ГОСТЬ: - Василий, как в ваших краях со свободой слова? Понятно, что как и во всей стране, но, может быть, есть своя специфика, тем более, что вы сотрудник "Новой газеты"?
В.А. - Вы уже ответили на свой вопрос. С одной стороны, обстановка становится всё хуже – причём по вине не только чиновников, но и тех, кто, по идее, должен бы отстаивать свою и общую свободу слова. Это касается и других свобод. Ещё несколько лет назад, я помню, сотрудники «Дальморепродукта», требующие выплаты зарплаты, перекрыли в центре Владивостока Океанский проспект, и никто их не разгонял дубинками. Более того, начальник городского ГАИ, который там повёл себя некорректно, был снят с должности. Что было бы в аналогичной ситуации сейчас – объяснять не надо.
С другой стороны, вот мы открыли во Владивостоке представительство «Новой газеты», и никто нас пока не закрыл. И мы не одни такие. Главное, самим себе не ставить красных флажков. Не бояться собственной тени. И всё будет.
ПЕТР: - На ваш взгляд, есть ли смысл сейчас в публичных акциях протеста, таких как у вас, в Калининграде, «Стратегии 31», или это своеобразные плевки против ветра? Пошли бы вы вместе с Лимоновым на «марш несогласных» и какие лозунги бы выкрикивали?
В.А. - Смысл есть, безусловно. С Лимоновым пошёл бы и на «Марш несогласных», и куда угодно, хоть к чёрту на рога. Лозунги могут быть самыми разными.
ГОСТЬ: - Василий, в чем, на ваш взгляд, общность между Дальним Востоком и Северным Кавказом? При каком сценарии развитии событий Россия сможет упустить Кавказ?
В.А. - Общность в том, что Москва не может или не хочет понимать другие регионы. Это касается всех регионов, но Кавказа или вот Дальнего Востока – в особенной мере из-за их специфики. Упустить и Кавказ, и не только Кавказ Россия может вот при таком, например, сценарии, который реализуется сейчас.
ГОСТЬ: - Вы были в журналистской командировке в Чечне. С какой целью туда ездили и ваши впечатления от этого знакового для современной России региона?
В.А. - Я ездил туда дважды, несколько лет назад, с отрядами приморской милиции, которые тогда стояли в Грозном (сводный отряд), в Мескер-Юрте (ОМОН) и в Шали (СОБР-ОМСН). Впечатлений много, что-то отразилось в репортажах, но, естественно, мои впечатления были довольно поверхностными, да и командировки мои были краткими – по несколько дней. Хотя что-то, наоборот, только сейчас по-настоящему проявляется. Не могу забыть почему-то вот эти банки с самопальным бензином, выставленные на продажу по обочинам дорог. Руины Грозного - тогда он был руинирован почти весь, только начинал отстраиваться. Незабываемый зимний полёт в грузовом Ил-76-МД с пластиковыми бутылками вместо туалетов…
ВАЛЕРИЙ: - Здравствуйте, Василий! Ощущается ли в ваших краях судостроительный бум? Ведь через несколько недель должно начаться бурное строительство крупнейших верфей в России. Предполагается строительство на этих верфях судов для освоения Арктики. Слово Штокман там тоже присутствует. Как Вы считаете, это конкуренция Севмашу? Кто будет строить верфи? Кто будет поднимать отечественное судостроение? А может северодвинцам пора менять климат и отправляться в Ваши края?
В.А. - Здравствуйте, Валерий. Я не специалист в судостроении. «Бума» не ощущаю, но только что на юге Приморья (в посёлке Дунай и в Большом Камне) действительно заложили две «суперверфи». Дальневосточные судостроение и судоремонт, которые по преимуществу были военными, давно развалены, так вот сейчас решено всё это перепрофилировать и сделать упор на обслуживание нефтегазовых шельфовых проектов. Не знаю, смогут ли эти «суперверфи» конкурировать с китайскими и корейскими, а главное – построить-то их построят, а кто будет там работать – большой вопрос. Что касается смены климата, то я бы с удовольствием сменил климат во всей России.
ГОСТЬ 30: - Василий, с удовольствием прочитала бы в "Новой газете" Ваш репортаж с завода "Соллерс" во Владивостоке! Конвейер, гул заводских станков, сотни рабочих, инженерно-технический состав совершенствует процесс! И каждый час с конвейера сходит чудо автопрома. Ведь обещали же нам все это!
В.А. - Разделяю вашу иронию. Но репортажа, наверное, не будет. «Соллерс» во Владивостоке - это несерьёзно. Это политический проект, а по-простому – показуха. Участок отвёрточной автосборки, не способный оказать никакого реального влияния на экономику Дальнего Востока. Да, приехал к нам под Новый год Путин, «открыл» конвейер, выкатили ему «первый собранный во Владивостоке» УАЗ-Патриот, который уже пообещал купить Берлускони, Путин на этом «Патриоте» прокатился - и при этом все знали, что никакой конвейер по факту там не запущен, а УАЗ этот привезли готовеньким с запада! Ну ладно, сейчас запустят они сборку. Я спрашивал у руководства «Соллерса» о том, для кого они работают. Они не скрывают, что их потребитель остался там, на западе страны. Так государство даже ввело им льготную перевозку по железной дороге: бесплатно возить запчасти на восток, а потом собранные машины бесплатно везти на запад, потому что здесь всё равно реального рынка для них нет. Зачем тогда вообще надо было открывать этот «завод» именно во Владивостоке, какой смысл? Ответ простой: сначала показали кнут, теперь решили показать и пряник, состроить хорошую мину. На нашем «Соллерсе» всего несколько сотен рабочих мест, тогда как из-за повышения пошлин и запрета «конструкторов» работы лишилось гораздо больше людей. У нас такая сборка в каждом гараже велась – сам на «конструкторе» езжу. И всё - без всяких преференций. Смешно всё это и досадно.
ГОСТЬ: - "Соллерс" хорошо, но это капля в море. Таких заводов должно быть там не один десяток, что бы они конкурировали между собой. Автогиганты типа ВАЗ, будут эффективны только, когда конкуренция вынудит их менять политику в обновлении моделей и в качестве. Когда они смогут выйти на равных на мировой рынок. Сейчас Ваз держится только из-за отсутствия конкурентов в цене. Да и с ценой уже нет такой большой разницы. Маленькие заводы не хотят менять ценовую политику, так как, на их продукцию, конкуренция тоже не так уж велика и в своей нише они хорошо себя чувствуют. Должно быть много таких заводов, много рабочих мест, борьба за качество и репутацию... Вот тогда и можно будет запрещать ввоз праворульных машин. Зачем нам работать на чужую экономику. А сейчас должна быть нормальная таможенная политика или же дальше мы никогда не сдвинемся. Что Василий, думает по этому поводу?
В.А. - Да тут можно долго рассуждать и спорить… Лучше бы за столом. Да, надо развивать производство – в теории. Но его сейчас никто в России не разовьёт. Для этого надо слишком много всего менять. Вот запретить правый руль – это гораздо проще. Только производство это, к сожалению, не поднимет. А вот Дальний Восток – добьёт. Задачу государства я вижу в том, чтобы как-то примирить эти конфликтующие интересы: гражданина, который хочет жить сегодня, и общества, думающего о будущем. Примирить интересы востока – и интересы того же Тольятти. Потребителя – и предприятия. Но наше государство не способно на это. Оно способно только ещё сильнее столкнуть интересы.
ВАСИЛИЙ ШИРЯЕВ: - Василий, здравствуйте. Были вы на Камчатке? Работали с Димой Околитой? Как думаете о переводе русского языка с кириллицы на иероглифы (на всякий пожарный случай)?
В.А. - Василий, день добрый, я вас помню по Липкам-2009. Привет почти земляку!
На Камчатке не был - не представился случай, но побывал бы с удовольствием. Может, как-то организовать выездной литсеминар в Паратунке где-нибудь? Пригласить людей с той стороны Урала. Я как-то больше по югам ездил – Хабаровск, Еврейская АО, Амурская область, ну Якутия ещё…
Про Диму ничего не знаю.
Про иероглифы - думаю, что это хорошая шутка.
ГОСТЬ: - Василий, ощущаете ли вы лично непреодолимую дистанцию между журналистикой и литературой? Планируете ли написать прозаическую книгу? и как вам видится современная отечественная литература, необходима ли для ее оживления "праворульная" инъекция?
В.А. - Мне кажется, нет непреодолимой дистанции и вообще такой вопрос сейчас не стоит на повестке дня. Современная проза перетекает в журналистику и наоборот. То проза прикидывается документом, то документ - прозой, тут порой чёрт ногу сломит и удобнее просто всё заведомо считать «просто литературой», чтобы не обманываться, не путать героя с автором и т. д. Хотя некоторые, да, считают, что мухи отдельно, а котлеты отдельно. Я - не считаю. Да и зачем вообще ставить перед собой подобные формальные задачи, тоже не вполне понимаю. Хотя если кому-то хочется, пусть ставит. Я хорошо отношусь ко всем – к «чистым прозаикам», к «чистым публицистам», если только это талантливо, искренне и хорошо. И к всевозможным «мутантам», которых сейчас всё больше и к которым я бы отнёс и себя, тоже отношусь хорошо. Мне вообще нравятся все читающие и тем более пишущие люди.
Возможно, каждому времени подходит свой жанр. И не надо вымучивать и стараться непременно походить, скажем, на Бальзака. Он бы сам сейчас писал по-другому.
Написать - что-то планирую, конечно, но это тоже вряд ли понравится борцам за расовую чистоту жанров. Меня эта чистота не сильно волнует. Метисы часто бывают особенно красивы. Если вещь получится, пусть на неё потом клеют любые ярлыки, не жалко. Лишь бы получилась. И лишь бы читалась.
Современная отечественная литература мне видится очень хорошо! Я в полном восхищении и восторге.
Инъекция – что вы имеете в виду? Усилить влияние региональной составляющей по сравнению с московской и питерской? Это было бы полезно и интересно. Тем более что, слава богу, есть интернет, и людям периферии уже не так сложно встроиться в единый процесс. Поэтому уже сегодня есть ряд ведущих литераторов, которые живут не в Москве.
С другой стороны, если вы говорите именно о «праворульной инъекции», то на Дальнем Востоке живёт очень мало людей, ещё меньше – читающих, и совсем мало что-то пишущих.
ГОСТЬ: - Василий, здравствуйте. Если бы у вас бы выбор между политикой и литературой, чтобы выбрали?
Второй вопрос: какие из прочитанных вами современных художественных произведений больше всего вас зацепили?
И еще вопрос: Герман Садулаев здесь сказал: "мы вступили в эпоху комментирования. В культуре всегда время создания оригиналов сменяется временем комментирования. Наши тексты сейчас – это комментарии к текстам 18, 19, 20 веков". Как вы к этому относитесь?
В.А. - Здравствуйте. Выбор между литературой и политикой? Мне кажется, это слишком умозрительный вопрос. Разве литература и политика – взаимоисключающие вещи? Более того, литература прямо участвует в политическом процессе. А политика даёт пищу литературе. Мне это сложно разделить. Поэтому и ответить сложно. И то и другое важно и интересно.
Зацепили - назову навскидку: «Патологии» Прилепина. «Я – чеченец!» Садулаева. «Тойота-Креста» Тарковского. «Язычник» Кузнецова-Тулянина. И много ещё чего.
По поводу эпохи комментирования - Садулаеву виднее. Я бы так не абсолютизировал. Хотя во многом он прав.
ГОСТЬ: - Вы недавно вошли в литературу и взгляд у вас еще не зашорен. Что вам не нравится в ней? Ваша пятерка современных российских прозаиков. Спасибо
В.А. - Спасибо вам за такую аттестацию. Хороший вопрос… Я как-то больше сосредотачиваюсь на том, что мне нравится. А что не нравится – остаётся за пределами поля зрения. Ну, не нравятся мне какие-то авторы, так что с того? Или вот многие сетуют, что «нет героя». Ну нет - и нет. Мне вот что по-настоящему не нравится: что сейчас читают мало в России.
Пятёрка прозаиков – чисто субъективная (не «оценка места в литературе», потому что я не литературовед, а просто – авторы, которые мне нравятся). Пусть будет так: Прилепин. Сенчин. Алексей Иванов. Елизаров. Садулаев. Видите, список более чем субъективен. Можно легко назвать ещё десяток имён. Я, к примеру, даже Быкова не назвал. И даже Лимонова.
АНДРЕЙ: - Как вы относитесь к идее Президента о сокращении числа часовых поясов на территории России? Это приблизит Владивосток к Архангельску? Или, может, сделает экономику страны более конкурентоспособной? И второй вопрос: дальневосточники сегодня активно осваивают наш Север - некто Илья Митькин привез сюда целую команду: вице-губернатора, директора областной газеты, директора северодвинского телевидения... Как вы считаете, чем вызвана такая "утечка мозгов" из Владивостока? Может, там невозможно найти работу, безработица побеждена?
В.А. - К идее президента отношусь резко отрицательно и считаю её бредом. Все ведь понимают, что не Москву будут подтягивать к регионам, а регионы к Москве. Тогда, например, во Владивостоке будет темнеть днём. И ради чего? Это, знаете, как с плохим танцором – всё им что-то мешает «эффективно руководить». Похоже, президенту заняться больше нечем.
Экономику нашу если что и сделает конкурентоспособной, то только глобальное потепление и другие подобные меры.
По поводу «экспансии» дальневосточников: если бы вы назвали ещё и все фамилии, было бы совсем хорошо. Если есть возможность, сообщите, кто именно из дальневосточников к вам переехал и какой пост занял, нам тут это интересно. Мой адрес avchenko@yandex.ru
Митькин, как я понимаю, это такой пиарщик-гастарбайтер. Я эту публику немного знаю, они колесят по всей стране, присасываются к бюджетам, а потом, когда начинает пахнуть жареным, перебираются куда-нибудь ещё. У нас сейчас тоже в наших администрациях такие сидят. Но утечка мозгов и других органов есть, это правда, в основном едут в Москву, Питер. Причины? Наверное, относительная некомфортность жизни. Тотальная криминализованность региона, какая-то неустроенность. Дороговизна (не слушайте москвичей, которые утверждают, что «Москва – дорогой город»). Нехватка детсадов. Бюрократия, ворьё, гопота… Хотя это везде, наверное. Может быть, есть и какие-то причины чисто психологического характера.
Я не хочу уезжать из Владивостока, мне здесь нравится. Море, юг, порт, люди быстро двигаются. Кто хочет – найдёт работу. Это же не село, где одно предприятие, и то стоит.
РУССКИЙ: - Василий, вот интересно, почему любому японцу выгоднее продать свою трёх или пятилетнюю, ещё хорошую машину, чем платить огромные деньги за прохождение техосмотра. Почему пятитилетку можно купить за 30% стоимости, а уже десятитилетку всего за 3% и то при условии нормального состояния? И ведь никто не бастует против таких цен на техосмотры для устаревших машин. Все понимают, что такая политика государства обеспечивает его процветание. А почему у нас всем наплевать на будущее нашего государства?
В.А. - Вопрос очень большой и во многом риторический. Начнём с того, что автопром в Японии стал развиваться не так давно – когда им запретили иметь полноценную армию. Возможно, надо выбирать: или-или. В СССР не было общедоступных качественных автомобилей в достаточном количестве, зато была армия. В послевоенной Японии – наоборот. Редкое государство может позволить себе и то, и другое.
А зачем японцам бастовать против ТО, если они могут себе позволить новую японскую машину? А вот мы – не можем. Вы хотите сказать, что если эту практику ввести у нас, то и у нас начнётся процветание? Ну, давайте попробуем. Мне почему-то кажется, что будет ещё хуже. Куда мы будем сбагривать свой «хлам»? И на что люди будут покупать новые машины?
ГОСТЬ 25: - Василий Олегович! Вот меня занимает другой вопрос - во Владивостоке 700 тысяч жителей. Отбросим стариков и младенцев. Получим цифру в 450 тысяч человек. Как вы думаете, а почему, если запрет на правый руль коснулся каждого из них, на акции протеста (и на ту, когда перекрыли гострассу, и на ту, что разогнал "Зубр") вышли не более полутора тысяч человек?
P.S. Вась, это Александр Мальцев, я сейчас здесь на северах тружусь. Привет тебе, дорогой
В.А. - Саша, здорово! Рад тебя слышать. Мы тебя тут вспоминаем! На твой вопрос окончательного ответа я не знаю. Но, на мой взгляд, полторы тысячи – это по нынешним меркам очень даже прилично. Никто и не ждёт, что на улицы выйдут все. Активные всегда в меньшинстве, это, наверное, нормально. На последних наших акциях, кстати, людей было ещё меньше, чем годом раньше. Ну и что. Удачи на северах, Константиныч!
ЛИЛУ: - Как часто вы, Василий, бываете в европейской части нашей страны? Нет ли желания написать книгу "Левый руль" для тех, кто живет на Дальнем Востоке?
Вот начало книги у вас такое романтичное, в книге проскакивает несколько волнующих моментов. А вы сам романтик? Были ли какие-нибудь случаи (несомненно, связанные с автомобилем), которые вас волнуют до сих пор, вспоминаются почти каждый день?
В.А. - Лилу, спасибо за тёплые слова. На западе, в смысле в Москве, в последнее время бываю… ну, скажем, раз-два в год. И это нетипично: большинство моих знакомых на западе не бывают вообще никогда.
Написать «Левый руль» желания нет. Тем более что мы-то тоже ездили на левом руле – раньше, так что никакого откровения в этом для нас нет. Не совсем понимаю, о чём тут можно писать. Хотя, если кто-то другой возбудится и напишет, - почитаю с интересом.
Иногда – романтик, иногда – жуткий циник. Автомобиль, конечно, присутствует в жизни и голове. Что-то из того, о чём вы спрашиваете, вошло в книжку, очень многое осталось за кадром. Это ежедневный процесс, что-то происходит каждый день, автомобилисты, для которых машина – как живое существо, понимают, о чём я. Хотя есть много вещей гораздо важнее, чем машины.
BUZOTER: -Василий, как дальневосточники отнеслись к тому, что федеральная власть для разгона митинга во Владивостоке прислала ОМОН из других регионов?
В.А. - Негативно. А как ещё к этому можно относиться? Хотя, может, это было даже полезно. В Москве, к примеру, различных демонстрантов бьют уже много лет. А мы оставались небитым городом. У кого-то ещё сохранялись наивные демократические иллюзии. Так что десант милицейского спецподразделения "Зубр" из подмосковного Щёлково оказал мощный отрезвляющий эффект - отрезвляющий не в том смысле, что мы успокоились, а в том, что мы чётко усвоили, как власть относится к гражданам. То, что нас не убивает, делает нас сильнее.
|