ГОСТЬ 20: -А ведь мы, жители европейской части РФ, совсем не знаем, как живут наши соотечественники на другом краю страны. Чем дышат, о чем мечтают, ну и т.д. Полная информационная блокада по ТВ...
В.А. - Мы тоже мало знаем о европейской части России. Хотя, может, немного больше – просто потому, что потребляем московское телевидение, читаем книжки, написанные в Москве и о Москве, и т. д.
И всё же в Суньке – соседнем китайском городке Суйфэньхэ – были все, а в Москве или Питере – далеко не все из моих ровесников. Это ненормально, конечно.
ГОСТЬ: - День добрый. Насколько сильно ощущается китайское присутствие на Дальнем востоке? Это постепенная экспансия или "угроза" сильно преувеличена? Какое отношение к китайцам по преимуществу: страх, настороженность или обычные добрососедские?.. Какое отношение к передаче нескольких островов рядом с Хабаровском Китаю? Это начало закономерного процесса?
В.А. - С одной стороны, «бытовая» угроза преувеличена: китайцев во Владивостоке относительно немного. Мы спокойно ездим в соседние китайские городки купить шмоток, поесть, попить пива харбинского (рекомендую!) и т. д. Вот такое китайское присутствие или соседство никого не пугает, напротив, это такой колорит, это здорово.
Но есть и другая «жёлтая опасность», причём она связана не столько даже с Пекином, сколько с Москвой. Вот - отдали острова на Амуре (отношение к отдаче островов на Дальнем Востоке в целом - резко негативное; думаю, другим оно и не может быть у нормального человека; при этом Игоря Щуку и Татьяну Харламову, мирно протестовавших против передачи российских территорий Китаю, российское же государство осудило за экстремизм, как это понимать?); вот готовятся отдать китайцам в разработку сибирские и дальневосточные недра; вот гонят за рубеж из Амурской области электричество за копейки, губя наши реки – а жителям Амурской области то же самое электричество продают в несколько раз дороже. Вот это - реальная московско-китайская опасность. И чем всё закончится, сейчас неизвестно. Знаете, вот было раньше на месте нынешнего Приморья такое государство Бохай. Потом была Золотая империя чжурчжэней, где, к примеру, литьё чугуна освоили раньше европейцев. Потом пришёл Чингисхан и всех разогнал. Потом пришли русские. Никто, в общем, долго не задерживался.
ГОСТЬ: - К большому стыду никогда не был на Дальнем Востоке. Василий, на ваш взгляд, чем принципиально различается мироощущение ваших земляков и жителей европейской России. Неужели, постепенно складываются две совершенно различные нации? Ведь можно представить, что нынешняя общность страны будет такой же легендарной, как и вхождение Аляски в состав Российской империи...
В.А. - А я, к большому стыду, не был в Северодвинске. И на Урале. И в Калининграде. И на Чёрном море.
Разделяю вашу обеспокоенность; пока нация у нас ещё всё-таки одна – вплоть до того, что мы смотрим один телевизор, слушаем одну попсу и т. д., то есть информационно-культурное пространство ещё в какой-то степени едино. Просто у нас пиво закусывают не воблой, а корюшкой, но разговоры за этим пивом – о том же самом, что и везде (насколько могу судить). Но есть трещины. Вот одна из трещин – пресловутый правый руль. По линии «Москва-периферия» тоже явный раскол, безотносительно конкретных регионов. Есть такие, скажем, болевые точки, геополитический кариес, уже переходящий кое-где в пульпит. И если смоделировать дальнейшее развитие имеющихся уже сегодня факторов, то можно предположить, как это ни прискорбно, что Россия со временем потеряет Дальний Восток. Аляска? Я вам больше скажу: я до сих пор не могу полностью поверить, что Украина и Белоруссия – отдельные государства. Мне всё кажется, что завтра кто-то скажет: ладно, пошутили – и будет. Но ведь не скажет! Аляска, да; сейчас кажется невероятным сочетание «Русская Америка». Но пока ещё есть русский Сахалин и русская Маньчжурия. Это тоже удивительные земли, которых у России когда-то не было – а вот появились, и терять их нельзя не только из экономических либо политических соображений, но хотя бы потому, что в Приморье водятся тигры. Больше нигде не водятся, а здесь – водятся, это же здорово.
ГОСТЬ: - Василий, на ваш взгляд, необходим ли, реален ли перенос столицы куда-нибудь ближе к в географическому центру страну или это утопия?
В.А. - Многим это кажется утопией, но это реально, что доказывает пример Петербурга и примеры переноса столиц в других странах. Считаю, перенос столицы куда-нибудь на Урал или в Сибирь было бы очень полезен. С одновременной заменой элит, заменой многих принципов. Понятно, что не только в столице дело, но это был бы сильный и полезный шаг. Один из многих необходимых шагов.
БОЛТ: - Не лучше ли быть дальневосточной республике, чем бездарно все отдать китайцам?
В.А. - Нет, не лучше. Я против сепаратизма. Мне единство нашей всё ещё огромной территории представляется колоссальным и едва ли не единственным оставшимся благом. Россия – это не только Москва, и не только Сибирь, это нечто большее, и резать по живому не стоит. Отделив Дальний Восток, мы в лучшем случае получим здесь нечто вроде Приднестровья, а в худшем – такое же безумное воровское и одновременно полицейское государство, каким сейчас является РФ в целом. И к тому же совершенно несамостоятельное. Я же хорошо знаю психологические типажи всех наших местных мэров и губернаторов. Я - за большую Россию, за это огромное культурное, политическое, экономическое пространство, которое всё ещё едино, хотя и надорвано. Другое дело, что в данной исторической ситуации не только освоить, но и просто сохранить за собой это пространство будет крайне проблематично. Вот мы и наблюдаем то, что наблюдаем.
АРХАНГЕЛОГОРОДЕЦ: - В интервью Прилепину Вы сказали: "Россия сегодня настолько разорвана, что жители различных концов страны очень слабо представляют себе жизнь друг друга. К тому же большинство авторов сосредоточено на западе, в результате чего появляется множество книжек (в том числе отличных) о Москве, а Дальний Восток - треть страны, если что - остаётся этаким белым пятном, информационной пустыней." Мой вопрос о том, удастся ли нам сохранить целостность страны с нынешней властью? И почему?
В.А. - Я не пророк. Надеюсь, что удастся. И боюсь, что не удастся. Вот недавно острова на Амуре у Хабаровска отдали Китаю. Сейчас хотят отдать китайцам в разработку чуть не все недра Дальнего Востока и Сибири – после этого, как пишет вот тут (http://www.chaskor.ru/article/porazhentsy_11329) отличный публицист Александр Храмчихин, «юридическое оформление принадлежности Восточной Сибири и Дальнего Востока Китаю станет чистой формальностью, не имеющей даже особого значения».
ВОДИЛА: - Василий, объясните нам дуракам, как человек знающий вопрос: вот китайцы не везут к себе хлам, а пытаются наладить свой автопром. И качество у них всё лучше и лучше, и Корея так же начинала. Правда можно было бы не изобретать велосипед, а выпускать уже известные бренды, создав условия для строительства конвейеров известных заводов, но у них свой путь, и он приносит плоды. Как вы думаете, смогут ли в России переломить сегодняшнюю ситуацию? Или это наш удел и ничего предпринимать не надо? Нужно ли вообще стране менять экономическую политику и бороться с импортом подержанных машин?
В.А. - Китайцы – молодцы. И корейцы – молодцы. Что делать нам? В условиях открытого рынка Россия никогда не сможет выпускать конкурентоспособные машины. Не те условия. Поэтому… либо отказываться от автопрома – в конце концов, не все страны имеют собственный автопром, либо в корне менять промышленную (а значит, и экономическую в целом, и таможенную) политику. Не просто поднимать пошлины, это ничего не даст, а пересматривать очень многие вопросы и подходы.
Но, понимаете, я не вижу, чтобы государство что-то делало для страны. Если закрыть импорт подержанных машин не просто так, а – ради нашей промышленности, если после этого вдруг оживут наши заводы, встанут на боевое дежурство новые ракеты и подлодки, не будет такого дикого расслоения по доходам, не будет безудержного экспорта нефти за рубеж ради чьих-то частных прибылей, если власть перестанет бессовестно воровать и врать, если будет строиться действительно доступное (для всех!) жильё, если люди будут меньше умирать, а больше рождаться – да я первый пересяду на что угодно, хоть с левым рулём, хоть вообще без руля. Пешком ходить буду! Но власть на такие шаги не пойдёт, она не способна сейчас ни на что настоящее. Может только гробить то, что ещё осталось. И в такой деструктивной, неестественной ситуации я – за правый руль. Хотя и понимаю, что всё это ненормально и не от хорошей жизни.
VETO: - Здравствуйте, Василий! Скажите, как Вы себя чувствуете, как водитель, приезжая из "праворульного" Дальнего Востока в "леворульную" Москву? И еще, как Вы думаете, зачем Правительство РФ доводит ситуацию с "праворульками" до точки кипения населения российского Дальнего Востока?
В.А. - Нормально чувствую. Разве что пробки глуше, а водители грубее. Правда, я в Москве машину, естественно, не вожу. А так - какая разница, город и город, огромный только. Правительство… Оно не знает страны, в которой живёт. Не думаю, что они садисты и всё делают от злого умысла. Скорее - по недомыслию, нежеланию рационально оценивать ситуацию, зацикленности на своём личном благополучии. А потом, спустя какое-то время, уже и из принципа. Если защитники правого руля выходят на площадь, рассуждают в правительстве, то надо их подавить - чтобы не создавать нежелательный прецедент, не выполнять их требований. Так же давится и всякое прочее инакомыслие, не только праворульного толка.
ГОСТЬ: - С праворульными машинами давно пора, что-то решать.
Во-первых: никто праворульные машины, которые есть у населения, не запрещает. Предполагается обложить налогами, вновь ввезённые, и усложнить их регистрацию.
Во вторых: Все акции протеста были направлены на отмену таможенных пошлин, а не на протест против запрета праворульных машин. Т.е. государство от такой торговли не получало бы не копейки. А если вообще отменить все пошлины, на все товары (вдруг кому то захочется), тогда на российской экономике, вообще можно ставить крест.
В третьих: эти акции с перегораживанием дорог и так вредят экономике Дальнего Востока и страны.
В четвёртых: зарубежные заводы не строят здесь свои предприятия из-за того, что население покупает старьё в Японии, и не только там.
И только на пятом месте стоит опасность самих праворульных машин. Что тоже очень важно. Что вы думаете по этому поводу?
В.А. - «С праворульными машинами давно пора, что то решать». С чего бы это?
«Никто праворульные машины, которые есть у населения, не запрещает. Предполагается обложить налогами, вновь ввезённые, и усложнить их регистрацию». Ну спасибо, утешили. Кстати, с каждой ввозимой сейчас праворульной машины государство получает напрямую в федеральный бюджет 5-10 тысяч долларов – просто так.
«Все акции протеста были направлены на отмену таможенных пошлин, а не на протест против запрета праворульных машин. Т.е. государство от такой торговли не получало бы не копейки». Акций было много, и требования на них были разные. В том числе и против именно запрета – когда государство в очередной раз устами какого-нибудь упыря с Охотного ряда или Большой Дмитровки озвучивало планы по такому запрету. Говорю как очевидец.
«Эти акции с перегораживанием дорог и так вредят экономике дальнего востока и страны». Перегородили один раз дорогу - и что? А посылать во Владивосток Ил-76 с омоновцами за бюджетные деньги – это не вредит экономике? А разваливать ту же судоремонтную отрасль Дальнего Востока – это не вредит экономике? К тому же борьба за гражданские права – понятие вообще не экономическое, оно не измеряется деньгами. В общем, сколько ни перегораживай дороги, а наше правительство по сумме нанесённого стране ущерба всё равно не догонишь.
«Зарубежные заводы не строят здесь свои предприятия из-за того, что население покупает старьё в Японии, и не только там. Т.е. большие перспективы пока очень сомнительны». Если мы говорим о Дальнем Востоке, то я уже упоминал выше про этот распиаренный завод «Соллерс» во Владивостоке. Понимаете, на Дальнем Востоке слишком мало спроса: тут населения раз, два - и обчёлся, и у этого населения к тому же нет денег. Здесь заводы - бесперспективны, здесь новые машины некому покупать. Не случайно даже в советское время за Уралом не было ни одного автозавода, экономическая логика в этом есть: ради чего строить? Чтобы потом гнать продукцию на запад через всю страну?
Может, стоит сделать экономическую политику более гибкой в соответствии с региональной спецификой нашей огромной страны? Кавказ, Калининград, Владивосток – везде всё настолько по-разному. Зачем тогда мы называемся «федерацией»? Вот правительство разработало программу переселения людей на Дальний Восток, она, естественно, провалилась, отсюда по-прежнему уезжают люди. А ввели бы, к примеру, льготный порядок импорта тех же машин для местных жителей – и это бы стало фактором удержания населения на этой, как говорится, стратегической территории. Это если территория нам вообще нужна (я исхожу из того, что – нужна). Но у нас на словах одно, на деле – другое.
«Опасность самих праворульных машин». Прошу вас, не верьте на слово разным неумным сенаторам и милицейским начальникам. Правый руль ничем не опаснее левого. У нас, кстати, даже милиционеры с правым рулём ездят. И курсанты автошкол. И ничего.
Но вообще я с вами во многом согласен. Согласен, что надо иметь свою промышленность. Я вообще считаю, что не надо было разваливать Советский Союз и открывать экономические границы, потому что наша промышленность по определению (хотя бы в силу климата и расстояний) неконкурентоспособна, тогда как в условиях закрытой экономики она могла нормально работать и выполнять свои функции – давать одним людям работу, а другим материальные блага и услуги, способствовать воспроизводству нации, росту благополучия. Мне ближе советская модель экономики, но её нет, всё. Мы имеем другую реальную ситуацию, и если считаем себя трезвомыслящими людьми, то должны исходить из неё. Границы открыты, СССР нет, Дальний Восток (не он один, я просто говорю о том, что мне ближе) оказался брошенным и вымирающим. Что же делать – исходя не из наших с вами теоретических взглядов на необходимость своей развитой промышленности, а из реальных условий? И вот тут дальневосточникам подвернулся этот клондайк – подержанные японские тачки. Они нас спасли, и мы выжили (я упрощаю, конечно, но всё-таки). А тут вы говорите: нет, давайте уберём праворульные машины. Хорошо, давайте. А чем будем заниматься мы? Мы все уедем в Москву и за границу и неплохо там устроимся – это проверено. Но Дальнего Востока у России не будет. Он уплывёт. И я даже знаю куда.
ГОСТЬ 24: - Ездите на праворульных авто. Они качественнее и безопаснее а некоторых случаях и дешевле того, что предлагает наш автопром. Наш автопром надо вообще закрыть. В него только миллиарды вливают каждый год, а толку никакого. В Кореи «Шевроле Круз» - 10 000 убитых енотов. В Японии «Тойета Королла» - 10 000 у.е. И только для богатых россеян «Лада Приора»- 10 000 у.е. Мы богаче всех живем ? Нас можно везде доить? Ездило бы и правительство на ладах.
В.А. - Мне бы хотелось, конечно, чтобы у России была своя промышленность. Во взгляде на это я расхожусь, кстати, со многими своими земляками-дальневосточниками, которые, как и вы, говорят, что «наш автопром надо закрыть». Я не могу с этим согласиться. Надо искать какие-то выходы.
Про «доить» согласен с вами полностью. Правительство давно пора пересадить на отечественный автопром. Не обязательно на «Лады» - есть же и «Волги», туда они точно влезут, даже самые крупные чиновники. Есть УАЗы. Когда президент едет в «Мерседесе-пульмане», он расписывается в своих комплексах и неверии в отечественное.
ВАСЯ 272!!!: - Здравствуйте! Мое мнение такое, что машина (использование в дорожном движении) с правым рулем на территории России должна быть запрещена!!! Я согласен с тем, что на Дальнем Востоке это серьезный стратегически необходимый бизнес! Людям нужно как-то жить, зарабатывать, кормить детей! Здесь может и должно решать такие вопросы государство! Развитие отраслей, подходящих для дальневосточного климата! например: строительство завода автопрома с участием Японии! Спасибо.
В.А. - Тёзка, сразу отмечу, что спор этот - обычный и бесконечный, он сродни спорам религиозных фанатиков, и не скажу, что мне хочется его продолжать, потому что подобные дискуссии давно надоели. Более того, на ДВ-форумах модераторы сразу закрывают такие ветки.
И тем не менее. «Не рулил, но осуждаю»? Извините уж, но вы говорите примерно как депутаты Госдумы от «Единой России» - а этой публике лучше не уподобляться. Уверяю вас: если бы вы жили во Владивостоке, вы бы с такой же горячностью утверждали, ссылаясь на собственный и несобственный опыт, что правый руль столь же безопасен, как и левый, а в некоторых ситуациях даже более безопасен и удобен. Тема эта бесконечна, и об этом, собственно, и написана моя книга. Можете почитать. Или, ещё лучше, почитайте «Тойоту-Кресту» Михаила Тарковского.
А пока поверьте мне (и, кстати, эмвэдэшной статистике аварийности по регионам) на слово: ничего страшного в правом руле нет. На безопасность влияет не расположение руля, а наличие мозга в голове водителя. Приезжайте во Владивосток, прокачу вас, дам порулить, а потом мы продолжим дискуссию.
Про автозавод уже говорил. Строить завод у нас, к сожалению, сейчас бессмысленно. Тем более - с участием Японии (новые японские машины очень дороги, в отличие от подержанных). И совсем уж смешно говорить о том, что наши заводы в условиях открытой экономики будут «конкурентоспособными» по сравнению с теми же китайскими, это несопоставимые вещи.
ГОСТЬ: Здравствуйте Василий. Что, по-вашему, что нужно сделать стране для Сибири и Дальнего Востока? Какое будущее, по-вашему, у этих регионов? И что вы, вообще, думаете о будущем страны Россия?
- Ох, очень многое нужно сделать. Не только для Сибири и Дальнего Востока, а вообще для страны, для её жителей. Перечислять можно очень долго. Если коротко – то лучше всего устроить революцию. Иначе на ваш второй вопрос у меня будет слишком пессимистичный ответ. Как, собственно, и на третий.
Спасибо за разнообразные, интересные, важные вопросы! Спасибо всем участникам и организатору – Андрею Рудалёву, который сумел навести мосты между Приморьем и Поморьем, за что заслуживает почётного звания «собирателя земель русских». Всем счастливо!
|