение которых в наибольшей степени влияет на назначения региональных глав: Дмитрий Медведев, Владимир Путин, первый заместитель главы администрации Владислав Сурков, глава администрации президента Сергей Нарышкин, вице-премьер Сергей Собянин. Среди бизнес-групп, успешно лоббирующих свои интересы в назначении губернаторов, эксперты назвали "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Норильский никель", "Российские технологии", ОАО РЖД, "Роснефть", "Русал/Базэл", "Ренову", "Сибнефть", ТМК.
|