«Давайте о чести вспомним!» Дом Пикуля в Северодвинске: сохраним или разрушим? - Беломорканал Северодвинск tv29.ru

18+

«Давайте о чести вспомним!» Дом Пикуля в Северодвинске: сохраним или разрушим?

Категория: Общество
Создано: 24.04.2024 17:13
Просмотров: 2828

Сегодня «Беломорканал» и инициативный житель Северодвинска Константин Вячеславович Тарабычин побывали возле Дома Пикуля на ул. Индустриальной,36. Осмотрели здание и поговорили о его судьбе, которая будет обсуждаться на сессии депутатов горсовета 25 апреля. Почему, несмотря ни на какие финансовые вложения, надо сохранить Дом? Приватизация – зло или выход?


Отметим, что действующий арендатор ООО «Пикуль Отель» обратился к властям с просьбой включить Дом Пикуля в Прогнозный план приватизации муниципального имущества. Директор ООО – Андрей Громанов, в аренду на 49 лет Дом был взят в 2021 году. С тех пор, помимо появившегося забора, никаких действий предприятием по сохранению, реставрации объекта культурного наследия не предпринималось. Состояние дома всё плачевнее. Денег у ООО нет.


Только общими усилиями Администрации Северодвинска, депутатов, краеведов, историков, предпринимателей, инициативных горожан можно найти выход из сложившейся ситуации и спасти Дом Пикуля для будущих поколений. Есть масса вариантов, как найти денежные средства, было бы желание. Об этом поговорили с жителем Северодвинска Константином Вячеславовичем Тарабычиным, который отметил что «сохраняя Дом, мы сохраняем память, сохраняя память, мы сохраняем Родину».


Дом Пикуля, действительно, уникален с точки зрения архитектуры, «старый» Северодвинск уходит в небытие. Дом мог бы стать единственным в России музеем Пикуля, огромные архивы готова передать супруга писателя Антонина Ильинична Пикуль, проживающая в Риге.


О судьбе Дома и обеспокоенности северодвинцев – в видео сюжете.

 


На видео: Константин Вячеславович Тарабычин, житель Северодвинска

Уже завтра депутаты горсовета Северодвинска будут решать вопрос о возможной приватизации объекта. «Беломорканал» расскажет о решении.


Также полностью публикуем открытое письмо депутатам «Единой России» Северодвинска, написанное видным общественным деятелем Архангельской области, историком, краеведом Виталием Ивановичем Пятницким.


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДЕПУТАТАМ «ЕР» СЕВЕРОДВИНСКА

Уважаемые депутаты от партии «Единая Россия», входящие в городской Совет депутатов! 25 апреля вам предстоит принять важное решение, связанное с судьбой нашего общего историко-культурного наследия – Дома Пикуля. Это своего рода проверка, которая покажет, что значит для вас имя писателя, своим творчеством прославившего на весь мир историю нашей великой страны и нашего флота.

Осенью 2023 года Президент России лично присутствовал во Владивостоке на церемонии присвоения имени В.С. Пикуля одному из новых кораблей - арктическому танкеру ледового класса. Это ещё раз подчёркивает, как важно сохранять память о людях, которые внесли большой вклад в историю и культуру России! Творческое наследие Валентина Пикуля велико - 21 академический том!

В то время, как глава государства таким образом отдаёт дань уважения великому писателю, в городе корабелов проявляют преступное пренебрежение к месту, связанному с биографией этого литератора, - Дому Пикуля. Игнорируя его значимость, власти сначала планируют его снос, потом передают арендатору, за несколько лет доведшему памятник до плачевного состояния. А теперь собираются отдать в частные руки.

Если сейчас вы проголосуете за приватизацию Дома Пикуля – вы проголосуете за его уничтожение и проявите огромное неуважение к великому человеку, прославившему в своих книгах историю нашей страны.

Задумайтесь - этот дом бесценен! В нём мог бы разместиться единственный в России музей Валентина Пикуля. Проживающая в Риге вдова писателя, Антонина Ильинична Пикуль, очень хотела бы, чтобы этот дом сохранили и сделали музеем. Она чуть ли не полчаса перечисляла мне, что готова передать для такого музея. Антонина Ильинична сохранила уникальный архив Пикуля. К нему проявляли интерес представители Великобритании, готовые открыть музей, посвящённый автору, писавшему о конвоях ленд-лиза. Ведь очень много английских моряков погибло, добираясь до нашего города и Архангельска в конвоях. Интересовались архивом и американцы, предлагали за него большие деньги.

Да вы просто не читали В.С. Пикуля! В Доме-музее ожили бы его герои. Прочтите его «Баязет», где ярко показаны трагедия и подвиг русских воинов. Или «Исторические миниатюры», где на 5 - 7 листах открываются судьбы удивительных, но забытых людей России. Например, нашего земляка из Архангельска М.К. Сидорова, предпринимателя, купца, мецената, общественного деятеля.

Такой дом-музей – память не только о Пикуле, но и о строительстве завода и города. Об этом должны знать ваши внуки и правнуки. Дом Пикуля – ещё и свидетель сурового военного времени, в этих стенах можно рассказывать о ленд-лизе и конвоях, привозивших грузы в Молотовск. Знаете ли вы про конвой PQ-17, которому посвящена одна из известнейших книг Пикуля? Из 34 кораблей со стратегическим грузом до нас дошло лишь 11.

В 2021 году Северодвинск получил звание «Город трудовой доблести» за трудовой подвиг горожан в годы Великой Отечественной войны. Эту славную веху нашей истории тоже можно было бы представлять в Доме Пикуля.

Вот лишь два эпизода из жизни военного Молотовска.

…Декабрь 1942 года, серьезно повреждён ледокол «Иосиф Сталин». Его доставили в Молотовск на ремонт. Это была самая суровая зима. Морозы до -30 и ниже. Порта ещё не было, ледокол стоял на рейде. Рабочие, ваши деды, холодные, голодные шли до него 6 - 7 километров по льду моря, смена была 12 часов... Несмотря ни на что, справились - через полтора месяца ледокол вышел в море.

… Город разморожен. Мужчин не хватает. Женщин вывозят на берег моря, где лежат промёрзшие деревья, брёвна, и они вручную пилят и перетаскивают дрова….

Таких эпизодов множество, и о них должны знать наши потомки. Разве не достойны все эти темы хотя бы небольшого отдельного музея? И где ему быть, как не в Доме Пикуля, построенном в предвоенном 1940-м? Сам этот дом – воплощение нашей истории!

Могу со всей ответственностью сказать вам, что северодвинцы недостаточно знают свою историю. В 2016 году, когда я работал над проектом «Обратный конвой - дорога к миру», я полгода в автобусе спрашивал: «Вы знаете о северных конвоях, «Дервише?». Был поражён - только четыре человека ответили про конвои, и лишь один знал, что такое «Дервиш».

Почему вы должны прислушаться к моим словам? Я слишком много отдал этому городу, у меня есть на это моральное право. Я отвечал за культуру города в самые трудные для России годы, с 1990 по 1997, когда на предприятиях по полгода не выдавали зарплату, по 2 - 3 месяца задерживали пенсию. Многие из вас, занимающих сейчас депутатские кресла, были тогда детьми. Вы жалуетесь на нехватку бюджетных средств, чтобы отремонтировать Дом Пикуля. А я в 1990 году для вас, маленьких, поставил в парке колесо обозрения, через четыре года приобрёл аттракцион «Орбита» за 125 миллионов, ни копейки не взяв из бюджета города. Семь лет для вас устраивал на центральной площади перед ёлкой с середины декабря снежные горки, лабиринты… С большим трудом получил здание детского сада, отремонтировал и перевёл туда художественную школу. Улучшил условия для школы искусств на Яграх (она работала на первом этаже жилого дома).

При мне появились новые праздники, которые живут до сих пор. Я шесть лет приглашал к нам уличные театры Европы.

А что вы? Денег нет? Да их никогда нет на культуру! Но есть различные фонды, можно было бы обратиться к губернатору, московским депутатам, рассказать о проблеме. А что сделали вы? Куда вы обращались, где искали средства?

Мы стремительно теряем нашу историю, не задумываясь о будущем. Мы потеряли первый театр на Советской: собственник принял решение разрушить сохранившуюся сценическую коробку. В частные руки перешёл первый в городе кинотеатр «Родина» - в здании открыли магазин. А ведь я в 1990-е годы приложил много усилий, чтобы в закрытом кинотеатре создать Центр молодёжи и фонд культуры. Он бы и сейчас работал на пользу города.

И вот теперь вы, депутаты городского Совета, собираетесь голосовать за приватизацию Дома Пикуля. Я слишком болею за этот город и этот дом, чтобы молча за этим наблюдать. Я призываю вас принять верное решение, не передавать Дом Пикуля в частные руки, а приложить усилия к его сохранению и превращению в музей, который можно с гордостью передать будущим поколениям!

В. И. Пятницкий

Комментарии   

Rook81
#19 Rook81 (c нами с 18.07.2019)28.04.2024 14:07
Вдове из Риги пора переехать в Северодвинск, сладкоголосому сотоварищи организоваться и охранять развалины за с свой счёт. Все.
Сообщить модератору
Roman Kapustin
+1 #18 Roman Kapustin (c нами с 06.03.2015)26.04.2024 11:11
Ксения с баяном денег даст.
Сообщить модератору
dvikuso
#17 dvikuso (c нами очень давно)26.04.2024 01:36
Очень порадовало выступление жителя Северодвинска на видео и дало надежду, что у Северодвинска есть шанс сохранить историческую память если не для всей страны, то хотя бы для города!
Сообщить модератору
observer
+1 #16 observer (c нами очень давно)25.04.2024 20:12
Цитирую Обозреватель:
...А на здании повесить табличку, что в этом доме жил Пикуль, и перечилить все его литературные заслуги. ..


...минуточку! В этом доме жил школьник Валя Пикуль и в период проживания он НИЧЕГО не написал, разве что школьные домашние задания, никаких литературных заслуг у него не было...
Сообщить модератору
Billy
+2 #15 Billy (c нами с 03.04.2017)25.04.2024 19:47
да сгнил этот дом давно.
нет его.
и Пикуль тут притянут за уши.
люди, желающие сохранить историю, знают, что в городе есть дома с более богатой историей, которые еще можно спасти, но про них нигде ни слова.
всё сводится к "сохранению" пропавшей гнилушки, уже много лет.
высосанная из пальца тема, чтобы отвлечь внимание от реально возможной реставрации исторических зданий.

буря в стакане, чтобы ничего не делать
Сообщить модератору
Обозреватель
+2 #14 Обозреватель (c нами с 01.03.2024)25.04.2024 16:05
Предлагаю снести и построить на этом месте что нибудь значимое для города. А на здании повесить табличку, что в этом доме жил Пикуль, и перечилить все его литературные заслуги.
У нас чего местный бюджет профицитный? Денег некуда девать?
Сообщить модератору
steed
+1 #13 steed (c нами очень давно)25.04.2024 10:15
Цитирую Vavanzo:
Историческая застройка города под угрозой уничтожения. Этот дом нужно оставить как памятник. Вообще лучше бы сохранить целый квартал хотя бы из 10 домов. Город не может состоять только из многоэтажек, отделанных вентфасадом и пластиком
давно в старом городе был-то?снесено уж всё практически!!!
а так да-хоть этот бы сохранить.
Сообщить модератору
observer
#12 observer (c нами очень давно)25.04.2024 10:07
Цитирую Vavanzo:
... Город не может состоять только из многоэтажек, отделанных вентфасадом и пластиком


...разочарую. Оказывается может...
Сообщить модератору
Vavanzo
#11 Vavanzo (c нами очень давно)25.04.2024 09:56
Цитирую observer:
...цитата: "... его судьбе, которая будет обсуждаться на сессии депутатов горсовета 25 апреля..."

...вот уж воистину бездельникам заняться нечем. В городе же кругом порядок...

Историческая застройка города под угрозой уничтожения. Этот дом нужно оставить как памятник. Вообще лучше бы сохранить целый квартал хотя бы из 10 домов. Город не может состоять только из многоэтажек, отделанных вентфасадом и пластиком
Сообщить модератору
Суиватко
+2 #10 Суиватко (c нами очень давно)25.04.2024 09:50
Валечка Пикуль в этом домике три раза покакал и всё. Он жил там меньше года, когда учился в пятом классе. Почитайте его биографию. Зачем вель этот многолетний балаган? Не понятно.
Сообщить модератору
steed
+1 #9 steed (c нами очень давно)25.04.2024 00:05
вспышки на солнце не прошли бесследно для остатков серего вещества гражданина ссулевича.крышечку сорвало напрочь :lol:
Сообщить модератору
Зайцевич
+2 #8 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)24.04.2024 23:33
Оживились демагоги, испугались пикулята. Залили суть вопроса своим демагогическим поносом. Политика в ход пошла, Путина всуе поминают, цитируют... Мошенники!

Я за приватизацию, за то, чтобы спорный объект законным образом перешел в собственность честного, разумного человека, человека-Хозяина (ежели таковой сыщется), а не остался в ведении коллективного демагога-пустобреха, не радеющего за честь города и доведшего ситуацию до коллапса, до кризиса городской исполнительной власти, которая впадает в ступор при одном упоминании дома на Полярной 19.


ДЕПУТАТЫ ГОРСОВЕТА! БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! К ВАМ ОБРАЩАЮСЬ Я, ДРУЗЬЯ МОИ.
Голосуйте ЗА приватизацию! Сохраните остатки уважения электората к вашему высокому статусу. Не дайте в трату честь орденоносного Северодвинска. Иного вам история не простит.

А если вам нам нечего сказать, И вам ДОСТУПНО ВЕРОЛОМСТВО,
Века, века вас будет проклинать Больное позднее потомство! ( почти А.Блок)
Сообщить модератору
Galina-Krasnova-vkontakte
#7 Galina-Krasnova-vkontakte (c нами с 15.10.2014)24.04.2024 23:26
Вот как архитектурный объект этот дом мне лично всегда был интересен. И балкон в середине дома на 1 этаже и квартиры там мели удобное расположение. А вот насчёт музея Пикуля- вот что то не очень. Впрочем в городе молодёжи много вот пусть и решают. Интерес к нему возник в начале 80, имею в виду пикуля. выписывала журналы роман газета и там был большой выпуск этих журналов с произведениями Пикуля.Прочитала все. В общем то язык очень прост и читался легко. Да, очень много исторических событий как в царской России так и в дальнейшем во время ВОВ. Если сохранять то уже времени совсем немного - рассыплется, сгнил весь.
Виталия Ивановича уважаю и считаю что он прав.
Сообщить модератору
steed
+1 #6 steed (c нами очень давно)24.04.2024 22:56
Цитирую Зайцевич:
почему «великого писателя» нет в школьной программе? Ась?
в программе много кого нет.
набрось-ка лучше кто тебя вдохновляет ;-)
Сообщить модератору
89219032650
+1 #5 89219032650 (c нами с 04.09.2023)24.04.2024 22:18
Сколько у нас людей которые научились говорить правильные слова лозунги , при этом ничего не делают чтобы осуществить свою мечту? Только требовать от государства дай денег на мои желания , но государство не золотая рыбка!
Сообщить модератору
Зайцевич
+3 #4 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)24.04.2024 22:08
Забью последний гвоздь в крышку гроба этого псевдописателя вопросом – кто-нибудь из его апологетов согласен, чтобы Пикуля изучали в школе? Согласен, чтобы его ребенок, внук, сын читали Пикуля, напитывая себя жаргонизмами вместо нормального русского литературного языка, и многоточиями заместо мата, и затем смаковали всякое непотребство и пошлятину в исполнении исторических личностей (а окромя этого там ничего нет)? Да или нет?
Не задумывались, почему «великого писателя» нет в школьной программе? Ась?
Сообщить модератору
Irishik
+1 #3 Irishik (c нами очень давно)24.04.2024 21:57
Очень правильные слова о состоянии культуры в городе и об отношении к ней!
Сообщить модератору
Зайцевич
#2 Зайцевич (c нами с 10.07.2018)24.04.2024 21:55
Чойт я не соображу - как его собрались приватизировать? Он же памятник!! Законом охраняется. Не хрущевка какая-нить...
Так у нас и Ломоносова умыкнут, мы и не заметим.
Сообщить модератору
observer
+1 #1 observer (c нами очень давно)24.04.2024 17:24
...цитата: "... его судьбе, которая будет обсуждаться на сессии депутатов горсовета 25 апреля..."

...вот уж воистину бездельникам заняться нечем. В городе же кругом порядок...
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.