18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация
Редакция: +7 (939) 799-73-44
8 (8184) 54-93-02
Срочный вызов:
+7 (939) 799-73-44
E-mail: maya@tv29.ru
05.06.2010 16:41

Вадим Демидов: «В искусстве главное – удиви меня!»


Проза, поэзия, политика, журналистика... Сегодня мы публикуем ответы на вопросы рок-музыканта, журналиста и писателя Вадима Демидова. Он рассказывает о своих критериях оценки людей и вождей. Что же «торкает» главного "хронопа"?

ГОСТЬ 35: - Не могу не спросить о поэзии. Какие поэты в свое время сбили вас с ног, ошеломили, словом, кем вы зачитывались взахлеб? И что для вас важнее в поэзии - ритм, образность, тропы? В.Д.: - Я всегда собирал поэзию. Будучи по натуре западником, еще в школе полюбил стихи Вознесенского. Пользуясь случаем, соболезную его родственникам, друзьям и всем ценителям поэзии. Он, конечно, очень оригинален. Естественно, Бродский. Перечитываю его едва ли не еженедельно. Лимонов, безусловно, автор десятков выдающихся стихотворений. Вера Павлова, Дмитрий Воденников и Сергей Гандлевский – здорово! Собираю и молодую поэзию. У меня на винте сотня-другая папок новых авторов. Копирую из их ЖЖ. Могу бесконечно перечитывать Александра Кабанова, Веру Полозкову, Дану Сидерос, Алю Кудряшову, они круты. Из нижегородских авторов люблю Алика Якубовича. У него очень афористично-точные формулировки. «С возрастом приходит мудрость или возраст». Не думаю, что когда я читаю стихи, то задумываюсь о ритме, образности, тропах и прочем. Мурашки, слезы, дрожь – эмоциям я доверяю больше. Кстати, совсем забыл о Гребенщикове – вот уж поэт так поэт. ГОСТЬ 34: - Вадим, здравствуйте! Спасибо Вам за проникновенные (почти в буквальном смысле слова - проникающие под сердце!), талантливые песни. У меня вопрос о музыкальной журналистике. Как Вы находите ее сегодняшнее состояние, она влияет на формирование вкуса нынешних меломанов? Чьи рецензии читаете с интересом - А.Горбачева, А. Липатова, других? В.Д.: - Да всех почитываю, у каждого случаются высоты. Но часто я в корне с ними не согласен. Художник очень раним. Обидеть его проще, чем девушку :). А критик обычно не церемонится. Все крайне субъективны. Резки, строги в оценках. Пнуть походя, не аргументируя – запросто. Пожалуй, нет ни одного – кто бы ни был так или иначе скомпрометирован. Но музжурнецов можно понять. Нужно чтобы их заметили - поэтому практикуются ковровые бомбардировки напалмом и добивание жертвы контрольным выстрелом. Наверное, во все времена публика такое любила читать. Да я сам в АиФе, бывало, такими эпитетами местных культурных деятелей награждал – ух! Тоже ведь сеял напалм! Вообще журналист – животное особое. Гость: - Только узнал, что погиб редактор PLAY Константин Савоськин. Вот этот журнал был, кажется, лучом света... В.Д.: - О да, луч света. PLAY был супержурналом, я не пропускал ни одного выпуска Благодаря моему дружку Вове Храменкову, он обычно приносил. Кстати, с Константином мы познакомились однажды – на презентации альбома ЗАМШИ в московском клубе. Помнится, я ему вручил «Любителя жидкости», уже тогда было известно, что он выйдет на «Союзе» вслед за двойником ЗАМШи. Мои соболезнования! Вернемся к журналу. В редакцию PLAY входили молодые ребята, «сидевшие» на всяческом инди – пост-роке, фолктронике, IDM, «новых тихих» и т.д. А эта музыка меня всегда пленяла. Так что мы жили долгое время бок о бок. Но насколько я вижу – все эти ребята до сих пор много пишут, пусть даже и в своих ЖЖ. ГОСТЬ 21: - Чем в первую очередь Вас привлекает журналистика и есть ли какой-нибудь профит от нее в творческом плане? В.Д.: - Первые заметки я писал в рок-клубовские андерграундные газеты, которые собственно «хронопы» и делали – «Пророк» и «Нижегородские рок-н-ролльные ведомости». Это было чистое самовыражение. Репортажи, рецензии. Иногда выходило довольно лихо. И конечно, работа штатным журналистом в АиФ-НН и одно время в приложении к «Новой газете», была супершколой. Приходилось очень много писать. И быстро. Вся молодежка, культура всегда там были на мне. Плюс к этому всяческие рекламные полосы – от недвижимости до образования. Польза, конечно, есть. Лексический запас расширился. Формулирую на автопилоте. Кто-то однажды заметил, что мои песни середины 90-х – тоже как бы журналистика. Встречаешь персонажа, запоминаешь его черты, характер и потом описываешь… Осталось только повстречать того, о ком было захотелось написать песню. ГОСТЬ 40: - Как вам музыкальный опыты Захара Прилепина, группа Элефанк? Что из его прозы более всего зацепило? В.Д.: - «Элефанки» мои старые корешки. С Максом Созоновым и Геной Ульяновым мы в 2003-м вместе растили группу КРУПСКАЯ. Я знаю их как облупленных, они меня так же знают. Они выдающиеся музыканты, ну очень крутые. То, что они запели на русском, да еще и тексты Прилепина – полнейший мой респект. Уже одна из первых вещей – «В ледяном ноябре» - зацепила. Из последних хороша «Доктор Ватсон». Мне кажется, они все еще в поиске, ищут свой стиль, не засахарились еще – что, естественно, здорово. Конечно, было бы более естественно, если бы Захар сам пел свои тексты. Но он пока на это не отважился. У нас был разговор «на троих» - кому интересно, почитайте: http://novayagazeta-nn.ru/2010/138/elefunk-sentimentalnye-patsany.html О прозе Захара говорил множество раз. НРАВИТСЯ! И ОЧЕНЬ! В хитах – «Санькя» (как мне кажется, лучший роман «нулевых») и рассказ «Жилка». «Саньку» я прочитал часа за два, наверное, не мог оторваться. Ураганная проза. Жду новой. ГОСТЬ 30: - Вадим, во-первых, просто желаю сохранять и преобразовывать ту жизненную энергию, благодаря которой.... ) А благодаря чему, кстати? Как вы сами думаете - что вам помогает выходить на новые горизонты и развиваться, заниматься музыкой и писать новое? Иначе говоря - ваш рецепт - как сохранять интерес к окружающему миру и веру в себя? В.Д.: - Не знаю даже, как ответить. Не так уж много у меня этой жизненной энергии. Я склонен к депрессиям и сплину. Часто я просто заставляю себя писать песни. Встаю утром и принуждаю себя к пытке гитарой. Был период – 2006-2007 года, когда я старался сочинять песни ежедневно, довольно много вещей тогда было создано. Сейчас я вполне доволен одной песней в месяц, или двумя. Тем более, когда я начал писать новую прозу. Вера в себя – это тоже не мой конек. Скорее, мне присуще самоуничижение :). Я слишком часто совершаю ошибочные действия. На которых абсолютно не умею учиться. Однажды один местный оракул сказал мне, что моя слабость заключается в отсутствии интуиции. Так что я делаю множество мелких шагов в разные стороны, когда надо было сделать один прямой шаг. Поэтому итоговое движение получается крохотное. И не туда. Но взамен интуиции в меня прошили обостренность чувств. Плюс какую-никакую активность. ГОСТЬ 23: - Вадим, вы как независимый эксперт могли бы сказать, чего не хватает нашей современной литературе? В.Д.: - Независимый – это точно, а что эксперт – так это вряд ли. Насколько я вижу, сегодня наши писатели заняты поисками героя. Одно время героев в нашей литературе не было вообще, властители дум Сорокин и Пелевин писали романы идей, где персонажи были скорее схемами, чем реальными людьми. Но в нулевые годы появились герои. Это Санькя Прилепина, Моржов Алексея Иванова и Камлаев Самсонова. Романы отличные (правда, у меня к «Аномалии Камлаева» есть претензии, холодноватый он какой-то), но герои мне не близки, увы. Вернее, это не про меня, не про хронопа. А про меня, рефлексирующего, интровертного и немного инфантильного, наши писатели не берутся писать. Боятся? Вот и еще одна причина – почему я сам взялся за прозу. ГОСТЬ 22: - Хроноп - это же из Кортасара. Чем Вам близок этот аргентинец, оказал ли влияние на ваше творчество, каким образом? В.Д.: - Думаю, оказал. Главные его романы – «Модель для сборки» и «Игра в классики» важнейшая литература из того, что я читал. Они расширяют горизонт. Все «хронопы» (я имею в виду отцов-основателей) в своих пристрастиях были западниками, и большей частью нас интересовало забугорное чтиво. И преимущественно двадцатого века. Фолкнер, Томас Вулф, Сэлинджер, Гессе, Воннегут, Генри Миллер, Томас Манн… И даже в этом крутом ряду Кортасар выделяется и еще как. Своей экспериментальностью, иронией, мастерской игрой в писательство. Для тех, кто не читал «Игру в классики», сообщу, что в интро писатель предлагает читателю несколько вариантов прочтения – подряд или перескакивая с одной главы на другую. И это так увлекательно. Кстати, надо бы перечитать. Но гораздо больше на меня повлиял Вуди Аллен. По-моему, мой лирический герой ужасно похож на его. ГОСТЬ 16: - Размышляли ли вы над таким феноменом как успех? как его добиться, есть ли рецепты и обязательно ли он нужен? В.Д.: - Масс-медиа навязали нам установку, что в этом мире хороши только молодые и богатые. А если ты не молод и не богат, значит, находишься на свалке истории. Поэтому хочешь или не хочешь, поскольку ты живешь в реальном мире, тебе приходится носить в себе эту формулу общественного признания и стремиться ей соответствовать. И ты бы рад был забыть о стремлении быть молодым и богатым, да окружающие тут же о нем напоминают. Есть люди, которые не подвластны идеологии успеха, они живут в своем внутреннем мире. Я интроверт и по идее тоже склонен к созданию своего мирка, в котором можно было бы комфортно жить. Но полностью закрыться не получается. Иногда и у нас в семье возникают разговоры, что было бы классно жить где-нибудь в Испании, в маленьком домике у моря, смотреть вечерами на яичницу заката. То есть картинка опять же из глянцевого журнала, черт бы их все побрал! :). Рецептов успеха у меня нет. Быть интересным людям – может быть, такой? ГОСТЬ 43: - Вадим, а что у нас сейчас со страной творится? Дай свой диагноз. В.Д.: - Ближайший аналог – год какой-нибудь 79-й, то есть Брежнев еще жив, все понимают, что с ним некайфово, поругивают его, но по-другому жить не умеют, привыкли так уже, да и не хотят потерять то, что есть. Ведь уберешь такого – следующий вполне может оказаться хуже. Да и Олимпиада вот-вот… Я это немного шутливо говорю – но и правда в этом есть, точно. ГОСТЬ 14: - Вадим, хотелось бы узнать ваше мнение о встрече творческой интеллигенции с Путиным, на которой Юрий Шевчук задавал неудобные вопросы. Как вы оцениваете реакцию премьера? В.Д.: - Я бы на подобную встречу не пошел, но уважаю тех, кто готов вступать в полемику с властьпредержащими не только с помощью своих творческих актов (песен, спектаклей, фильмов), но и очно. Премьер слушать никого и не собирался, по-моему. У него был набор спичей на любой вопрос. В каком-то смысле это был его бенефис. Но я уверен также в другом – ни с одним из глав послесталинского государства не вышел бы даже такой разговор. К тому же особо отличившихся сразу бы объявили тунеядцами и отправили в Норенское. Так что уже прогресс. ГОСТЬ 12: - Как вы относитесь к "маршам несогласных" и другим протестным акциям, которые набирают сейчас обороты? Есть ли в них смысл? И другой вопрос, действительно ли хорошо, что нас не пустили во власть? В.Д.: - 1. Если бы подобные Марши не проходили – было бы совсем грустно. Властям надо предъявлять людское несогласие. Любыми средствами без применения оружия – митинги, бойкоты. 2. Хорошо ли, что нас не пустили во власть? Лучше и придумать нельзя. Речь идет, видимо, о песне МЫ, но «мы» - это, по сути, «я». Я могу только от себя говорить. И чем я дальше от власти, тем полезнее для всех. Мы же знаем, что делает власть с людьми (в том смысле, что стоит попасть человеку во власть, он тут же становится другим, чаще - хуже). ГОСТЬ 10: - Вадим, как ты сейчас воспринимаешь Советские времена? Чем объясняешь ностальгию по СССР, особенно, среди молодежи? Хотелось ли повернуть историю вспять? В.Д.: - Я застал 70-e и 80-е. Они запомнились мне душными и лживыми. На кухнях все ржали над престарелыми вождями и бухали (во всяком случае «хронопы» только этим и занимались). В телевизоре два канала – по обоим потемкинские вести с полей, в лучшем случае «Осенний марафон» или хоккей покажут. На работе комсорги с их вечными субботниками и демонстрациями. У русских плохое в памяти держится недолго. А ведь в каком-нибудь 84-м году за обладание пластинкой битлов можно было легко вылететь из вуза. Мой знакомого выкинули из политеха за фильм «Эммануэль». «Хронопы» регулярно ходили на пластиночную «кучу» и с той же регулярностью попадали под ментовские облавы. Это поймет лишь тот, кто убегал. Выступать со своими песнями было невозможно. Даже году в 87-м, когда рок-группы стали уже выпускать на сцену – нужно было иметь «залитованную» в обкоме партии программу. «Хронопы», как ни пытались залитовать свои песни, всегда обламывались. Как курьез – песню «Я на стуле сижу у окна» не залитовали только потому, что «нет такого города в СССР – Питера, есть только Ленинград». Абсурд Кафки! Все это я описал в своем романе «Сержант Пеппер». Предельно честно, все было именно так. Если кому-то покажутся мои доводы слабыми - подумаешь, на сцену не выпускали, подумаешь, не давали слушать рок, подумаешь, ложь и духота… Простите, но для меня эти вещи тогда как раз и были краеугольными. И сегодня они важны. При этом люди были более открытыми и менее циничными, чем сегодня. Думаю, общая бедность, общий неуют их как-то притирали друг к дружке. Впрочем, они и вправду тогда мечтали изменить мир. Но изменить именно под руководством КПСС. Ностальгии по совку у меня нет совсем. Даже и жалости по ушедшей молодости нет. У молодежи ностальгия по СССР, думаю, тоже отсутствует. Откуда бы ей взяться? Они тогда не жили, практически ничего не знают о том, что происходило. Из книг? Но большая часть книг была также лживой (ну хорошо – отцензуированной!). А Трифонова и Платонова сейчас не читают. Да и зачем им думать о прошлом - вокруг столько развлечений :). Пожалуй, самыми прикольными годами в новейшей истории были 1988-90. Вокруг всё рушится, все ужасно наивны и живут несбыточными надеждами. Но в эти годы уже не вернешься. Да и фиг с ними. ГОСТЬ 5: - Немного наивный вопрос, но все же: почему вы решили писать прозу? Не могли выговориться музыкой и песнями? Что дает лично вам занятие художественной литературой? В.Д.: - Дело в том, что рассказы я стал сочинять раньше песен. Еще в институте. Даже по наивности отправлял их в толстые журналы. Однажды пришло письмо, где завотделом прозы пенял, что я нахожусь под сильным влиянием Марселя Пруста. Пришлось пойти на книжный рынок и купить всего Пруста (до этого я не читал его). Но проза тогда сочинялась плотная, без диалогов, сплошь канаты и ниточки подсознания – все будущие хронопы в начале 80-х зачитывались т. н. «новым романом», это Роб-Грийе, Натали Саррот и пр. Потом уже во времена ХРОНОПа я сочинял всякие стилизации – под Хармса, под Кортасара. И «кортасаринками» ужасно горжусь. Все это можно прочесть на сайте ХРОНОПа. А дебютный роман взялся писать, когда понял, что уже преодолел все подражания и стилизации, могу писать своим почерком. Занятие литературой дает возможность сказать то, что трудновато выразить в песне. Но рассказываю в прозе, конечно, о себе. И на этой поляне хулиганю больше, чем в ХРОНОПе. Второй роман «Там, где падают ангелы» (это продолжение дебютного) очень прикольный вышел. Месяца два назад мы разговаривали с Захаром Прилепиным, он сказал, что ему стоять на сцене с гитарой нравится больше, чем сидеть за компьютером. Ну а мне, пожалуй, наоборот… ГОСТЬ 41: - В «Новом мире» выйдет ваш роман, я не прошу рассказывать, о чем он, но какое ваше послание он несет? В.Д.: - Да могу и рассказать. Он о пяти парнях, которые в середине 80-х в городе Горьком, который о ту пору был закрытым, к тому же обнесенный двойным бетонным забором, решили играть рок. Из-за того, что они занимались тем, чем заниматься в этом месте было противопоказано, они огребли множество проблем. Музыканты пытаются выбраться из города. За ними охотится Контора. И кончается все не слишком хэппи-эндно. Думаю, суть моего послания можно понять из краткого изложения. Всегда не хватает свободы. ГОСТЬ 46: - Есть ли у вас свои критерии настоящности - для искусства, для жизни, для людей? Или просто нравится не нравится, исходя из накопленного опыта, интуиции, вкуса, имения в виду оценок (не дай Бог:) великих? ВД: - В искусстве настоящим художником принято считать цельного, ищущего, не склонного к компромиссам человека. Но все это очень субъективно. Я, к примеру, таковым считаю Вуди Аллена, он для меня настоящий. Самый великий режиссер из ныне живущих. Но другой про него скажет – клоун, невротик... Если мы даже возьмемся спорить, никто друг другу ничего не докажет. Кажется, мы все полагаемся на единственный критерий – торкает или не торкает. Давайте и впредь будем им пользоваться. ГОСТЬ 45: - Как-то проводила самоинициированный соцопрос (мучила знакомых - дабы побольше узнать, что ли о них самих, то ли ход их мыслей и ассоциативные ряды и способность к формулированию и даванию определений интересовал - не помню) - так вот опрос был с единственным вопросом: Что для вас сексуальность? Много было мыслей по поводу, но почему-то засела в голове одна: "Это состояние мозга в поисках недостижимой мечты..." Вадим, а ты бы как сие оригинально определил, и возможно ли вообще высказать, что такое сексуальность?:) ВД: - Вы считаете, я в этом вопросе эксперт? :). Возможно, вашу формулировку стоит чуть обрубить, оставить: «состояние мозга в поисках…» А если серьезно… Влечение к объекту влюбленности посильнее силы земного притяжения. Ты все силы тратишь на то, чтобы быть рядом. По сути, ты наркоман, который готов всех развести, всех облапошить, порой даже проявить насилие, но заполучить объект. Для тебя все средства хороши. Ничего тебя не останавливает. И это чертовски приятные дни. ГОСТЬ 44: - А что, Вадим, вы прежде всего цените в людях? Можно даже разделить при ответе человеческую массу по гендерному или еще какому признаку (к примеру, музыкант - немузыкант, хроноп-нехроноп:)) Помнится ваш восклицательный знак Троицкому в связи с его способностью не оправдывать ожиданий. А в других людях тебя также это вдохновляет? ВД: - 1.К хронопам я отношусь лучше, чем к фамам. Среди надеек тоже встречаются хронопы, хотя и немного :). Но правильная надейка еще и на глаз и на ощупь приятна, в этом ее плюс. Еще одно правильное качество надейки – чтоб с ней можно было о чем-то поговорить. Хорошо, когда разговор клеится. Часто это даже перевешивает «приятность на глаз и на ощупь». 2. А музыкант – еще не качество человека. Практически в ста случаях из ста музыкант - эгоистичное нарциссичное существо. Почти невыносимое в быту. 3. То, что человек не оправдывает твоих ожиданий – в жизни это подчас достает. Если подруга вдруг выкидывает фортель – кому это нравится? Но в искусстве все иначе, тут главное – удиви меня!

сообщить об ошибке назад
Комментариев: 0


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация



  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты
ПОГОДА

Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г. Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.