12.12.2011 22:41
Зачем оживляли Высоцкого?
Предсказуемо было то, что «Высоцкий» станет тем отечественным фильмом, причем не из разряда легкорастворимого в желудке попкорна, на который придет зритель. Причем зритель разновозрастной. В этом, конечно, основная и главная заслуга – обаяние личности главного героя. На Высоцкого идут, его хотят увидеть, он притягивает.
|
|
У меня всегда перед глазами кадры кинохроники 90-го года. Очередной юбилей без героя. К Ваганьковскому кладбищу в жестокий холод огромная очередь людей, пришедших поклониться, строй также разновозрастной. Запомнились глаза, лица этих людей. Это была не очередь за дефицитным товаром или редкостным зрелищем. К могиле Высоцкого люди шли, чтобы обрести новое будущее и это читалось по лицам.
У людей, выходящих из кинозала, лица тоже были выразительны, но в них читалась скорее ностальгия, а не катарсис, подталкивающий к ревизии настоящего и будущего. Фильм сыграл на эмоции, после него люди были молчаливы.
Это из позитивного, из первого впечатлительного набора. Другой вопрос – удача ли фильм?.. А вот здесь масса сомнений.
Первое, что бросается в глаза – это образ главного героя. Едва ли есть смысл останавливаться на актерской игре, аутентичности восстановленного образа, или на том как хорошо Безрукову нанесли гримовую маску. Проблема в другом – образ Высоцкого, по сути, был сведен к своеобразному киборгу, который, превозмогая последние свои технические силы, движется вперед на севших батарейках. Жизнь теплится на дозе морфия, иначе страшные боли в горле, головокружения, лицо, покрытое огромными каплями пота. В голливудском «Универсальном солдате» герою Ван Дамма, кажется, следовало вовремя охладиться. Джейсону Стэтхэму в «Адреналине-2», чтобы дальше мочить вражьих упырей, нужно было подзарядиться электричеством. Понятно, что по отношению к Владимиру Семеновичу такие аналогии слишком циничны, но речь, ведь не о нем, а его образе в картине Буслова, который получился уж слишком киборгообразен. Долгая клиническая смерть, укол в шею, и он пошел, как ни в чем не бывало, реализовывать свою волю: «Я сказал!».
Вроде и понятна мысль, которую проводит режиссер – безразличие к смерти, она – судьба, жить осталось «на две затяжки» и во время каждой из этих затяжек максимально выложиться до надрыва, до остановки сердца. Авторский посыл понятен, но может быть в этом и проблема. Режиссер слишком сильно повязал своего героя, полностью лишил его самостоятельности. И поэтому Высоцкий в фильме Буслова – это маска. Посмертная маска.
Картина Буслова вообще чрезмерно классицистична. Здесь все жестко детерминировано, у каждого своя маска, о каком-то развитии персонажей и речи быть не может. Вот врач, вот друг-коллега, вот импресарио, организатор гастролей, самоотверженная подруга, выполняющая заданную программу. Вокруг - снующие кгб-ешники, устраивающие свой полубесовской карнавал. Все это декорации, люди-манекены, окружающие главного героя, они предельно статичны. Да и сам образ героя, как уже сказал, не Высоцкий вовсе, а его реанимированное подобие, зомби.
Вот она оппозиция «жизнь – смерть». В названии: «Спасибо, что живой», а в картине же скорее – выходец из мира иного, или нечто балансирующее на грани между мирами. Даже скоростная езда на «Мерседесе» по Москве, импровизированная и вдохновенная попытка сторговаться за ковер в Бухаре не убеждают, что живой...
Интригу фильму придает, конечно же, противостояние системе, проблема «художник – власть». Систему символизирует многоопытный, бесконечно прозорливый и практически инфернальный полковник КГБ Виктор Бехтеев. Он тоже выполняет свою программу, свою работу. Вор должен сидеть в тюрьме, а за левые концерты - своя кара. Бехтеев (практически бес, даже по фамилии можно уловить аналогию) везде незримо присутствует. Спасает героиню Акиньшиной от изнасилования, потом отпускает ее с морфием, забрав паспорт-душу. Его злой дух плетет вокруг Высоцкого сети, в которые тот сам летит, но до последнего момента они нигде не пересекаются. До последнего мироззренческого диспута, брани добра и зла, сражения за душу... паспорт Татьяны, за освобождение от «договора с дьяволом» приятеля Фридмана. Сражение это произошло между небом и землей, в аэропорту. И, конечно, Высоцкий, воскресший после клинической смерти, побеждает. Его не берут искушения полковника, у него жить «на две затяжки» осталось, а отвернутся друзья – значит не были друзьями. Он максималистичен, не гнется, а в Бехтееве - уже сомнения. Высоцкий вместе с друзьями-апостолами улетает, пишет на бумаге из пачки от «Мальборо» стихотворные строки, где есть «спасибо, что живой». На земле же остается воскрешенный к новой жизни Лазарь – полковник Бехтеев, с которого поэт-бард снял ошейник и пустил на свободу. Конечно, здесь намек и на страну, с которой также через несколько лет будет снят идеологический ошейник и которая, опьяненная свободой, разобьется вдребезги и в клочья.
Не знаю, в чем основная неудача картины. Может быть в том, что фильм слишком личный, ведь автор сценария – Никита Высоцкий. Отсюда жестко регламентированный классицистический «высокий штиль» картины. Или в том, что современный отечественный кинематограф еще не научился выводить живых персонажей, а все больше картонных манекенов. Кстати, схожий период пережила еще совсем недавно наша литература. Версий может быть много. Может быть, это чувствовал и режиссер и давил на эмоции крупными каплями пота, а также интригой: кто сыграет надрывного русского барда, в какой-то мере «нашего все»...
Люди шли на Высоцкого. У многих просмотр вызвал разочарование. Реального Высоцкого не оживить, не сделать из него киборга, не клонировать на время. Получилось то, что и должно было получиться – посмертная маска, слепок с лица навсегда ушедшего большого человека. И не надо питать на этот счет иллюзий. Следует слушать его песни, читать стихи, смотреть фильмы с его участием – в них он живой и спасибо ему за это.
Андрей РУДАЛЁВ
|
|
|
сообщить об ошибке
|
назад
|
Комментариев: 29 |
16 Декабря 2011 1:11 |
Natalia |
Плевать — партнер по покеру дал дуба.
Плевать, что снится ночью домовой.
Плевать — соседи выбили два зуба.
Скажи еще спасибо, что живой.
/Высоцкий/ |
14 Декабря 2011 17:48 |
2x2=4 |
О смерти Высоцкого я узнал совершенно случайно и даже сначала не поверил. В 1980 я заканчивал 2-й курс Школы техников в Ленинграде, ехал как-то в трамвае, когда был в увольнении.Трамвай был пустой, на переднем сиденьи спал какой-то пьяный мужчина. Вдруг он проснулся и закричал пьяно на весь трамвай:"Высоцкий умер, а всем пох...ю!"Только потом ,уже на улице понял, что это правда - из многих квартир слышались магнитофонные записи песен Высоцкого.А фильм мне не понравился - практически нет той экспессии,того накала, каким была полна его жизнь, как я думаю.В фильме он почти не говорит, и действительно, похож на зомби.И мне отчего-то показалось, что не Безруков его играл, а Алексей Кравченко... |
14 Декабря 2011 16:31 |
sevskpeople |
Судя по суждениям, ощущения неоднозначные. И фальши, т.к. сравнивают с казалось бы забытыми, но вдруг всплывшими из памяти документальными фильмами о В.Высоцком и фильмами с его участием. И ностальгии по временам, бытовавшим до всё большей подмены человеческих и общественных ценностей суррогатами типа продажной «любви», рационалистики и культа золотого тельца; когда сбегали с лекций на чудом просочившиеся в кинотеатры фильмы Тарковского, упивались песнями Розенбаума и бардов и самиздатовскими солженицынами. И возникшей ассоциации В. Высоцкий – И. Тальков – В. Цой…, с которой связана правда навзрыд и без прикрас и не заснувшая совесть. |
13 Декабря 2011 23:59 |
Горожанин |
Дискуссия правильная. С одной стороны можно отчасти согласиться с автором статьи, что, действительно, герой получился слегка зомбиобразным. Думаю у Высоцкого палитра эмоций была несколько больше, чем в фильме. Но фильм хороший, смотрится на одном дыхании, заставляет задуматься, сопереживать. Хороший русский фильм. Немного в последнее время качественного кино. Актерский ансамбль хороший. Все играют хорошо. Да и эпоха чувствуется. Побольше бы таких фильмов и поменьше дешевых иностранных пустышек. До этого, сильные эмоции вызвал фильм Лунгина "Остров". |
13 Декабря 2011 23:53 |
priste |
AS
Я с первого раза все правильно понял. Лепс и так поет его песни. У меня есть видеозапись его концерта, основу которого составляют песни Высоцкого. Я Лепса не очень люблю, хотя признаю его вокальные данные. Но "Цыганочку" (Эх, раз! Еще, раз...) он действительно исполняет лучше... |
13 Декабря 2011 23:35 |
AS |
priste
пардонте я не говорил лучше Высоцкого, разве это возможно? Я говорил лучшего исполнителя его песен,кроме Лепса -возможно нет. |
13 Декабря 2011 20:34 |
priste |
Сын Высоцкого, действительно, как может эксплуатирует фамилию. Единственная песенка, которую Лепс исполняет лучше Высоцкого (на мой выпуклый взгляд) это "Цыганочка". В остальных он не к месту срывается на фальцет и поганит первоисточник. |
13 Декабря 2011 20:02 |
AS |
Лепсу разрешить песни петь Высоцкого. Будет КЛАСС!!1! |
13 Декабря 2011 19:58 |
AS |
Сына Высоцкого жаль. Наверное с деньгами туговато.Фильм ничего, кроме отвращения не вызывает.Кроме песни,которая звучит в трейлере. Как ее нашли? Никогда не слышал. |
13 Декабря 2011 18:39 |
merkuschev |
качественно сыгранной ролью в подобном фильме про Джима Моррисона можно назвать работу Килмера. И грима там не столько. и компьютерных работ. И отзывы самих Дорзов на то, как пел артист песни за Джима, как держал себя на сцене (опустим акценты режиссера и сценариста на поведении Джима в жизни) только положительные.
Не знаю, пойду ли на "Высоцкого", мне вообще-то интереснее собственнолично сыгранные им роли, чем кино про него. |
13 Декабря 2011 17:17 |
varvara |
А меня на сто процентов устроила сдержанная форма и абсолютное сходство подачи Высоцкого. Потому что у меня уже есть сложившийся его образ благодаря фильмам и документальным записям. Сравните Безрукова в роли Пушкина или Есенина. Понравились? Гафт тонко подметил. Меня бы подобное воплощение отвлекало бы и раздражало. И действительно не важно кто его сыграл, движения, походка очень точно переданы. |
13 Декабря 2011 17:09 |
Ваха Гвоздадзе |
Подожду когда зальют на торренты в хорошем качестве. В кино идти лень, но посмотрю обязательно. |
13 Декабря 2011 17:04 |
d.m. |
Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков. В.Гафт |
13 Декабря 2011 15:16 |
wrestler |
у знакомые вместе с дочкой, которой 17 сходили на этот фильм. Девочка после просмотра проявила интерес к творчеству Владимира Семёновича и была шокированна разнообразием и количестом материала. |
13 Декабря 2011 13:24 |
rbws5 |
bimba2
а кто сказал что роль высоцкого Безруков играл ? Это до сих пор скрытая инфо,хотя почти все СМИ называют Вдовиченкова !! ))Уж больно телосложение у Безрукова хилое для Высоцкого.Да и лицо-копия Вдовиченков! |
13 Декабря 2011 13:02 |
merkuschev |
Владимир Семенович Макгаффин
http://www.snob.ru/thread/177#entry_43769 |
13 Декабря 2011 12:28 |
Строитель |
О смерти Высоцкого я узнал в тот же день от "Голос Америки", когда был в Питере. Отечественные СМИ тогда молчали еще дня три, а теперь вот кино снимают... |
13 Декабря 2011 10:28 |
art |
Жаль, что в фильме актеру мешает играть маска, лучше бы без нее, ощущение было, что на экране работает бездушный зомби, такие ломки, а на лице почти нет эмоций! |
13 Декабря 2011 10:03 |
непогодьев с р |
По поводу Высоцкого и его отношения к друзьям. Вроде бы наркоманы и алкоголики до абсолюта эгоцентричны. А Высоцкий во время аварии на Садовом кольце в 79 году перед самым столкновением с грузовиком бросил руль и обхватил руками голову Севвы Абдулова (играл Ургант), который сидел рядом. Потому что Севва за два года до этого сильно покалечился в другой аварии, долго лечился и с трудом запоминал коротенькую роль в "Место встречи..." Никто тогда серьезно не пострадал. Да и концерты эти нужны были, чтобы материально поддержать друга, который сидел без работы. |
13 Декабря 2011 9:35 |
непогодьев с р |
priste Согласен по поводу Сталкера. Я не фильмы сравнил, а впечатления от них у людей. А Япончик оказывается родоночальник рэкета по фильму - лихие 90-е облагораживают... |
|
|
|
|
Островной «тайболизм» на Северной Двине
|
|
В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…
комментариев: 3
|
подробнее
|
Warning: mysqli_num_rows() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 600
Warning: mysqli_fetch_array() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 603
Warning: mysqli_num_rows() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 610
|