18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация
Редакция: +7 (939) 799-73-44
8 (8184) 54-93-02
Срочный вызов:
+7 (939) 799-73-44
E-mail: maya@tv29.ru
10.11.2010 09:35

«Брестская крепость»: реальное кино о страшной войне


Накануне члены северодвинского киноклуба при кинотеатре «Родина» обсуждали фильм «Брестская крепость», общероссийская премьера которого состоялась 4 ноября. В обсуждении все сошлись на том, что нам представили правдивую историю о Великой войне, которую следует смотреть семьями.

Во вторник в северодвинском кинокоплексе «Родина» представитель городских СМИ, горсовета и общественных организаций делились своими впечатлениями от просмотра «Брестской крепости». Тональность всех высказываний свелась к тому, что фильм получился достаточно правдивый, бьющий на эмоции, лишенный многих, набивших оскомину штампов советского и постсоветского кино о войне. Это не развлекательно, не трешевое кино, но многие люди выходят с него с измененным сознанием. Может быть, историю по нему и не стоит учить, но определенный эмоциональный толчок к ее пониманию и постижению оно дает. Как отметила журналист Ольга Голубцова, «увиденное в картине оглушает». Не случайно в обсуждении «Брестской крепости» член комиссии по помилованию при губернаторе области Татьяна Восахло вспоминала свои чеченские командировки, ребят, которые попали в пекло войны. Депутат горсовета и директор школы № 30 Марина Иванова отметила, что такие фильмы нужно обсуждать в школах и призывать смотреть их молодое поколение. &&&1 Крепостной соцреализм без идеологической обертки Портрет главной актрисы страны Любови Орловой фотокарточкой в салоне полуторки, которая несется по полю в крепость. Потом в церкви-клубе кинолента любимейшая «Цирк» с той же Орловой. Лента вдруг рвется и темный зал. Эта классическая советская картина важна. Она знак преемственности, и она обрывается, чтобы приклеить к ней новое кино. Ночь. Утро. И уже новое «кино», и каждый стал его актером. Вначале молодой парень киномеханик простой трусоватый привез в крепость коробки с фильмом. Потом новые режиссеры ему вручили каску, чтобы наполнил ее звездочками от убитых. Малодушный он начал отрывать, собирать, пока не увидел тело своей «Любви»... Граната в каску, улыбка, кино закончилось, взрыв. Кино закончилось сброшенной многотонной бомбой на крепость. Гибелью, сдачей оставшихся бойцов. А перед этим была улыбка. Улыбка, уходившей из крепости дочки лейтенанта Кижеватова Ани. Застывшая, прощальная, одиночная. Фотокарточкой отпечатанная в сознании. Перед этим была другая фотокарточка. Общая, семейная. Другие улыбки, другое кино... Эта семейная фотография, забрызганная кровью, последнее, что видел Кижеватов перед смертью. Кино закончилось часами, которые замерли порванной кинопленкой, застывшим фотокадром. Остановившееся время знаменует смерть, в воронку которой стягивается все пространство крепости. В том первом кино в магазин завезли холодную минералку, офицер в выходной день покупал себе пару бутылок пива. Звучит музыка. В другом – водопровод отравлен бензином, а на пути к речной воде – неумолимая огненная смерть. Звук – также погибель. Со взрывами и выстрелами все разорваны. Хаос, преодоление паники. Бойцы бьются несколькими изолированными группами, семьи растеряны, потеряны, убиты. С затишьем люди движутся друг к другу, начинают говорить, думать о родных. В финале от взрыва главный герой мальчик-трубач Сашка Акимов, который и явился рассказчиком всей этой крепостной истории, потерял слух и это очень символично. Он, как сказано в фильме, фартовый. Фильм упрекают в смаковании кровавостей, которые, становясь самодостаточными, хаотично разрывают фильм на эпизоды. Практически из невзоровского «Чистилища», выехавший танк, который вырулил в ворота крепости и проехался по многочисленным телам убитых, оставляя кровавый след. Маленькая девочка, плачущая у тела матери и танк, идущий на нее. Изуродованные людские тела, обильно разбросанные, в крепостном чреве... Критики сетуют, что в этих кровавостях авторы картины забыли рассказать о причинах тяжелых провалов в первые дни войны. Многим хочется анализа причин, пущей содержательности. Опять же, почему энкавэдэшник Вайнштейн добродушен, зажигательно пляшет и героичен? Не укладывается в штамп последних времен... Герои же картины практически не рассуждают, лишь ждут утра будущего дня с твердой уверенностью, что обязательно прибудет спасение. Весточка появилась белым самолетом, который красиво кружил, пока его не сожгли черные с крестами стервятники. Надежда закончилась, осталось лишь стремление выйти за пределы любой ценой на встречу огненному вихрю. В фильме силятся найти идеологию и, странное дело, ее там не получается найти. Нет идеологии, только взрывы, боль, стоны, плач, кровавая грязь, смерть. Может быть, только финальное известие о советских лагерях для майора Петра Гаврилова, будущего героя СССР можно воспринимать за «идеологическое». Необходимый штрих: энкавэдэшник может быть добрый, но вот лагерей для бывших пленных сложно избежать, как и первоначальное пресечение слухов о скорой войне. Это вроде как безусловные атрибуты... Соблазны рассуждать в идеологическом ключе отсечены крепостной стеной, внутри которой только люди, которые хотят только одного: выжить, покинуть пределы крепости, ставшей мишенью для летящей смерти. Место действия практически полностью ограничено стеной, за исключением двух эпизодов со станцией: люди, штурмующие поезда и пытающиеся уехать, и уже с сумерками – немецкий диверсионный отряд в советской форме, выгружающийся из вагона. В одном из интервью режиссер картины Александр Котт сказал, что он «поклонник советских военных фильмов», в которых «герои были монолитными, как камень. Без второго плана. Все происходит здесь и сейчас. Есть я, есть враг. Все». Собственно, все так и в «Брестской крепости». Котт ратует за возвращение соцреализма, который получился без идеологических штампов. Вот и фильм российско-беларусский – советский. И это не плохо. Интерес к реализму, в котором важная составляющая - советский период истории страны, сейчас идет по все фронтам. В одном из интервью по поводу написанной биографии советского классика Леонида Леонова писатель Захар Прилепин отметил, что «надо выходить из этих никчёмных градаций советский-антисоветский, они уже ничего не объясняют». Когда преодолеваются эти градации, идеологические штампы получается ясная и понятная история. В целом фильм – удача, как говорят «старательный». Удача не с точки зрения художественной, но как изложение истории. Эта удача в основном продиктована отличной возможностью говорить о войне без пафосного победного придыхания, но и без язвительного смакования неудачного начала войны, вычленения чудовищных проявления сталинщины и упреков в огромных жертвах. Возможностью, когда о войне можно рассказать словами ребенка-участника тех событий, но без лакомых фэнтезийных элементов в стиле «Сволочи». Без всего этого получается «обыкновенная война», самая страшная в истории человечества. В замкнутом пространстве крепости она прошлась по всем от стариков до детей. И без какой-либо идеологии, которая осталась где-то там за пределами этого мира, в том прошлом фильме, в котором добродушный энкавэдэшник дружески допрашивал майора по поводу его панических разговорах о скором начале войны и соглашался с ним. Когда пошли титры, парень сидевший рядом со мной в зале, вытирал слезы. Зрители выходили хмурые, многие опускали головы. Значит картина удалась. Такое вот кино привезли... Андрей РУДАЛЁВ

сообщить об ошибке назад
Комментариев: 8
11 Ноября 2010 21:54
Vavanzo
Мои родители из Белоруссии. Мама и бабушка пережили всю оккупацию. Я бывал с детства в Белоруссии каждое лето. Там всё пропитано прошедшей войной до сих пор. И слышал от очевидцев много совсем не совпадавшего с тем, что говорили в школе и показывали в кино. Оборона Брестской крепости - это подвиг. Германия - агрессор. Это святая правда. Подготовка германских солдат на советских военных базах - это тоже правда. А зачёты германские солдаты сдавали в том числе и в Брестской крепости. Помните об этом, мягковыражающийся вы наш.
11 Ноября 2010 21:41
Vavanzo
А вы, Аста, скажите жёстко. Насколько это позволено вам, как продвинутому. Может даже сможете мне недалёкому поведать в чём суть моего умственного недуга.
11 Ноября 2010 9:51
аста
Простите Vavanzo, но вы - очень и очень недалекий человек и это очень и очень мягко сказано. Фильм неплохой, кардинально отличается от большинства современных - от тех же Михалковских опусов. Чернухи нет, нет наших предателей на каждом шагу, нет крутх немцев-освободителей и нищебродов и алкашей нащих. Нет рембо-который один всех из лука расстреливает. Фильм очень похож на правду. А ведь история защиты брестской крепости такой и была: молодежь наверное будет в шоке - но наши бойцы защищались до последней капли крови -это были настоящие герои. А фашей никому оправдывать не позволено - они вторглись в нашу страну - это настоящая нечисть. Слава Богу по щам они получили - причем весьма заслуженно
11 Ноября 2010 4:24
rodvins
Фильм снимали белоруссы. Наши, ничего кроме бредового "Утомлённые солнцем 2", предложить так и не смогли. В стране нет никакой идеалогии, кроме продажной. Думаю, если не дай Бог что случится, защищать Родину завтра будет абсолютно некому, да и незачем.
10 Ноября 2010 22:21
35 km
Кино хорошее. Не великое, не потрясающее, но очень хорошее. Сделано с душом. умом и совестью. на такое стоит сходить в кинотеатр. Жаль, что люди туда часто ходят без понимания на что идут. И жующие попкорн расстраивают. Хотя фильм хорош ровно настолько ,что через полчаса не обращаешь внимание на этих жвачных. А вот рецензия подкачала. сумбурный набор фраз да еще и спойлер содержит. Не зачет
10 Ноября 2010 17:08
Vavanzo
Тоже посмотрел этот фильм. Качество фильма хорошее. Сразу, однако, заметил, что почти все бойцы после двух-трёх дней осады все чумазые, рваные, НО гладко выбриты! Брачок-с у режиссёра. Насчёт правдивости ничего сказать не могу: на войне, к счастью, не был. Единственно, что настораживает, так это то, что опять солдаты и офицеры Вермахта все как на подбор гнусные негодяи, а наши все белые и пушистые. И СССР такой весь мирный и ни при делах в довоенных разборках. Спит себе сном младенца, а тут вероломная Германия с 3600 танками против наших 23000 тысяч.
А Вы, г-н Рудалёв, что, не стали бы собирать звёздочки? Вы бы гордо плюнули в лицо агрессору? Вы, значит, не малодушный?
10 Ноября 2010 14:18
Ваха Гвоздадзе
http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm
Рукопись этой книги более 30 лет пролежала в столе автора, который не предполагал ее публиковать. Попав прямо со школьной скамьи на самые кровавые участки Ленинградского и Волховского фронтов и дойдя вплоть до Берлина, он чудом остался жив. «Воспоминания о войне» — попытка освободиться от гнетущих воспоминаний. Читатель не найдет здесь ни бодрых, ура-патриотических описаний боев, ни легкого чтива. Рассказ выдержан в духе жесткой окопной правды.


Дороги, дороги... Кто-то куда-то идет, туда-сюда снуют в облаках пыли автомашины и повозки, грохочут трактора и танки... На обочине вешают немецкого старосту — мужичонку в рваном армяке, лысого и потрепанного. Он спокойно ждет своей участи. Рядом — капитан из прокуратуры, перепоясанный ремнями, с бумагой — приговором — в руке, два-три исполнителя из СМЕРШа и два-три зрителя. Остальные равнодушно идут мимо, смерть всем надоела. Оказывается и казнили как попало: веревка гнилая, оборвалась, староста сорвался. Теперь все собираются начать сначала. Разыскали новую веревку, перекинули ее через сук, накинули петлю и тянут: «Раз, два, взяли!»... Примитивно, буднично и скучно...
Однажды на оживленном перекрестке трех дорог, забитом машинами, повозками, пушками и пешеходами, наше внимание привлек всеобщий радостный хохот: в центре перекрестка лежал на животе труп здоровенного немца. Штаны его были спущены, а в заднице торчал красный флажок, полотнище которого весело развевалось на ветру.
10 Ноября 2010 13:27
Большой
>>только финальное известие о советских лагерях для майора Петра Гаврилова, будущего героя СССР можно воспринимать за «идеологическое».
..известие, как известно, наглая ложь..
..потому что майор Гаврилов не был репрессирован (по крайней мере в привычном понимании). После освобождения из немецкого концентрационного лагеря в мае 1945 года он был восстановлен в прежнем звании, осенью 1945 года назначен начальником лагеря для японских военнопленных. Единственное в чем его ущемили - он не был восстановлен в партии аж до 1956 года, когда он был наконец, заслуженно награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза...
..но это фильм нисколько не испортило..
..отличный советский фильм про войну..


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация



  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты
ПОГОДА

Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г. Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.