Программа «Культура Русского Севера» отошла в прошлое. Много было разговоров по ее завершению о том, что на федеральном уровне планируются какие-то новые масштабные вливания. Кризис, о котором так много говорили единороссы, не дал сбыться надеждам. А региональные бюджет, сжавшись на треть в 2009 году никаких архитектурных излишеств не содержал.
Впрочем, благодаря усилиям энтузиастов и министру финансов России Алексею Кудрину удавалось «пробивать» федеральные деньги на завершение реконструкции драматического театра, на ремонт Гостиных дворов. Но, несмотря на то, что счет деньгам пошел даже не на миллионы, а на миллиарды театр на сегодня пока что никак не доведут до ума. Спор у администрации театра и области идет по поводу того, как расходовать оставшиеся несколько десятков миллионов рублей. Либо перекладывать плитку под новые фонтаны, как предлагают строители-распорядители из «Дома с оленем», или же приобретать вещи нужные для постановок, полезные и главное, приемлемого качества. У театра до сих пор даже нет хорошего рояля. Не хватило отпущенных миллиардов.
Зато из федеральных средств, предназначенных на реконструкцию здания театра, более 4 миллионов ушло на строительство детского аттракциона в Петровском парке, почти 2 миллиона – на сооружение какой-то трибуны, а еще 6 с половиной миллионов – на зеленое покрытие перед зданием, которое куда-то исчезло. Впрочем, также, как и часть плитки. Спор артистов и чиновников выплеснулся в интернет-эфир – по последним данным нынешний директор Евгений Мищенко пребывает на больничном, а на его место прочат одного из продюсеров то ли группы ТАТУ, то ли Филиппа Киркорова. И такие намерения многое объясняют: если превратить храм Мельпомены в эстрадный центр, к чему, видимо, уверенно дело идет, то «на фига козе рояль»?
Северный Русский народный хор уже испытал на себе радость общения с протеже губернатора Владиславом Смеловым. Мало кому известного молодого симпатичного человека взяли и назначили на пост директора. А потом вышел конфуз – в интернете нашли ролики, где ответственный за сохранение народных традиций вовсю развлекается с мальчиками. Громкий скандал, тихая отставка. Что ж, теперь – дубль два?
Возможно, отчасти проблема в том, что в результате административной реформы и учреждения Правительства, как-то незаметно пал смертью храбрых Комитет по культуре. Министр по делам образования, науки и культуры Илья Иванкин в сложные театральные материи совсем не погружается. А зачем, если строительством, как всем известно, в области занимается вице-губернатор Сергей Молчанский? Он-то театр и курирует. Есть, конечно, у Ильи Михальчука еще и зам по социальным вопросам Елена Кудряшова, но она недавно стала по совместительству еще и ректором Северного федерального университета (это Путин ее по совместительству, видимо, так назначил) и, конечно, внимания на дела муз у Елены Владимировны просто физически нет. Почему замгубернатора еще и ректор – это вопрос к Москве и к Илье Михальчуку. А пока – за культурой присматривать во власти просто некому.
Область ударилась в археологию. Здорово! Архангельские стройотрядовцы прошлым летом раскапывали Новодвинскую крепость, а московские – Гостиные дворы. Хорошо, хотя работы и там и там непочатый край и лучше бы рыть где-то в одном месте. Но очень плохо то, что местные ребята жили в школе, сколько и когда получали так никто толком и не понял, зато приезжие из Первопрестольной разместились в четырехзвездной гостинице и платил им Лужков по 15-20 тысяч в месяц. И пятый том Поморской энциклопедии, с именами исторических персоналий лежит обездвиженный, никак до печати дело не дойдет.
Кстати, а как дела с книгопечатанием? Ровно два года назад Архангельск посетил Сергей Степашин, руководитель Счетной и Книжной палат. Илья Михальчук тогда твердо обещал возродить Северо-западное издательство. Все радовались и верили – ведь кто-кто, а Илья Филиппович с полиграфией на «ты». Но вместо этого в «абрамовском» 2009 году вдруг взяли и отменили премии за победу в областном конкурсе «Книга года». Восемь раз по пять тысяч рублей за номинацию - это, конечно же, айсберг для «Титаника» поморского бюджета.
Так и живем, денег не дали – плохо, дали много – еще хуже, кадровые революции начинаются. Прям, по Писахову – по его сказке «Морожены песни», про то, к чему приводит любовь к чехарде при экспорте культурного наследия:
- Бабкина песня – жемчуга да бральянты самоцветы, внучкино вторенье – как изумруды. Столь антиресно, что уж думали в музей сдать на полюбованье. Да в музее-то у нас, сами знаете, директора сменялись часто и каждый норовил свое сморозить, а покупали что приезжи сморозят – будто привозно лутче…
К весне мороженых песен кучи наклали.
Заморски купцы снова приехали. Деньги платят, яшшики таскают, грузят да и говорят: «Что порато тяжелы сей год песни?»
Мужики бородачи рты прикрыли, чтобы смеху не было слышно, и отвечают:
– Это особенны песни, с весом, с уважением, значит, в честь ваших хозяев. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, кажной раз говорим: «Кабы им ни дна ни покрышки!» Это, по-вашему, значит – всего хорошего желам.
И так у нас испокон веков заведено. Так и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.
Иноземцы и обрадели. Пароходы нагрузили, труб не видно, флагами обтянули. В музыку заиграли. Поехали. От нашего хохоту по воде рябь пошла.
Домой приехали, сейчас – афиши, объявления. В газетах крупно пропечатали, что от архангельского народу особенное уважение заморской королеве: песни с весом!
Король и королева ночь не спали, с раннего утра задним ходом в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила.
Прочему остальному народу с полден праздник объявили по этому случаю.
Народу столько набилось, что от духу в окнах стекла вылетели.
Вот яшшики наставили, раскупорили все разом. Ждут.
Все вперед подались, чтобы ни одного слова не пропустить.
Песни порастаяли и – почали обкладывать.
На что заморски купцы нашему языку не обучены, а поняли!
С почтением, Сеня Малина
|