Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский выступил на пленарном заседании «Арктика-2050: будущее начинается сегодня» - Беломорканал Северодвинск tv29.ru

18+

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский выступил на пленарном заседании «Арктика-2050: будущее начинается сегодня»

Категория: Общество
Создано: 09.12.2025 15:25
Просмотров: 1631

Он рассказал о ключевых вызовах, с которыми сталкиваются органы власти и бизнес при реализации проектов по развитию Арктики.

Глава региона начал свое выступление с темы пространственного развития территорий. Арктическая зона – это огромные пространства с низкой плотностью населения, очень неоднородным состоянием экономики, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Активные процессы урбанизации приводят к постепенному «вымыванию» населения из сельских и малых населенных пунктов и его концентрации в крупных агломерациях. В результате усиливается неравномерность развития территории.

– Механизмом реагирования на эти вызовы стала концепция развития опорных населенных пунктов, в реализацию которой мы все сегодня вовлечены, – отметил Александр Цыбульский. – Этот подход закреплен в новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации. И формально подходы к определению опорного пункта одинаковы для всей страны, но Арктика не может жить по инерции «средней температуры по больнице». Когда на Арктику примеряют усредненные подходы, это всё равно что примерять на нее костюм, сшитый по чужой мерке.

Концепция опорных населенных пунктов сегодня уже сталкивается с рядом противоречий. Главное из них – отсутствие четкой экономической логики в формировании перечней опорных пунктов и программ их развития. По мнению Александра Цыбульского, важно зафиксировать экономическую модель развития каждого опорного населённого пункта, в которой должно быть учтено, какие инвестиции требуются и в какой срок они окупятся, какие дополнительные налоговые поступления создаст развитие инфраструктуры, а также какой будет мультипликативный эффект для соседних территорий.

– Первый шаг в этом направлении уже сделан – определены ключевые арктические агломерации и разработаны мастер-планы этих территорий. Необходимо двигаться дальше и распространить эту практику на все опорные населенные пункты регионов Арктической зоны. Если этот механизм заработает, можно будет перейти от модели «сжатия территорий» к модели «распределенного роста», когда от развития крупных центров выигрывают и малые населенные пункты, – отметил Александр Цыбульский. – При таком подходе мы можем соблюсти баланс между объективным вектором урбанизации и задачей сохранения устойчивого присутствия на всей территории Арктики. Арктика 2050 года должна быть не цепочкой отдельных «суперполюсов роста», а сетью устойчивых точек жизни и развития.

Как руководитель комиссии Госсовета РФ «Международная кооперация и экспорт», Александр Цыбульский также затронул тему развития Трансарктического транспортного коридора, который крайне важен для международной кооперации и экспорта.

По его словам, сегодня сложился уникальный момент, когда интерес со стороны международных партнеров и уже отработанная логистика позволяют превратить Трансарктический транспортный коридор в полноправную международную транспортную артерию, способную конкурировать с Суэцким каналом.

– Это даже не альтернатива, а новый полюс мировой логистики, наш ответ на вызовы глобальной геоэкономики. Мы уже видим серьезный интерес к кооперации по этому направлению со стороны партнеров из дружественных стран. Хороший пример – реализация мультимодального проекта «Арктический экспресс №1», соединяющего Москву и Архангельск с Китаем единой логистикой по железной дороге и Северному морскому пути, – отметил Александр Цыбульский.

Продолжая тему экспорта и логистики, глава региона отдельно остановился на создании бондовых зон вблизи арктических портов. Такие склады, работающие по принципу отсрочки таможенных платежей, могут стать катализатором развития логистики и трансграничной торговли, позволят компаниям оптимизировать финансовые потоки и более гибко управлять товарными запасами.

– Архангельская область благодаря своему географическому положению является идеальной площадкой для реализации такого пилотного проекта. Мы планируем продолжать работу по этому направлению во взаимодействии с Минпромторгом России и Федеральной таможенной службой, – сказал Александр Цыбульский.

Перспективы развития Трансарктического транспортного коридора также неразрывно связаны с созданием новых современных высокотехнологичных глубоководных портовых мощностей, дефицит которых очевиден. В этой связи актуальность проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск только возрастает. Региональное правительство планомерно продвигается в его реализации: актуализирована грузовая база, совместно с партнерами подготовлена инвестиционная декларация, ведется взаимодействие с ВЭБ.РФ по структурированию проекта, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области.

Комментарии   

Roman Kapustin
#5 Roman Kapustin (c нами с 06.03.2015)10.12.2025 12:48
Цитирую Billy:
я так понимаю, следующий пленум будет "Арктика-2100"?

Хоть каждый год можно пленумы проводить.
Слышали всё. Рывки, прорывы, опережающее развитие и т.д.
Сообщить модератору
Billy
+1 #4 Billy (c нами с 03.04.2017)09.12.2025 19:08
я так понимаю, следующий пленум будет "Арктика-2100"?
Сообщить модератору
Лиса
#3 Лиса (c нами с 18.10.2021)09.12.2025 18:54
Цитирую Vavanzo:
Вообще непонятно кому это все он рассказывает и с какой целью.

Не нам с вами. Этот "инновационный" треп для путина, думаю. Скорее всего надоело уже у нас сидеть.
P. S. NB574 - мое вам почтение. :)
Сообщить модератору
Vavanzo
+2 #2 Vavanzo (c нами очень давно)09.12.2025 18:00
Вообще непонятно кому это все он рассказывает и с какой целью. Даже все собравшиеся пришли просто потусить. Да и сам Цыбульский по окончании доклада забыл о чем он. Пожалуй даже и не знал. Лучше бы рассказал как так получается, что официальная инфляция 7%, а ЖКХ 15. Транспорт 20. Сметана вот была по 83, а сейчас уже 107. Хлеб в начале года был по 50. Сейчас 60. Филе куриное было 400. Сейчас 500. Треска Филе 800. Сейчас 1300. Кроссовки NB574 пришлось за 14К покупать. Про бензин и автосервис молчу вообще. Интернет уже четыре раза за год дорожал. На какой черт мне эти опорные населенные пункты?
Сообщить модератору
Лиса
+1 #1 Лиса (c нами с 18.10.2021)09.12.2025 16:16
Жаль, что нет форума, где жители могли бы рассказать, с какими вызовами сталкиваются жители Архангельской области. Вот я так за себя скажу:
- я сталкиваюсь с бессмысленностью власти, которая свою тотальную неэффективность (рост доходов области ниже инфляции) прикрывает болтовней пустопорожней в стиле Нью-Васюков.
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.