Мнения: Просмотров: 4441

 


Авторская колонка Ксении Старожиловой.
Дети честнее. Им нам врать смысла нет. Говорить с ними о травле и можно, и нужно.

Была на днях у своих родителей, и мне попал в руки альбом со школьными фотографиями. Очень много снимков групповых: в школьном дворе, в классе, в походе. Лица открытые, добрые.
Не помню, чтобы когда-то кого-то травили. Подшучивали - да, было дело. Но беззлобно, под настроение.
Знаю, конечно, «Чучело» Железникова. Но то скорее единичный случай, нежели тенденция.

А сегодня травля в школе - одна из самых актуальных проблем. Буллинг - негативный тренд.
Откуда вдруг? С чего?

Дети (от 11 до 16 лет) говорят, что некрасивый или просто неприятный человек будет подвержен травле. Почти неизбежно. К примеру, толстый с прыщами одноклассник, или девчонка с пятнами на лице из параллельного, или просто человек, который неряшливо одет и редко моется.

Найдёте время, прочитайте повесть Андрея Богословского «Верочка».
Лучше с ребёнком.
Чтобы иллюзий не было, прочитайте ему сначала один абзац. Первый, где описана девочка, со слов «новенькая». А ещё лучше намекните, что к нему в класс со следующей четверти эта новенькая и придёт. Известно только то, как она выглядит:

«…Невысокая, болезненно-рыхло-толстая, бледная-бледная, так что все жилки голубели под кожей. Лицо у нее было некрасивым, одутловатым, и с какими-то очень неприятными бородавками на щеках. Но самыми странными, необычными были у нее глаза: совершенно белые».

Говорят, видели: «Стояла она тихонько, дышала часто и коротко и как-то очень смешно сложила на груди толстые коротенькие ручки, соединив ладони, будто молилась. Вся фигура ее казалась расплывчатой, неопределенной, беззащитной».

Да-да, предложите Верочку в качестве одноклассницы. Порассуждайте о причинах её перевода в ваш класс. Узнайте смог бы ваш ребёнок подружиться с этой девочкой?
А потом дочитайте до конца. Вместе.
Повесть, к слову, 1982 года. И речь в ней о третьеклашках.
В девятом классе, когда в рамках профилактики буллинга мы анализировали текст Богословского, ребята были искренне уверены, что действие происходит сегодня и Вера их ровесница.
В самых старших классах не пробовала, там детям физически не до травли. Им вполне хватает подготовки к экзаменам, эмоционального давления от учителей, родителей, бабушек-дедушек и всех, проходящих мимо...

Я по-прежнему уверена, что школьную травлю на любом её этапе в силах прекратить классный руководитель. Или любой другой авторитетный для класса учитель. Репутацию ученика тоже формирует взрослый. И публичная похвала, публичное признание достоинств, знаний, умений ребёнка гораздо действеннее работы пяти психологов вместе взятых.
Ну и наоборот: ехидное замечание способно стать спусковым крючком, триггером, запустить механизм травли.

Профилактика же нужна для того, чтобы дети умели обращаться за помощью. Чтобы повзрослев, этот навык не потеряли!
И просить, и помогать - одинаково важно.

Иначе, выходит, не становимся терпимее, мудрее? Время идёт, а мы всё прежние.
Выходит, только мода такая: лайкни инвалида, поддержи комментарием страдающего, рыдающего, раненного, больного - не такого как мы сейчас - и получи +1 к карме. Или к чему там «+»?

Не потому ли и дети наши добрее друг к другу от года к году не становятся?

 

КСЕНИЯ СТАРОЖИЛОВА