Установи виджет "БК" в свой Яндекс        Мобильная версия сайта
  • Подключенные социальные аккаунты:

    Подключить социальный аккаунт:



70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль

Народные новости: Просмотров: 6137

 


Все знают, что знаменитый северодвинский Севмаш – главный строитель советского и российского атомного подводного флота.



Однако теперь уже как-то, увы, несколько подзабылось, что самой первой боевой единицей, введенной в строй флота, была не подводная лодка, а надводный корабль. Ровно 70 лет назад, 15 мая 1944 года, был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР самого первого корабля, полностью построенного на заводе № 402.

Это был большой морской охотник проекта 122А «Штурман». Об этой часто незаслуженно упускаемой из виду, но от этого не ставшей менее славной странице крупнейшего предприятия Архангельской области и пойдет сегодня речь.

Официальной датой начала производственной деятельности Севмашпредприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23.

Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). Сейчас в Северодвинске строятся новейшие российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей».

Но всю эту историю Севмаша, в суровые военные времена завода 402, открывали все-таки другие корабли -- большие охотники за подводными лодками проекта 122А. Корабли этого проекта строились в СССР с 1940 по 1946 годы. В 1940-1943 годах строилась I серия проекта (на заводе № 340), а в 1942—1946 годах II серия (на заводе № 402 и заводе № 199). Как гласят исторические первоисточники, всего было построено 38 кораблей этой модификации.

Служили они по корабельным меркам недолго – в 50-е и начало 60-х годов прошлого века они были выведены из состава ВМФ и по большей части утилизированы. Правда, пять единиц больших охотников проекта 122А, если опять же верить историкам, служили в военном флоте Китая аж до середины 60-х: китайские морячки были настолько бережливы и аккуратны, так берегли имущество, что эти кораблики стали как бы долгожителями.

Интересны названия кораблей серии, построенных на Севмаше. Имен тех, кто их так называл, история не сохранила.

Но явно человек (или люди), давшие такие имена вновь построенным кораблям во время Великой Отечественной, любили не только корабельное железо, но и корабельные специальности. Итак, первый большой охотник за подлодками, который и был сдан флоту 70 лет назад, назывался «Штурман».

Следующие названия кораблей серии (по датам сдачи их флоту): «Рулевой», «Кировец», «Механик», «Машинист», «Моторист», «Турбинист», «Электрик», «Трюмный», «Инженер», «Кочегар», «Лётчик», «Пилот», «Техник», «Стрелок», «Химик», «Строевой».

После войны корабли этой серии стали называться просто БО – большой охотник – с соответствующими тактическими номерами. В 1950-е годы некоторые из кораблей этого проекта были переданы в ДОСААФ, Минрыбхоз и другие гражданские ведомства. И, естественно, сослужили неплохую службу в СССР. А некоторые БО проекта 122А были переданы иностранным друзьям, как тогда их называли – в ВМС Болгарии и Китая.

Ярких героических эпизодов на долю этих кораблей в войну так и не выпало. В истории Великой Отечественной им досталась роль скромных, неказистых трудяг, которые старательно служили, как могли. Как правило, новые корабли проекта 122А доверяли командирам, уже имевшим боевой опыт. Например, известному на Северном флоте капитан-лейтенанту Н.К.Голубенцеву, принявшему «Летчик», и кавалеру ордена Красного Знамени капитан-лейтенанту Л.Т.Майстренко, принявшему «Пилот».

На Северном флоте большие охотники занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских подлодок в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО северодвинской, точнее, тогда еще молотовской постройки.


Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjccruXn
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjccruXn
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г.
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru
18+