Прилепин написал «Письмо товарищу Сталину», а я вот и вообще дошел до края – сфотографировался в футболке с изображением Сталина и выложил в соцсеть. Кошмар! Оправдание людоеда! Забыли о том, что писал Александр Исаевич!
Разговор этот происходил при Наталье Дмитриевне Солженицыной и, вероятно, должен был показать всю глубину бессовестности и беспамятства тех, кто пытается объективно и без лишних эмоций рассуждать о советском периоде страны, разумно, без стереотипов, взглянуть на него: ведь история многим сложнее однозначных оценок и односложных реплик.
Тот самый советский период сейчас либо воспринимают зияющей черной дырой, торжеством всего кошмарного и бесчеловечного, либо с ностальгией вспоминают по утраченному величию и грандиозным масштабам второй сверхдержавы. Без Солженицына здесь никак.
Солженицын был страстный человек. А страстность в России часто перерастает в жесткий выбор «или-или», в максимализм. До сих пор многие спрашивают друг друга: «ты за «белых» или за «красных»?» Хотя прошло уже почти сто лет.
Как правило, если человек делает выбор в ситуации «или-или», то он уже открещивается от всего остального. Если за «белых», то «красные» – воплощенное адище и нечего тут рассуждать, и наоборот. Разговоры о том, что вина на тех и на других, как и правда у тех и других, не воспринимаются всерьез. Нужен выбор. За ним идет причинно-следственная связь. Если за коммунизм, то, значит, и за ГУЛАГ. Хотя на самом деле ничего это не значит. Все всегда намного сложнее.
Солженицын – это художник-воин. В своей Нобелевской речи он призывал: «Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!» В состоянии боя он пребывал всю свою жизнь. Он создал себе образ мира, против которого страстно и самозабвенно выступал (надо сказать, что реальность щедро давала ему многие аргументы). Было в этом что-то донкихотское. Но в какой-то момент ты становишься несвободным от этой схватки. Уже не ты, а она тебя ведет, руководит тобой, без нее ты уже не можешь существовать.
Александр Исаевич не просто обличал ГУЛАГ, не просто был последовательным противником коммунизма, но его страстность довела до того, что он обрушился на все, в чем мог увидеть ростки этого самого коммунизма. «Имперский дурман», пробуждающееся русское национальное самосознание его крайне тревожили. Он утверждал, что «надо перестать попугайски повторять: «мы гордимся, что мы русские», «мы гордимся своей необъятной родиной». Теперь вот мало кто гордится, а многие стыдятся…
Он почувствовал и приветствовал энергии разделения, распада и увидел в этом что-то новое, возможно, отличное от коммунистической «казармы». Он возрадовался распаду ненавистной империи, отделению республик. Считал, что через это перед каждым новым государством будут подниматься его настоящие проблемы, и они будут свободны от нацвопроса. Но не смог предусмотреть, что эти энергии, раз запущенные, потом будет крайне сложно остановить. И вот на территории бывшего СССР это разделение свирепствует уже больше двадцати лет, и пока ему не видно предела. Он чувствовал распад, но не в силах был обозреть, насколько далеко он простирается, не понимал всю его опасность. Так сильно захватила его схватка.
Такие пассионарии типа Солженицына – это люди кризисной эпохи. Они – архимедов рычаг, сдвинувший общество с привычной оси. Но дальше это самое общество живет уже своей жизнью, по своим законам, в судорожных попытках найти новую ось. А эти люди становятся либо утопистами, либо на их голову, как и на пророков, осыпаются многочисленные проклятия. Они искренне зовут от реального к идеально-должному, но потом может пойти совершенно непредсказуемое развитие событий – или, наоборот, слишком предсказуемое.
Разрушив коммунизм, компартию, «гранитную громаду КГБ», Солженицын видел свой проект будущего, но это будущее не ответило взаимностью. Надо ли его в этом винить?
Он считал, что с избавлением от государственного гнета, когда тот перестанет нависать «над каждым нашим действием и оплата станет справедливой, сразу поднимется качество труда и повсюду засверкают наши умельцы». Говорил, что «ценою нашего выхода из коммунизма не должна быть кабальная раздача иностранным капиталистам наших недр». Раздача недр произошла, пусть и не иностранным капиталистам. Призывал освоить «дух самоограничения», но главными лозунгами страны, в которую он вернулся, были «Бери от жизни всё» и «Никто никому ничего не должен». Надеялся на построение демократии снизу, на то, что общественные силы будут нарастать снизу. Но вот пришел октябрь 93-го года, когда все низовые общественные энергии были расстреляны из бэтээров и танков…
Счастье и благоденствие не появляются сразу, если убрать что-то кажущееся плохим. В итоге все произошло по его словам: «весь XX век жестоко проигран нашей страной», а «из цветущего состояния мы отброшены в полудикарство. Мы сидим на разорище». Он считал, что это произошло из-за того, что «достижения, о которых трубили, все – мнимые». Прошло два десятилетия, и все чаще возникает мысль: может быть, в это полудикарство привела демократическая революция или контрреволюция, разрушившая ту самую империю до основания, не дав ничего взамен? Кто знает…
Надо понимать простое: как по Льву Толстому не стоит изучать историю Отечественной войны, так и Александр Солженицын в первую очередь художник.
Если говорить за себя, то в конце 80-х казалось, что Солженицын ворвался в школьную программу, в репертуар ее внеклассного чтения, мистически-загадочной и непривычной фамилией, в которой слышатся созвучия со «словом», «солью», «солнцем». Он пришел сказочным, заморским и, казалось бы, таким русским местечком под названием Вермонт, семитомным собранием сочинений, состоящим из клееных томиков в тонком переплете, устрашающей аббревиатурой «ГУЛАГ» и чудовищной объемностью этой книги. Он пришел с простым зэком с простым именем Иван Денисович, с воззванием «Как нам обустроить Россию?», которое было напечатано в стране многими миллионами. Пришел как символ борца.
Тогда казалось, что с его бородой мудреца, с его словами приходит необходимое животворное обновление жизни, что вот она – настоящая литература, плотно связанная с отечественной, вот она – мощь настоящего коренного писателя, рупора совести. Писать по-солженицыновски на каких-то клочках бумажки, которые потом уничтожались, а тексты заучивались наизусть. Не это ли лучшая иллюстрация тезиса о сакральной ценности слова?
Тот же «Архипелаг ГУЛАГ» поразил и привлек твердой уверенностью в важности писательского слова, ради которого можно многим пожертвовать, многое преодолеть. Страдания, боль, кровь, искреннее сопереживание – все это собиралось, копилось, пока не трансформировалось в книгу. Все это вызывало восхищение, воспринималось некой реинкарнацией русской классики. Солженицын представлялся реликтом, занесенным в наше время драгоценным ветром, которым дышали Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Толстой.
К сожалению, так получается, что он переходит в разряд особых символов. О нем можно ничего не знать, не читать его книг, но иметь представление как о некоем водоразделе, как одинокой глыбе, которая стояла на развилке русских дорог, но линия ее истории опять пошла в каком-то совершенно ином направлении.
Теперь есть большие сомнения в том, что современный школьник будет испытывать подобные эмоции по отношению к тому же «Архипелагу», и что он вообще будет его читать. Эта книга важна была тогда, в ситуации общественного бурления, когда легкие хватили свежего воздуха, и от него закружилась голова, трещали по швам ризы старого мироустройства, и мы с восторгом ожидали чего-то чудесного и замечательного.
Солженицын говорил о справедливости и совестливости, стремился к подобию Царствия Божьего на земле. А как же иначе? Он – максималист.
Это уже практически ушедшая натура, исчезающий вид писателя, ориентированного исключительно на творчество, которое, в свою очередь, главным образом ставит перед собой задачу переобустройства мира с позиций морально-этических принципов. Мир всегда входит с ним в конфликт. Справедливости в мире не прибавилось, а может быть, даже и наоборот.
Шаламов в свое время обвинял русскую классику в тех бедах, которые свалились на страну в ХХ веке. По этой логике, в бедах современной России можно упрекать Александра Исаевича. Но это будет неправда.
Андрей РУДАЛЁВ
Сайт КМ.RU
Фото:
http://www.librosgratis.org/files/2011/03/solzhenitsyn.jpg
|
14 Декабря 2013 21:47 |
гость 1 |
Снятков
Да, тот период был самым лучшим и нежным, самым самым, но не очень светлым, что тоже правда...Гулаг был, он должен быть, иначе куда сажать тёмные силы препятствующие Народу идти к светлому будущему!...Солженицын, а что Солженицын ? да ничего, тёмная безличность...хай спит, и с ним Снятков-личность непонятная...даже себе. |
12 Декабря 2013 13:44 |
А. Снятков |
RK2-1634, не верьте Вы этим гнусным лжецам. не было никакого ГУЛАГа. Сталин был милым дедушкой, всех любил, кормил, одевал. Отец родной. А если кого-то и прищучили, то за дело. Вообще, тот период был самым лучшим, самым нежным, самым-самым... Баю-баю-баю... |
12 Декабря 2013 10:56 |
raex |
аксакал, в этом вопросе камраду RK2-1634 глаза открывать бесполезно (( |
12 Декабря 2013 7:19 |
аксакал |
Литература, искусство,религия всегда были инструментом рассмотрения предмета нравственности, независимо от того, какой сюжет являлся предметом рассмотрения. И больше всего спекуляций, лжи, подмены понятий и фальсификаций существует при рассмотрении этого понятия НРАВСТВЕННОСТЬ и в наше время. Даже здесь, на БК.
Заслуга Солженицына в том, что он открыл всем глаза на то, что за высокими целями построения социализма стояли безнравственные люди, которые использовали страх человека за свою жизнь для достижения высоких целей. И для которых человеческая жизнь не представляла никакой ценности. Отсюда и миллионы репрессированных и невинно загубленных жизней. Переводить спор о количестве миллионов пострадавших - это удел тех, кто боится крушения своего мировоззрения на события тех лет. Высокая идея построения социализма потерпела крах во всех странах и, следовательно, никак не может оправдать тех жертв генофонда, которые были принесены. |
11 Декабря 2013 22:36 |
RK2-1634 |
Н. Стариков
"Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения А.И.Солженицына. Человека, изменившего целую эпоху. В какую сторону, худшую или лучшую — большой вопрос. Но определённо точно ясно одно, что этот человек до сих пор является величайшим мифотворцем всех времён и народов.
В 1956г. с трибуны XX съезда КПСС Хрущёв начал оплёвывать всё то, чтобы было создано под руководством Сталина в предшествующие 30 лет. Ему крайне не хватало лизоблюдов, которые бы вторили ему с такой же страстью. Но у зачищенного к тому времени КГБ был такой человек — сексот Ветров, лагерный стукач, который ради «тёплого местечка» на зоне(с собственным кабинетом и послеобеденным сном) готов был пойти на любую сделку. Это, собственно говоря, и был Александр Исаевич Солженицын. В 1962 с благословения Хрущёва из печати выходит его первый опус «Один день Ивана Денисовича»." |
11 Декабря 2013 22:06 |
RK2-1634 |
да...да....110 миллионов репрессированных |
|