18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация
Редакция: +7 (939) 799-73-44
8 (8184) 54-93-02
Срочный вызов:
+7 (939) 799-73-44
E-mail: maya@tv29.ru
05.02.2014 20:00

«Вий» сидит в каждом из нас? Старая история с актуальным посланием


Причем здесь Николай Гоголь? Авторы картины «Вий 3 D» взяли себе алиби и сняли «по мотивам». Фильм создан по кальке незатейливых голливудских «Братьев Гримм». Такой жанр фэнтезийных сказок для взрослых и детей. Многим нравится под хруст попкорна, почему нет. Можно сдобрить вампирами и оборотнями.

В данном случае сказка получилась реалистической. В финале последовало разоблачение всех чудес и кошмаров. Кстати, в этом все-таки есть определенная услуга Николаю Васильевичу. Его повесть «Вий» - не совсем ужастик, как мы привыкли думать со времен панночки в исполнении Натальи Варлей. Эта повесть о нравах и пороках. Предрассудках, которые производят чудовищ, оживающих после чрезмерного потребления горилки. Всерьез обсуждать художественные особенности и достоинства картины едва ли стоит. Спецэффекты копировать научились. Поэтому важно послание, которое этот фильм несет. Как без этого, не может же он быть пустым фантиком? Особый интерес может представлять выискивание или конструирование скрытых подтекстов. Кому как любо. Разве не любопытно выстроить определенную конспирологическую модель фильма? Скрытое – это ведь не только замаскированная реклама водки определенной марки. Было бы странно, если все крутилось только вокруг этого. Конечно, можно пофантазировать и связать концепцию нового «Вия» с актуальными украинскими майданными событиями. Почему нет. Сейчас Украина и Майдан – синонимы и от этого никуда не деться. Разве что время вылечит. Надеемся. Тут и титушки – философ, ритор и богослов. В картине тоже бегают экзальтированные крестьяне с факелами в руках. То, конечно, не олимпийские факелоносцы. Они рыщут в поисках источника своих без и горестей, в поисках извечного козла отпущения, кого бы можно было ритуально покарать и после зажить счастливо и вольготно, после принесенной жертвы. Не совсем с чистого листа, с каплями крови, но что тут такого?.. Бывает. Благо есть свой «поп Гапон», который заряжает толпу и направляет куда надо, то есть к светлому будущему. Есть и другой аспект: триада Запад – Украина – Россия. Ученый-картограф Джонотан Грин приводит к разуму народ украинского хутора. Представитель передовой западной культуры спасает и открывает истину. Вытаскивает хуторян за вихры из трясины невежества, суеверий и предрассудков. В итоге кузнец запускает летающий аппарат, как по рисункам Леонардо. Модернизационный толчок задан. После путь Грина лежит в Россию, где начинается строиться Петербург и активно прорубается окно в Европу. Теперь свет учености и модернизации следует нести туда. А то там также как и на хуторе – одни духовный скрепы, оболванивающие массы, управляющие ими, держащие в порабощении. Грин не верит ни в Бога, ни в бесов. Именно он может «излечить» людей от дурмана, исследовать проклятое место. Им движет – дух исследования, знания. Свой родной Гринвич он сделает всемирно известным – центр мира, в отличие от дикой украинской земли. Вот и проблема – может ли религиозное мировоззрение сочетаться с цивилизационным прорывом или это категорические антиподы и религия – тормоз на пути развития общества и цивилизации? Другой аспект послания нового «Вия» можно увидеть в характеристике власти, во взаимоотношениях ее с религией, теме о месте и роли веры в обществе. А здесь и до пресловутого оскорбления чувств верующих недалеко. На самом деле недалеко. Не сложно предположить, что найдутся одиозные ревнители и возбудятся. Создадут вокруг картины информационный перфонманс, который подгорячит интерес, а он скоро будет затухать. Единственный представитель светской власти – пан Сотник. Он опечален гибелью дочери и пересудами по ее поводу. Сотник все больше сидит в своей светелке, погрузившись в думы, и попивает горькую. Его казна пуста. Тысячу золотых он посулил Хоме Бруту для выполнения последней воли дочери, но и те разворовали. Сотник практически отошел от общественно-полезных дел. Авторитет его катастрофически падает и на этом фоне набирает влияние священник Паисий. Из неприметного сельского попа он вырастает в харизматика, легко манипулирующего массами. Вот здесь и появляется призрак, нет не Вия, а актуальной российской дискуссии на предмет сращения Церкви с властью. Человек может совершенно ничего не знать о состоянии дел в Православной Церкви, но относительно этого сращения, он обязательно укорит, еще и скажет, что взамен коммунистической идеологии, которая в свое время подменила Православие. Это вирусная мысль и, естественно, этот вирус не мог не отразиться на картине. «Вий» живописует всю пагубность ситуации, когда вера, Церковь начинает претендовать на влияние в светском государстве – так, наверное, можно было бы написать в краткой рецензии на фильм. Тему эту не обойти, ее сделали главной. Если честно, то не припомню такого уровня, мягко говоря, критичности в раскрытии религиозной темы. Даже в советские годы едва ли что-то подобное было. Отец Паисий – натуральный голливудский маньяк. Он средоточие всех смертных грехов, при этом сам одухотворенно и с визуальными эффектами разглагольствует о духовных скрепах, о враге, в поисках которого он пребывает непрестанно. «Народ хочет чуда, я его и даю» - рассуждает Паисий. В экстазе разросшегося самомнения он даже восклицает: «Жизнь в руках не Бога, а моих» Его скрепа – кровь, которой он хочет повязать всех практически по рецептам «Бесов» Достоевского. В жертву он решил принести Настусю. Паисий вначале пресмыкается перед Сотником, но почувствовав свою силу, проводит антигосударственный мятеж. Сотник получает камнем по затылку. Все желания святого отца концентрируются на жажде власти и денег. Он – страшнее любых чудовищ, зомбирует массы, погружает их для лучшего управления в пучины тьмы, невежества и чуть тоже не доводит до греха. Главный враг Паисия – заморский картограф, несущий свет учености, представитель нового креативного класса, ведь священник как раз утверждает, что все беды от учености. Грина Паисий с первого взгляда аттестует в качестве посланника Сатаны. Священник выведен в картине в качестве средоточия зла. С него зло пошло на хуторе, с крови панночки, которую он пролил. Возможно, создатель картины хотели вывести через это мораль: до чего может довести безраздельная власть Церкви и ее служителей. Покопай любого священника и найдешь в нем потенциального маньяка. Как-то так. А потому общество должно быть чрезвычайно осторожным к усилению Православия. Не зря нас этим непрестанно писатель Виктор Ерофеев пугает… При желании можно отыскать здесь аллюзии, отсылающие к скандалу с Пусси Райт. Тоже по мотивам. Здесь две прекрасные девушки стали жертвой священника. Одну он замучил, другую не смог, хотя и заключил в узилище. Все потому, что Паисий в итоге сам собой подменил закон и власть. В финале маньяка-священника отправляет в небытие обрушившееся деревянное распятие – такой вот крестоповал. Тоже нравоучительно, особенно, после его человекобожеских слов: «Жизнь в руках не Бога, а моих». Кстати, тлетворное влияние Запада оставила печать и на биографии Паисия: в финале он признается, что миссионерствовал в западных землях и освоил рецепты влияния на неокрепшие умы и познал методику устроения новой религии. Мотивированность все этой религиозной темы, которая выпячена в картине, весьма сомнительна. Очередная голливудская калька, где образ плохого священника, а также церковной общины превратившейся в агрессивную секту дикого культа разработан. Вопрос в контрабандном послании наряду со скрытой рекламой водки – эта та шкура и рога, которые периодически появляются в картине. При чем здесь Гоголь? Хотя и говорят, что с выходом картины, спрос на повесть Николая Васильевича вырос. Появились даже издания со стилизованными под фильм обложками. Но с другой стороны, классика у нас сейчас самая незащищенная. Под ее брендом, используя громкие имена и привычные названия, можно любое содержание контрабандой втиснуть. Но ведь так может случиться, что через некоторое время основной ассоциацией на имя Николай Гоголь будет: это тот, который про маньяков-священников писал. Вопрос не в оскорблении чувств верующих. Это треш, это для оголтелых. Проблема в подмене, мировоззренческой манипуляции, которая ряжена в безобидную сказочку со счастливым финалом. Андрей РУДАЛЁВ Фото: http://fs184.www.ex.ua/

сообщить об ошибке назад
Комментариев: 8
6 Февраля 2014 8:40
Сержо Слесарев
что курил афтор или сколько ему заплатили за эту статью?)))фильм омно для детей до 6лет а он тут такую рэкламу выдавил из своих недр
6 Февраля 2014 7:42
аксакал
Пётр Васильев комментариев: 2 с 12-09-2013

Продублируйте, пожалуйста, Ваш телефон. Он куда-то исчез из моей почты.
Мой адрес: ekitain@yandex.ru Свяжитесь, пожалуйста со мной. Попробуем скоординировать усилия. Мой телефон 921 087 68 71
6 Февраля 2014 3:19
аксакал
Фильм "Трудно быть богом - 2013" доступен каждому, так как выложен в Интернете. Достаточно в поисковике набрать название фильма.
6 Февраля 2014 3:09
аксакал
"Вот и проблема – может ли религиозное мировоззрение сочетаться с цивилизационным прорывом или это категорические антиподы и религия – тормоз на пути развития общества и цивилизации?"

Вот над этой проблемой я задумался тогда, когда посмотрел другой фильм "Трудно быть богом - 2013" по мотивам произведения братьев Стругацких. В этом фильме законы развития общества анализируются с позиций будущего человеческого общества, накладываются на проблемы сегодняшнего человечества. Там есть и ответы на многие вопросы, которые через увеличительное стекло исследуются здесь, на БК и вызывают ожесточённые споры.
6 Февраля 2014 1:13
bimba2
Никогда и никому не удалось экранизировать литературное произведение один к одному. Это невозможно, разные жанры и инструменты. Любая экранизация – это «по мотивам» книги, повести, романа. В кино, в основном, идут на шоу, зрелище. И, чаще всего, зрителю не важно полное совпадение с первоисточником. У создателя фильма есть убойный ответ – «я так вижу». И ничего не поделаешь. Кому не нравится – перечитывайте оригинал и создавайте свои образы героев в своей голове. Поэтому, я спокойно отношусь к подобным экранизациям. А у кинокритиков такой удел – как бы фильм не сняли, слегка поругать его, и побольше туману напустить.
5 Февраля 2014 22:09
Valery
Осилишь такое и в голове не будет глупого вопроса, почему запретили "Дождь". А кто и как - уже и неинтересно.
Еще бы словечко "либерал" тиснуть не помешало.
5 Февраля 2014 21:33
Андрей Снятков
Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει

Религия была нужна, как "Объяснятель". Потом, как свод законов, инструкция по гигиене и пр. Когда-то, религия была прогрессом, даже - прогрессором. Потом прогресс ускорился, а религии - нет.
Удастся - посмотрю. Хотя, не лю фильмы с монструозами, скучно. Лучше Мюнхгаузена пересмотрю в ...ный раз.
5 Февраля 2014 20:55
а.шашков
"... религия – тормоз на пути развития общества и цивилизации?"

Религия - консервативна. Она всегда была тормозом на пути прогресса. В разные века то, что земля круглая признали ересью, потом полеты человека на воздушных шарах объявили бесовщиной, анафеме был предан интернет и клонирование в прошлом веке. Однако, церковь тоже перестраивается и со временем начинает так-же как все пользоваться благами прогресса.
А фильм на спец эффекты богат. Любителям фэнтези особенно понравится.


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация



  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты
ПОГОДА

Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г. Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.