18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация
Редакция: +7 (939) 799-73-44
8 (8184) 54-93-02
Срочный вызов:
+7 (939) 799-73-44
E-mail: maya@tv29.ru
14.05.2011 10:37

«Цитадель» Михалкова пытались покорить участники северодвинского киноклуба


Северодвинские журналисты участники киноклуба при кинотеатре «Родина» совместно с депутатами местного горсовета Ниной Андриевской и Алексеем Новиковым провели обсуждение нового фильма Никиты Михалкова «Цитадель», премьера которого состоялась накануне Дня Победы. Сегодня мы предлагаем свою версию трактовки этого фильма.

Промыслительная цитадель русской истории Сталин – трансцендентная воля русской истории. Высшее надмирное существо, которому не применимы законы обыденной человеческой логики. Он – проявление, эманация божественной энергии, которая готовила русскую историю начала 20 века к Великой космической Битве. Русское спасение и русская Победа... Бог, как говорится любит Троицу. Вот и Никита Михалков завершил обещанное и закруглил свою трилогию «Утомленные солнцем». Первая часть – вдохновила, вторая – удручила, третья... В итоге трагедия обернулась фарсом, очередной подменой. У Михалкова получился откровенно юмористический фильм. «Цитадель» подмигнула миру скоморошьей рожей. При том, что эту юмористичность можно было, к примеру, легко скрыть под маской сюрреализма, как у Тарантино в «Бесславных ублюдках». Можно было выдержать фильм в подобной тональности, сделать его стильным, и он бы сыграл, но этого не получилось, потому что, как оказалось, у Михалкова все серьезно. При практически полном отсутствии сценарной продуманности, сыром и разваливающемся сюжете, в фильме остался один режиссер со своей «сверхидей». И этой «сверхидеей» он страстно, истово, щедро нафаршировал свое послание. Проблема в том, что Михалков давно превратился в вещь в себе. Он демонстрирует потерю такта художественной реальности в замесе с личной футлярностью. В этом футляре: я-микрокосм, моя точка зрения и мнение – абсолютны. Все остальное – игра в оловянные солдатики. Это приводит к тому, что художник создает послание, которое лично для него безумно важно, и в которое он беззаветно и, видимо, искренне выкладывается, но для других, воспринимающих это послание, оно остается совершенно нечитаемым. Этот зазор, эта проблема в слишком личной и самозамкнутой кодировке создает дистанцию восприятия. Поэтому фильм может быть воспринят как юмористический, смесью назидательной сказки и лубка. Если отбросить интимно-личное михалковское, его внутренний дневник, то послание для общего употребления будет довольно прозрачно и читаемо. А там уж на личный вкус. Принимать его, восторгаться или просто пожать плечами. Михалковский фильм о метафизике промыслительности. Надмирной воли, которая присутствует в мире и управляет всеми процессами. Следование этому промыслу, порой вопреки любому здравому смыслу, прочувствование его, беспрекословная вера в него ведет к чуду. Что и демонстрирует финал фильма, когда на штурм непобедимой вражеской цитадели поднимается главный герой – Котов с деревянным дрыном в руке, а за ним пятнадцать тысяч необстрелянных штатских, которые должны быть принесены в жертву. Так Михалков примеряет к советской истории, к своему генеральскому кителю библейский сюжет о жертвоприношении Авраама своего сына Исаака. Пятнадцать тысяч человек – это много или мало? – вопрошает Верховный Главнокомандующий у помилованного Котова, вовсе не ожидая ответа, ведь все они он знает. Сталин отвергает его план взять крепость измором, ведь это будет не правильно политически, в контексте фильма – метафизически. Через посредство человеческой логики не прийти к чуду, а только оно может спасти. Сталин – проявление, эманация божественной воли, поручает Аврааму-Котову вести на заклание пятнадцать тысяч штатских, которые теми или иными путями не попали на фронт. Он знает, что Котов сможет. Он знает о командарме все, в его прищуре знание обо всех. Высшее знание. В самом начале фильма пьяный в дым генерал Мелешко отправляет под дулом пистолета на убой штрафников штурмовать ту же цитадель. Это генеральское бессмысленное самодурство не имеет ничего общего с последующим приказом Самого. С приказом, который на первый взгляд кажется еще более бессмысленным и в сотни раз изуверским. Пятнадцать тысяч человек – это много или мало? Для одного участка фронта, а если для целой страны, для грядущего триумфа чуда?.. Метафизическая логика истории по Михалкову требует полного и беззаветного подчинения промыслу, олицетворением которого является Сталин. Причем не просто в какие-то конкретные моменты, а вся жизнь человека, существование всей страны должно было быть выстроено на прием и исполнение его воли. Не надо спрашивать: зачем и почему. Для чего арест, лагерь, страдания героя Гражданской войны и друга самого Сталина? Это не правильный вопрос. Не почему страдал, а для чего выпустили... Это еще Кьеркегор вывел формулу: быть любимым Богом – значит быть обреченным на страдания. Именно поэтому Котов – друг Самого прошел через горнило страданий, уподобился ветхозаветному Иову, чтобы в итоге совершить чудо. Беспрекословно и не возроптав, выполнить волю своей иконы (не зря, приехав в дом к своей жене, он практически сразу стал разыскивать фотографии, снятые со стены: на них он со Сталиным). Спасти пятнадцать тысяч жертвенных агнцев, встретиться с дочкой и спастись самому, а потом двинуть на танке на Берлин. Именно последовательность Котова, его включенность винтиком в логику системы, его подчиненность приказу, воле: от убийства-казни монаха в Гражданскую, использования газов против взбунтовавшихся крестьян, до принятия очередного приказа-креста – вести на штурм тысячи людей с палками в руках, все это спасает его, делает большим человеком. В противовес ему Митя, уклонившийся от высшей воли, начавший действовать самочинно – погибает, он будет растворен в лагерях. Митя знал этот свой финал и в тоже время знал, что без таких как Котов эта война не будет выиграна. Котов – деревянный дрын в руках русской судьбы. Собственно, об этом фильм Михалкова. В этом смысл и логика всей ее трилогии. Его послание о сакральности и надмирности власти. О том, что все личное нужно отстранить во имя всеобщего и только тогда можно достигнуть желаемого результата. Тогда даже природа в виде комара в начале фильма (который, кстати, практически выхвачен из фильма Хотиненко «Поп», у которого в зачине картины панорама показана через зрение летящей мухи), до паучка на прицеле пулеметчика ополчатся против врага. Таково слово Михалкова-пастыря к своей пастве, которую он силится пасти. Логика понятна. Вот только не понятно, смог бы он сам стать Котовым и, подчинясь высшей воле, идти безропотно на страдания. Смог бы он сам применить эту логику, например, к современной элите? Допустим, в плане компании борьбы с коррупцией, навязав этой самой «элите» патологический страх и ощущение временности и бренности всего, ведь завтра с вершины Олимпа ты можешь слететь, твои пальцы превратятся в кровавую кашу, а тебя самого втопчут в грязь. Только даже если бы и не отказался, но для начала надо лично зарубить монаха, а потом газы пустить на крестьян. А вот здесь смог бы?.. Андрей РУДАЛЁВ Постоянный адрес фото: http://img.lenta.ru/photo/2011/03/10/citadel/pic008.jpg

сообщить об ошибке назад
Комментариев: 9
24 Августа 2011 23:50
Сергеич
друзья мои, всё очень просто. Дело не в том, что именно автор создаёт, а чего от него в данный момент ожидает публика.
А от Михалкова ждут провала. Толпу уже захватил азарт травли сильного, азарт ниспровержения. И что бы он теперь ни снял, это по-любому будет расценено как провал.
А он видать теряет самообладание, и всё больше запутывается, лезет не туда, совершает ошибки, и замкнутый круг.
Я его не защищаю. Просто напоминаю, что в принципе жизнь может так же и любого из нападающих козлом отпущения сделать, так что лучше воздерживаться от поспешных нападок ради праздного развлечения.
А так вообще рецензия дельная, со многим (не со всем) согласен.
4 Июля 2011 23:16
смех
ну все правильно.
я специально ждал диск (не хочу в мошну никите платить 300 руб в кинотеатре, опять же - чтобы пересмотреть мог спокойно и когда хочу).
дождался, купил (100рэ в питере).
посмотрел.
не полный бесогон... фильм СКУЧНЫЙ !!!
и просто натянутый. ну это когда надо "натянуть" бюджет.
как бизнесмену Никите - 5+, как режиссеру - снимай портки, пороть пора...
24 Мая 2011 1:21
d.m.
и актёр хороший и режиссёр и человек вроде неплохой,а фильм ГГАВНО,ощущение ,что 1-ую и последнюю часть снимали разные люди
17 Мая 2011 7:53
аксакал
Когда-то было модно иметь свой театр из крепостных. Барин Мигалков решил создать свой кинематограф "Дядя Никита - великан".
16 Мая 2011 1:08
bimba2
Ох, Никитка, жополиз властных задниц, как и его папа.
Что-то ничего не слышно про его "манифест просвещенного консерватизма", быстро сдулся.
15 Мая 2011 17:12
Valery
А. Р. - здорово вмазал Бесогону-Никитону.
14 Мая 2011 21:11
гнус
Он все норовит нас под твердую руку, где он будет с плеточкой расхаживать.
14 Мая 2011 19:29
Кот Бегемот
У Никитки - старческий маразм, бывает...

А ваще он - хорошее олицетворение кремлевского быдляка...
14 Мая 2011 11:39
непогодьев с р
Хорошо сказано! На последний вопрос ответ по моему прост - он сам из этой элиты и делает все для ее защиты. Они полубоги и подсудны только высшему - посланцу бога на земле, своему монарху.


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация



  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты
ПОГОДА

Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г. Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.