ГОСТЬ: - Что приводит в литературу: страсть, боль, щедрость и богатство своего внутреннего мира, жажда славы, желание изменить весь мир или это болезнь?
О.С.: - Генетическая программа. Просто человек не может жить, если он не пишет. Если он находит время для писательства, то у него в жизни может получаться и что-то еще: работа, заработок. Если же писать невозможно, жизнь заела, то и все остальное будет у него падать из рук. Ни в чем не выйдет толка. В сущности, человек, родившийся писателем, лишен выбора.
КОНСТАНТИН: - Расскажите о Вашей поездке по Японии. Что Вас особенно удивило?
О.С.: - В маленьком русско-японском словарике, которым снабдила меня принимающая сторона, наряду со словами «добрый день» и «сколько стоит», было слово «пожар». Видимо, это уже неистребимая генетическая память японцев. Во время Второй мировой от американских бомбардировок старый деревянный Токио выгорел дотла. Сегодняшний Токио – целиком новый город, расположенный в XXI веке. Уровень компьютерных технологий поражает. Сейчас японцы делают новый суперкомпьютер, такой электронный Нострадамус, который сможет предсказать основные события на сто лет вперед.
НЕКТО: - Ольга, здравствуйте! вопрос может странный... но... какие у Вас отношения с Богом?
О.С.: - Я знаю, что Он есть. Не могу доказать, могу лишь свидетельствовать. Литература только человеческими силами невозможна. Всякий талантливый писатель делает то, чего нет и не может быть. Когда автор берется за написание романа – появление романа ничем не гарантировано, как, например, более-менее гарантировано появление из станка выточенной детали. Иногда ощущение диктовки сверху бывает настолько явственно, что кажется – даже мой кот Его слышит. Как человек православный, я осознаю опасность, что диктовать может не только Он, но и Его оппонент. Но я верю, что это Он, потому что верю Ему и верю в Него.
ГОСТЬ 18: - Ольга Александровна, если бы вас пригласили на встречу с президентом, что бы вы ему рассказали, о чем попросили?
О.С.: - Я бы рассказала о том, что народ у нас отделен от государства. Я бы посочувствовала президенту. В сложившемся у нас положении дел винят – и справедливо – власть. Но есть и обратная сторона медали. Рядовой россиянин – при том, что его грабили, унижали, прессовали – сейчас решительно не желает брать на себя ответственность за страну. Вообще не считает себя ответственным хоть за что-то. Ведет себя как подросток. Что собой представляет комната подростка, известно всем родителям: все разбросано, везде мусор, и пусть мама приберет. Примерно то же и в стране. Когда к нам пришел рынок, высокие умы надеялись, что в условиях конкуренции люди научатся работать. Вышло ровно наоборот: разучились совсем. Я бы сказала президенту, что положение еще хуже, чем он, возможно, себе представляет. Я бы посоветовала ему делать ставку на самых молодых и самых талантливых. Эти еще могут стать взрослыми. А просить президента я не стала бы ни о чем.
ГОСТЬ 17: - Были ли вы у нас когда-нибудь на Русском Севере и с какими ассоциациями он у вас связан?
О.С.: - Я была в Вологде, а еще в городе Кириллов, где знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь. Меня поразило, что старые деревянные постройки – они на Русском Севере серебряные. И удивительные озера. И глаза местных жителей: они светлые, и цвет их зависит от цвета неба гораздо больше, чем это обычно бывает. Жаль, что я пока не добралась до наших северных морей. Очень хочется там побывать.
СВЕТЛАНА: - Каким вы представляете себе 2017 год, и чем он будет похож на описанный в вашем романе?
О.С.: - Я уверена, что столетие Октябрьского переворота вызовет в России дискуссии, политические акции, шоу и беспорядки. Этот год мне видится испещренным красным пунктиром: никто, я думаю, не сомневается, что на улицах прибавится красных знамен. В этом смысле реальный 2017-й будет похож на описанный в романе. Я искренне надеюсь, что до римейка революции дело не дойдет. В любом случае этот год станет для нас критическим, с нами будут все сто лет, прожитые Россией в качестве зоны особого режима. Сумеем ли мы перетерпеть, что на многие вопросы, поставленные сто лет назад, все еще нет ответа? Не знаю.
СЕРГЕЙ: - Здравствуйте, современный писатель может обойтись без политики, или он с ней одно целое?
О.С.: - Политика для писателя такой же предмет изображения, как семейный раздор или закат над заливом. Это материал, сырье. Даже если писатель по каким-то причинам (ничто человеческое ему не чуждо) захочет написать роман «в пользу» той или иной партии, то проза либо не получится, либо возьмет свое вопреки намерениям автора. Другое дело, что политика – сырье богатое, с большим потенциалом художественных возможностей. Если жизнь вокруг политизирована, то и писатель не может не касаться политики, иначе он соврет. Но вообще семейная сага – жанр ничуть не худший, чем политический триллер.
РОМАН: 1. Ольга, на ваш вкус, у кого из современных писателей самый лучший русский язык - богатый, выразительный, очень разнообразный, стилистически безупречный и др.? А лучше, если это возможно, дайте Вашу пятерку лучших российских авторов - в этом отношении?
О.С.: - Языковые писатели: Эсар Эппель, Александр Иличевский, Владислав Отрошенко. Вот, пожалуй, все. Кто-то из блоггеров, не помню, кто, назвал таких авторов, меня прежде всего, «новыми цветными» или «новыми цветастыми», точно не помню. Большинству сегодня непонятно, зачем метафора. При этом хорошим стилистом можно быть и в пределах простого, ясного языка. Назову Александра Кабакова, Захара Прилепина, Алексея Слаповского.
2. Что Вы понимаете под выражением "этот автор - хороший стилист". Важно ли сегодня быть "хорошим стилистом" или достаточно стать "писателем идей", какими, на мой взгляд, являются В. Пелевин, В. Сорокин, Дм. Быков?
О.С.: - Хороший стилист – это в идеале тот писатель, у которого языковая образность расширяет понимание сюжета, характеров, истории. Язык сам по себе – огромный информационный ресурс, в языке содержится знание, до которого писатель добирается, когда пишет. Но и читатель должен уметь это знание воспринять. Таких читателей мало, становится все меньше. Поэтому «уровень идей» кажется достаточным и даже более выигрышным. Хотя – не думаю, что какой-нибудь автор сознательно остается только на этом уровне, придерживает себя за руку. Автор может то, что он может. Не могу себе представить, что кто-то из перечисленных Вами писателей давит метафору, если она вдруг выскочит. Наоборот, это счастье и кайф. И гордость собой.
FFANAT: - По опросу ВЦИОМ этого года 35% россиян вообще не читают книги. В чем Вы видите причины превращения самой читающей нации в общество без литературы, а значит в общество без нравственного очищения?
О.С.: - Причина в глубокой депрессии общества. Мы двадцать лет переживаем стресс за стрессом: уберечься нельзя, предвидеть нельзя, подстраховаться не получается. От человека, который подвергнут очередному дефолту или кризису, ничего не зависит. Люди перестали верить в свое настоящее и будущее. Значит, перестали строить собственную личность. Махнули на себя рукой. Серьезную книгу читают, чтобы стать образованнее, умнее, повысить свой интеллектуальный статус. А зачем повышать, если всем памятен афоризм: если ты такой умный, почему ты такой бедный?
НЕРАВНОДУШНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ: - Как вы считаете, нужны ли библиотеки современному обществу?
О.С.: - Очень нужны! Вы посмотрите, какими дорогими стали книги. Когда я на полке книжного магазина вижу свой роман и вижу ценник с обратной стороны, мне становится стыдно. В библиотеках книги доступны. Другое дело, что все больше значения будут приобретать электронные библиотеки. А библиотеки традиционные, вероятно, будут эволюционировать и превратятся в многопрофильные культурные центры.
|