18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация В f

Народные новости


28.10.2013 13:05

Северодвинского Макеева в ЦРУ зазывали «Уральским драконом»


Имя отца отечественной космической отрасли Сергея Павловича Королева известно всем еще со времен СССР. А вот имена его учеников, военных ракетных конструкторов, долгое время держались в строжайшем секрете. В ЦРУ называли Виктора Петровича Макеева "Уральским драконом", не зная его реальной, жутко засекреченной фамилии. Он родился и ушел из жизни в один и тот же календарный день, 25 октября. За 61 год он успел пройти через три эпохи морского ракетостроения. Три поколения российского морского баллистического ракетного оружия для построенных в Северодвинске подлодок разработаны при его непосредственном участии и руководстве. До сих пор на основе разработок Макеева и его конструкторского бюро существует морская составляющая ядерной триады России. Именно генерального конструктора Виктора Макеева по праву считают создателем научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России. Его титулам и наградам в свое время мог бы позавидовать любой советский государственный деятель. Доктор технических наук, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий. Был Депутатом Совета Национальностей Верховного Совета четырех созывов подряд — между прочим, от горной, абсолютно не морской Таджикской ССР. Ирония советской судьбы… Талантливый парень мог бы стать и авиационным конструктором, а не ракетным. Если бы не Сергей Королев, который в отличие от других главных конструкторов сам лично подбирал кадры и ревниво следил за судьбой каждого, кого выбирал для своего дела. Он все-таки убедил Макеева пойти в ракетчики… Кстати, свой институтский диплом Виктор Макеев писал по тематике конструктора Вернера фон Брауна, создателя фашистских ракет ФАУ, после войны помогавшего американцам. И уже через несколько лет разработки Макеева превзошли ракеты знаменитого немца… Лично знавшие его люди рассказывали, что характер Макеева был в чем-то сродни характеру Королева. Та же жесткость и требовательность, природный юмор и полнейшая самоотдача в работе. Макеев был достаточно общительный, простой и очень приветливый человек. Другое дело, что к общению с ним допускали лишь людей проверенных, прошедших фильтры КГБ. Северодвинский корабел, автор многочисленных публикаций о ракетной технике Леонид Бородихин, по долгу службы лично знавший Виктора Макеева, вспоминает в местной газете такой эпизод. Дело было на испытательном полигоне в Нёноксе под Северодвинском в начале 80-х. Перед первым пуском знаменитой, до сих не имеющей зарубежных аналогов ракеты Р-29Р, с наземного стенда, для отработки технологии погрузки ракеты в шахту подлодки, использовали весовой макет изделия. И вот при погрузке макет сорвался с 14-метровой высоты — стропальщики его плохо закрепили. Если бы это была настоящая ракета — в радиусе полукилометра ничего бы не осталось от взрыва топлива, даже если бы боевой заряд не взорвался. Время подгоняло, сроки испытаний были под угрозой срыва. И Макеев решил — грузить боевую ракету, снаряженную топливом. Погрузочную команду дрессировали день и ночь. Но матросик-крановщик, запуганный начальством, боялся работать — даже руки дрожали после неудачи. Макеев лично, извините, "отодрал" начальников и при погрузке ракеты встал за спиной матросика прямо в кабине крана: "Спокойно сынок, все в порядке!". И погрузка прошла отлично. Когда об этом узнало еще более высокое начальство, досталось и самому Макееву — генеральный конструктор не имеет права подвергать свою жизнь опасности. Но победителей, как известно, не судят… Даже на выставку ЭКСПО в Париже, чтобы лично ознакомиться с разными техническими новинками, он ездил под чужой фамилией, под личиной секретаря какого-то дипломата. Посольские удивлялись: а на кой не самому видному посольскому работнику столько охраны? А охраняли-то не посольского сотрудника, а его как бы "секретаря", генерального конструктора Виктора Макеева! Прозвище, данное ему американцами, так и не сумевшими "расколоть" его настоящее имя — "Уральский дракон" — прижилось и у нас. "Уральский" — потому что главная контора бюро, которое он возглавлял, находилась в Миассе на Южном Урале, далеко от моря. Но своим Макеева считают и в Северодвинске, где строились стратегические атомарины, и в поморском селе Нёнокса, где на специальном "макеевском" полигоне его ракеты испытывались, и вообще на Северном флоте. Родился Виктор Петрович Макеев 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны). С 1939 года, еще, по сути, подростком, работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 — в эвакуации в Казани — чертёжником, конструктором. Паренек проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов "Пе-2". Учился на вечернем отделении Казанского, потом Московского авиационных институтов, в 1950-м окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. Инициативного и очень грамотного паренька заметили не только ученые, но и, так сказать, политики того времени. Активного общественника Виктора Макеева прямо-таки чуть не насильно вырвали из конструкторской среды в "комсомольцы". В 1950–1952 годах он работал инструктором аж самого ЦК ВЛКСМ! Стремительный карьерный рост был ему обеспечен. Если бы Макеева соблазнила тогда перспективная комсомольско-партийная стезя, то еще неизвестно, как бы выглядели современные морские межконтинентальные баллистические ракеты с подводным стартом. Но Макеев ушел обратно в науку. До 1955 года он работал в ОКБ-1 знаменитого НИИ-88 ведущим конструктором (это в его-то младые годы). И в том же году Виктор Петрович по предложению самого Сергея Королёва был назначен главным конструктором закрытого СКБ-385, разрабатывавшего ракетные комплексы для Военно-Морского Флота. Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — это три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетой Р-21 — первой в мире с подводным стартом (1963 год). Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной "подводной" баллистической ракетой. Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974). Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977). Р-39 — первой отечественной твердотопливной ракетой атомных подлодок межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983). И, наконец, Р-29РМ — морской ракетой с подводным стартом, наивысшего в мире энерго-массового совершенства. До сих пор ракета Макеева стоит на вооружении некоторых наших стратегических атомных подлодок. Ученые отмечают, что отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. И до сих пор наработки этой школы никто в мире не превзошел… Виктор Петрович Макеев покинул этот мир 25 октября 1985 года, как раз в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но его помнят и будут помнить как человека, сделавшего все, чтобы "холодная война" в свое время не переросла в "горячую"… Андрей Михайлов, «Правда.Ру», www.pravda.ru


сообщить об ошибке назад
Комментариев: 0


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация


f

  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

послать народную новость


ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты








Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Belomorchannel ( "Беломорканал") свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-36911, ИА № ФС77-37897 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.