Эксперты «Культуры 2.0» рассказали, как развивать вовлечённость аудитории, инклюзию в музее и творческое виденье у детей
Общество: 05.07.2023 10:09 Просмотров: 15283 |
Выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0» прошла в рамках Фестиваля новой культуры «Белый июнь». Эксперты из шести регионов обсудили, что даёт детям знакомство с современным искусством, как внедрять принцип соучастия и развивать доступную среду. Организатор проекта — Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры».
«Культура 2.0» — постоянно действующий дискуссионный проект, посвящённый технологиям в культуре в самом широком смысле этого слова, — создаётся для сотрудников учреждений культуры при их непосредственном участии.
30 июня в Архангельске, на площадке Фестиваля новой культуры «Белый июнь», эксперты Открытого лектория «Культура 2.0» обсудили различные инструменты, которые помогают культурным институциям развиваться самим и развивать свою аудиторию: в фокус трёх дискуссий попали партиципаторные музеи, кейсы по инклюзии и подходы к знакомству детей с современным искусством.
Как знакомить школьников с работами современных художников, обсудили участники дискуссии «Современное искусство и дети»: Татьяна Тихонова, филолог, культуролог, педагог, основатель и руководитель студии искусств «Классики» в Музее Москвы, а также проекта для детей и взрослых по истории мирового искусства; Евгений Тихонов, художник, дизайнер, педагог, разработчик методики развития пространственного мышления и конструктивной деятельности для детей и взрослых; Полина Фищенко, искусствовед, арт-медиатор, менеджер сектора по просветительской деятельности Самарского филиала Государственной Третьяковской галереи, создатель лаборатории современного искусства «ИЗМ», которая знакомит подростков с историей современного искусства; Полина Спорышева, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Арсенал ‒ Нижний Новгород), музейный педагог, арт-медиатор, куратор подростковых и молодежных проектов в «Арсенале».
Эксперты Открытого лектория сошлись в том, что детей обязательно надо приобщать к творчеству современных художников. Знакомство с искусством, в том числе современным, особенно когда оно происходит через приобщение самого ребенка к активному творчеству, даёт детям веру в собственные силы, включает их воображение, прививает свободу мысли, раскрывает индивидуальность и помогает понимать самого себя лучше. Это особенно важно для подростков, находящихся в возрасте самоопределения и поиска единомышленников. Любое произведение современного или классического искусства воспринимается каждым человеком по-своему. И основная задача приобщения детей к искусству — помочь им развить собственное виденье.
«Искусство — это способ рассказать о важном, о том, что тебя волнует сейчас. И главная особенность современного искусства — в том, что оно говорит про то, что происходит здесь и сейчас. Рембрандт — про то, что было важно ему и его современникам, современные художники — про наши проблемы и нашу реальность. Как куратор проекта для подростков я ориентируюсь на детей, которые любят читать и ходить в музеи и которым не с кем об этом поговорить, чтобы их оценило релевантное для них сообщество. Я считаю очень важный в этом возрасте запрос — найти своих и среди этих своих проявить себя», — подчеркнула Полина Спорышева.
Обсуждая вопрос, как найти свою целевую аудиторию среди детей, эксперты отметили, что необходимо работать, прежде всего, с родителями, чтобы привлечь их и запустить «сарафанное радио».
Тема взаимодействия с людьми и принцип соучастия стала центром дискуссии «Вовлекать и быть вовлечённым: партиципаторный музей». Свой опыт реализации соучастных проектов представили Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время», эксперт в области стратегического развития музеев, инициатор и куратор выставочных, фестивальных и издательских проектов на стыке современной культуры и науки; Анастасия Цветкова, заведующая отделом экспозиционно-просветительской работы МБУК «Северодвинский городской краеведческий музей», куратор выставочных проектов, автор и руководитель проектов по истории формирования городского сообщества; и Дарья Болдырева, и. о. заведующей Северо-Западным филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург), куратор художественно-партиципаторного проекта про город «CityСкрепы», автор ТГ-канала Plants’ curator.
Партиципация не должна быть самоцелью. Соучастные проекты появляются и успешно развиваются благодаря энтузиастам. Но, как и любой другой инструмент, принцип соучастия эффективен при наличии чётко сформулированной цели, которую ставит перед собой музей, и понятном с самого начала распределении зон ответственности между музеем и другими участниками проекта. Вовлекающие проекты не только помогают наладить контакт с аудиторией и потенциальными партнёрами, но могут становится реальным подспорьем в работе музея, особенно когда речь идёт о небольших учреждениях с ограниченными фондами, человеческими ресурсами и материально-технической базой.
«Важно, чтобы институция в своей стратегии, понимании своей миссии осознала, что пора выйти из позиции лектора, который несёт разумное, доброе, вечное. Когда инклюзивные, вовлекающие проекты становятся не просто данью моде, возможностью получить грант или попасть в какие-то рейтинги, когда есть понимание, что вы не просто храните данные и артефакты, но является важным актором на территории, тогда возникает вопрос, как взаимодействовать с аудиторией, начинается поиск подходящих инструментов и собственного языка», — резюмировала Наталья Сергиевская.
Заключительным пунктом программы Открытого лектория в Архангельске стала дискуссия «Кейсы по инклюзии: опыт музеев по созданию доступной среды», в преддверии которой командой «Культуры 2.0» был проведён опрос среди полсотни сотрудников российских музеев об уровне развития инклюзивных проектов в их учреждениях.
Результаты исследования, представленные Алёной Ясинской, руководителем Открытого лектория «Культура 2.0», показали, что 77,6% респондентов недовольны существующим уровнем инклюзивности своих музеев. Ключевыми факторами, препятствующими развитию доступной среды, они назвали отсутствие необходимой материально-технической базы (38%), нехватка соответствующих знаний и навыков у сотрудников (25%), отсутствие адаптированных под конкретный музей методических рекомендаций (25%). Непонимание необходимости инклюзии в музее как барьер отметили лишь 12% респондентов. При этом сотрудники музеев больше всего хотели бы интегрировать в повседневную работу практики в области социокультурной инклюзии (пожилые люди, подростки, мигранты и т. д.) (26,5%). Также участники опроса констатировали потребность в программах и дополнительных возможностях для маломобильных граждан (24,5%), людей с нарушениями зрения (22,4%). Менее востребованы оказались инфраструктура и проекты для посетителей с ментальными особенностями (14,3%) и нарушениями слуха (12,2%). Помочь в совершенствовании доступной среды, по мнению респондентов, могут пошаговые инструкции (29,9%), информация о уже реализованных проектах (29,1%) и современных тенденциях в сфере инклюзивных практик (23,9%), а также интервью с экспертами (17,1%).
В обсуждении результатов опросы и подходов к созданию инклюзивных проектов, способствующих устранению социальных и физических барьеров, приняли участие Наталья Федоренко, начальник экспозиционно-выставочного отдела ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой», которая также руководит инклюзивным направлением в работе музея; Юлия Тугаринова, заведующая Центром музейной инклюзии Государственного музея истории религии, музеевед, переводчик русского жестового языка; и Ольга Сорокина, директор Центра музейной педагогики Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, куратор музейных инклюзивных проектов, образовательных программ для детей и молодёжи, автор программ социокультурной реабилитации музейными средствами детей с нарушениями зрения и ментальными нарушениями.
Как показывает опыт участников дискуссии, создавать доступную среду можно и нужно даже в самых сложных по конфигурации пространствах. Это расширяет возможности музея и обогащает его. Однако делать это необходимо во взаимодействии с экспертами из той целевой группы, на которую ориентирован тот или иной проект или инфраструктура. Это не только помогает делать среду по-настоящему доступной и качественной, но формирует доверие целевой аудитории и способствует популяризации новых возможностей и учреждения в целом.
«Музей должен становиться доступнее, не только потому что этого требует государство в форме законодательных актов или меняется общество, проявляя гуманистический порыв. Музей — пространство коммуникации не только человека с экспонатом, но и человека с человеком, поэтому посетители обогащают музей своим специфическим социокультурным опытом. Инклюзия становится не проблемой, а возможностью для развития музея: возможностью посмотреть на свои экспонаты по-другому, создать проекты, о которых раньше даже не думали, которые интересны не только посетителям с инвалидностью, а всем посетителям и благодаря которым самим сотрудникам музея интереснее работать. Преодолев первый страх, мы совершенно по-новому смотрим на свою экспозицию, ее потенциал, на то, о чём и на каком языке мы можем говорить», — отметила Юлия Тугаринова.
Особо эксперты подчеркнули принципиальную важность просвещения и обучения всех сотрудников музея, которые так или иначе взаимодействуют с посетителями музея: от охранников, гардеробщиков, кассиров до экскурсоводов и методистов.
Записи всех мероприятий Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатно доступны онлайн с переводом на русский жестовый язык. Актуальное расписание предстоящих мероприятий доступно по ссылке.