Установи виджет "БК" в свой Яндекс        Мобильная версия сайта

Общество: 21.08.2019 18:07 Просмотров: 2280

Специалисты из Архангельска составили костяк международной исследовательской группы, работавшей в Мьянме в 2018 году по международному проекту «Последний затерянный мир: ранее неизвестные центры эволюции пресноводных моллюсков в Юго-Восточной Азии». В результате открыты четыре вида и четыре подвида моллюсков, ранее неизвестных науке.

" data-title="Архангельские учёные в ходе работ в тропической Азии открыли новые виды моллюсков">

Как сообщает Федеральный центр комплексных исследований Арктики Российской академии наук, учёные ФИЦКИА с коллегами из САФУ работают по совместному проекту с международной природоохранной организацией «Фауна и флора интернейшнл» (FFI, Великобритания) в качестве экспертов по биоразнообразию речных систем Юго-Восточной Азии (реки Иравади, Ситаун, Салуина, Меконг, Чао-Прайи, система Ганг-Брахмапутра). В целом в проект вовлечена большая исследовательская группа, в состав которой также входят сотрудники Университета Порто (Португалия), Государственного музея естественных наук Северной Каролины (США) и Университета Хпа-Ан (Мьянма). Проект, направленный на исследования таксономического разнообразия пресноводных моллюсков в Мьянме, поддержали Министерство науки и высшего образования РФ и Национальное географическое общество (США).

Как отметил член исследовательской группы FFI Зо Ланн (Мьянма), учёные пошли «по стопам первопроходцев и искателей приключений времён Британской Империи», взяв на вооружение передовые генетические научные методы. Работая в Мьянме, учёные обнаружили четыре новых вида и четыре новых подвида пресноводных моллюсков в бассейнах рек Иравади, Ситаун, Хаунгдарау и Давей. Исследователи считают, что эти моллюски находились здесь в изоляции и эволюционировали в течение десятков миллионов лет.

Популяции восьми впервые описанных пресноводных раковин малочисленны. Как убедились современные исследователи, открытые виды обитают в небольших бассейнах рек, плотность их популяции низкая – одна-две раковины на квадратный метр. Следует отметить, что сельское население Мьянмы ничуть не задумывалось о неизвестных науке видах пресноводных моллюсков, традиционно и с аппетитом употребляя их в пищу, а толчёные раковины - в качестве антисептика при лечении домашних животных.
Как отмечает в своём релизе архангельский ФИЦКИА Российской академии наук, данные об открытии уже опубликованы в авторитетном международном научном журнале Scientific Reports (издательская группа Nature).