"Самоуправлять Россией мы не можем и не хотим". Грядет реформа муниципальной власти: хорошо это или плохо?
Политика: 17.12.2021 14:34 Просмотров: 18204 |
Накануне в Госдуму внесен законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он, в том числе предполагает, что руководители регионов будут наделены полномочиями вынести предупреждение, сделать выговор или досрочно прекратить полномочия глав муниципальных образований. Делается еще один шаг в сторону усиления вертикали власти.
Предусматривается постепенный переход к новой системе: основную часть закона предложено ввести в действие с 1 января 2023 года, а отдельные вопросы до 1 января 2028 года.
Этот законопроект сегодня в соцсети прокомментировал северодвиснкий градоначальник Игорь Скубенко, который отметил, что "законопроект значительно снижает противоречия между регионами и муниципалитетами, гасит конфликты, сближает статус руководителей разных уровней".
По его словам, "возрастает и ответственность должностных лиц: например, главы муниципального образования перед главой региона.
Законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач"
- Считаю, что изменения в законодательстве о местном самоуправлении давно назрели, в последние годы уже фактически размылись границы ответственности разных уровней власти. Мы вместе реализуем национальные проекты, получая поддержку из федерального и регионального бюджетов на исполнение муниципальных полномочий. Сегодня общение с региональными министрами происходит в ежедневном режиме, они фактически в одной связке с муниципальными командами решают проблемы, возникающие на местах, - написал Скубенко, отметив, что "новый закон о местном самоуправлении, безусловно, необходим".
Председатель соловецкого Совета депутатов, уроженец Северодвинска Евгений Тютюков не так оптимистичен. На своей странице в соцсети отметил, что "видимо, самоуправлять Россией мы не можем и не хотим (многие и не умеют), нам нужно признать это".
По словам Тютюкова, "попытка выстроить самостоятельную эффективную систему органов местного самоуправления последние двадцать лет в стране провалилась, - на места дали полномочия, но не дали денег, да и квалифицированные кадры не выросли в необходимом количестве. Сейчас мы будем перестраиваться - усиливать вертикаль, с практически персональной ответственностью руководителей на местах, проводить очередные реформы... Движение в неоднозначном направлении, которое пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Но, безусловно, поиск новой модели организации публичной власти просто необходим. Слабость и нежизнеспособность существующей системы очевидна".
БК попросило политика прокомментировать эти слова:
- Через это прошел и понимаю, о чем идет речь. По специальности я – юрист, государственно-правовой специализации, с опытом работы в исполнительных органах государственной власти, Заксобрании региона, а в свое время (2005-2009) занимался партийным строительством и деятельностью регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления. Затем опыт руководства Соловками.
Если объяснить проще, то наша Конституция определяет, что местное самоуправление – самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Для этого населению на территории дано право самому формировать свои органы управления. Опять же, по Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти.
- Вы отметили, что муниципальные образования получили полномочия, но они не были подкреплены финансами…
- Действительно, 131-й Федеральный закон дал муниципальным образованиям очень объемный спектр полномочий. И самым простым аргументом об уязвимости существующей системы организации публичной власти на местах всегда являлось недостаточное финансовое обеспечение этих полномочий – об этом вам любой глава муниципалитета скажет, любой сельский депутат.
Но дело не только в деньгах. В свое время, при создании существующей системы мы «надробили» тысячи муниципальных образований. Появились вакантные места тысяч глав муниципалитетов, десятки тысяч депутатских мандатов. Я помню время, когда «Единая Россия» буквально «наскребала по сусекам» кандидатов на замещение этих мандатов (что уж говорить о других политических партиях!), при этом отсутствовала отлаженная система подготовки таких кадров. По себе скажу – быть муниципальным депутатом непросто, работать главой – в сто раз сложнее. Для подготовки таких специалистов, управленцев нужна целая система их обучения и продвижения.
- То есть все упирается в кадровый голод?
- Для того, чтобы сформировать профессиональную кадровую основу такой системы нужно не одно десятилетие. И ведь от уровня подготовки и опыта конкретного главы и депутата зависит, фактически, очень многое!
- И что же сейчас произойдет с муниципальной властью?
- Некоторые политологи пишут: реформами мы разрушаем систему. Я же утверждаю, что сегодня региональной власти приходиться в ежедневном режиме вмешиваться в деятельность ОМСУ - без такого вмешательства в большинстве муниципалитетов наступит полный коллапс, не только на уровне сельских поселений, но и самих районов и городских округов. Происходит, своего рода, имитация самоуправления. Симулякр.
Скажите - у нас вопросами переправы, благоустройства и так далее, разве должен губернатор заниматься? По факту же происходит именно так. Без поддержки региона ни один муниципалитет в Поморье, даже если он профицитный, не способен эффективно решать свои проблемы и, тем более, развиваться.
Что происходит сегодня? Мы укрупняем муниципалитеты, объединяем поселения, создаем муниципальные округа. Прямые выборы глав заменила сложная конкурсная процедура и последующее избрание депутатами. Это не только меры управленческого характера по созданию более четкой вертикали власти, это, в том числе, – ликвидация тотального дефицита кадров, гарантия того, что в руководство муниципалитетами не пролезут безграмотные популисты, да и просто люди, находящиеся, или потенциально способные на конфликт с руководством региона.
- Получается, что реформа назрела и необходима?
- Сегодня руководство страны напрямую и косвенно заявляет о личной ответственности первых лиц субъектов за целый ряд вопросов местного значения. Так почему главу субъекта лишают права требовать такой же личной ответственности от глав органов местного самоуправления?
Далеко не первый год и на федеральном уровне, и на местах, звучат призывы к тому, что всю эту систему надо менять, предлагаются разные идеи.
Это назрело. Нужен поиск новой эффективной модели публичной власти именно с точки зрения реформирования местного самоуправления, хоть в каком-то виде. Может быть, идеального решения сегодня нет. Может быть, оно появится завтра. Поэтому, как бы настороженно не относились к этому, не приветствовать движение в данном направлении, я не могу, - отметил Евгений Тютюков.
Комментарии
А не ломать существующую систему и не позволять гражданам выбирать своего голову?
Полномочия = деньги, следовательно добавьте денег, а именно оставьте часть налогов в субъекте - муниципалитете и возможно мы увидим совершенно другое самоуправление да и город расцветёт
RSS лента комментариев этой записи