Мнения: Просмотров: 5011

 


Авторская колонка Ксении Старожиловой.
Недружелюбная к детям Россия порой кажется. Часто, если честно.

Ребёнок у нас всегда неправ и прав не имеет. Потому что нос не дорос, потому что молоко на губах не обсохло, от горшка два вершка. Потому что без сопливых разберёмся.
И так лет до восемнадцати: ешь, что дают; когда сам зарабатывать будешь, тогда и поговорим, а пока рот закрыл и делай, что говорят.
Потому что яйца курицу не учат. Или вот ещё: будут свои дети - поймёшь.

А как он поймёт, если его затюкали и свои, и чужие?

Свои - те сами живут вечно с оглядкой, что другие скажут? Коллеги, соседи, двоюродники, знакомые всякие. И гоняют по три раза на день себя, ребёнка, всю семью через рамки социальные: быть не хуже других.
Не хуже? Проходим? Вот и ладненько, вот и хорошо.

Бедные дети, бедные мамы…
Менталитет что ли такой: всем друг до друга дело есть, все норовят совет ценный дать, рекомендацию сунуть, уж они-то точно знают, как надо и как должно.
Прямо с рождения: с каким интервалом к груди прикладывать, к правой, к левой, жирное ли молоко у матери или как вода, пеленать или нет, во сколько на горшок высаживать, когда ложкой есть должен, сколько слов говорить…

Да, примерно с года ответственность делится: мать должна и он, малой, уже тоже должен. Кому? С чего вдруг?
Но должен! Должен в сад идти, кашу есть, воспитателям улыбаться, игрушками своими радостно со всеми подряд делиться, вообще всё своё давать и отдавать. Должен не отбирать, не плакать, не бегать, не прыгать, не шуметь, не кричать, вообще не проявлять эмоций (особенно тех, что называют «негативными»), и чувств, желательно тоже. Быть сдержанным, воспитанным, удобным. Ну-ка, где там рамочки «быть не хуже других»?

И так лет до восемнадцати.
Восемнадцать вообще число почти сакральное: с вечера ты ещё «жизни не нюхал», бесправный и никчёмный, а утром уже голосовать право имеешь, уже чемоданы твои собраны и билет во взрослую жизнь в подмышку вставлен.
Дети боятся этого совершеннолетия. И родители боятся тоже.
Зачем тогда?

А мамы? Мамы всегда не дотягивают до вымышленной, но реально задранной планки «идеальная мать». Нет, все примерно представляют, как должна выглядеть и чем должна обладать эта потрясающая женщина. Представляют, но не знают, не видели.
Знают только бабки-соседки! Они своих семерых вырастили (лет 50-60 назад), и, заметьте, все в люди вышли!
Воспитатели и классные руководители знают, критерии идеальной матери, очевидно, теперь распечатывают и выдают при приёме на работу.
Педиатры знают. Наизусть. И вы точно не подходите.
Свекровь, мать свекрови, тётки по всем линиям ну и, наконец, мать самой матери.
Кстати, как правило, только женщины-матери и тюкают других женщин-матерей, мужчинам нет до этого дела: не так одела, не так обула, уроки не проверила, не тем накормила, не на той женила. Не воспитала, не научила!
Женская солидарность она такая…

А вот бы мамы поддерживали другу друга. Жалели (лучше молча, конечно).

Мамам и так нелегко. Всегда. Мама хоть уже и не ребёнок, но как и он всегда неправа.

В моей кандидатской диссертации - глава об интерпретации евангельского образа Богоматери в русской литературе 20 века. Среди ипостасей её есть мать, родившая Бога, есть мать, родившая человека, есть всеобщая мать. И в любом из образов, в каждом из случаев она страдающая, всегда несчастная, всегда в муках, в тревогах, в битвах. Иногда с целым миром в битвах за сына…
Богородица же издревле считалась заступницей, покровительницей земли русской, позже России.
Может быть от этого к матери простой, земной, замотанной, задёрганной сегодня столько требований?
Отсюда все эти должна?
Выдай, дай, вырасти, выкорми. Защити уже!

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Мамам особенных детей, необычных детей ещё сложнее. В разы!
Ребятки с невротическими, пограничными, психическими расстройствами, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, умственной отсталостью разной степени и разной этиологии - тоже часть нашего мира. Они были, есть и будут. А у нас по-прежнему из года в год дети строго делятся на воспитанных и невоспитанных. Модная с советских времен стигма «девиантное поведение» будто не даёт тем же педагогам смотреть на ребёнка под другим углом. Просто не даёт смотреть. Не слушают, не слышат. Тюкают. И его, и мать…
Снова и снова понимаю, что надо не особенных детей адаптировать к миру, а мир к ним!

В своё время я в школу шла учителем только для того, чтобы видеть детей. Свои мальчишки подрастали, и мне было необходимо знать, что все дети разные и все чудаковатые. Но все одинаково нуждаются в любви и в принятии.

Будет время, посмотрите ролик по итогам работы с ребятами в коррекционной школе. В рамках моего проекта «Говорить, чтобы слышали».

Обнимите своих сыновей и дочерей! Какими бы они ни были.
Промолчите лишний раз, когда чья-то мама опять не справляется с кричащим мальчиком, когда чья-то дочь кругами бегает там, где не положено. Или поддержите. Рано или поздно все вырастут…

Недружелюбная ли Россия? Или строгая, тревожная Мать?…

 

КСЕНИЯ СТАРОЖИЛОВА