Установи виджет "БК" в свой Яндекс        Мобильная версия сайта
  • Подключенные социальные аккаунты:

    Подключить социальный аккаунт:

ИП Волбушко Сергей Владимирович ИНН 290200803632 ERID: 2SDnjbpmoRA
ИП Волбушко Сергей Владимирович ИНН 290200803632 ERID: 2SDnjbpmoRA

ООО "АРКТИКВТОРМЕТ" ИНН 2902086673 ERID: Pb3XmBtzt71AatrdLDnDpuMMiQaJYVzwrzBsLx6
ООО "АРКТИКВТОРМЕТ" ИНН 2902086673 ERID: Pb3XmBtzt71AatrdLDnDpuMMiQaJYVzwrzBsLx6


Мы — не рабы, рабы — не мы!

Общество: 01.11.2015 15:13 Просмотров: 4433

самой читающей страной. Его тысячекратно опровергали, над ним смеются, его троллят. Его пытались объяснить замкнутостью страны. Тем, что СМИ были наглухо запечатаны от любого проявления правды, вот книга и становилась единственной отдушиной, куда контрабандой можно было что-то протащить — луч света в темном царстве.

" data-title="Мы — не рабы, рабы — не мы!">
 


Избитый тезис о том, что СССР был самой читающей страной. Его тысячекратно опровергали, над ним смеются, его троллят. Его пытались объяснить замкнутостью страны. Тем, что СМИ были наглухо запечатаны от любого проявления правды, вот книга и становилась единственной отдушиной, куда контрабандой можно было что-то протащить — луч света в темном царстве.

Но больше всего, конечно же, недоумевали в связи с этим тезисом, уж каким-то аномальным он всегда воспринимался. Однако гордились им наравне с покорением космоса. Может, все дело в сексе, этакая сублимация, раз секса в той стране не было?.. Но шутки шутками. 

Как-то в интервью Павел Басинский сказал, что человек, не читающий книги — низшая каста. Вот в том-то и дело, что в советские годы это кастовое деление было преодолено. Среди обывателей, конечно же, были люди, после школы в руках не держащие книг, но такая позиция была маргинальной. Сейчас же вполне достаточно сослаться на занятость или вообще ни на что не ссылаться и просто парировать: «Зачем?» И это положение зафиксировано не просто по факту того, что люди стали равнодушными к чтению. Наоборот, людям подспудно внушалось это равнодушие, чтобы зафиксировать их в положении низшей касты.

В последнее время много предлагается версий, объясняющих оскудение интереса к чтению, предлагаются многочисленные рецепты, как его подстегнуть, вот и Год литературы для этого объявили. Но при этом, на мой взгляд, совершенно не проговаривается главное. Все-таки интерес к чтению — это не ситуативное любопытство, которое можно подстегнуть, устроив тот или иной информационный повод. Это традиция, это привычка — плод длительной работы и стратегии. Это определенный символ веры нации.

Можно говорить, что в Союзе не было других альтернатив в виде Интернета, телевидение с двумя каналами, идеологизированная пресса, минимум развлечений, до «секс, наркотики, рок-н-ролл» рукой не подать. Ну а после, когда все-таки дотянулись до вожделенного, наступило тотальное одичание, когда уже не до книг. Да и книги не давали ответы на вопросы по поводу нахлынувшей новой реальности. И многие авторы попрятались по своим норам или были полностью дезориентированы вместе с народом.

Так сложилась практика, что тезис о самой читающей стране принято либо опровергать, как мираж советской пропаганды, либо объяснять сторонними факторами, тем, что, по большому счету, у человека не было выбора, поэтому приходилось выбирать то, что давали. Раздаются голоса: «А так ли хорош был этот литературоцентризм?» Писатель Денис Гуцко считает, что он рождал в «большинстве своем потребителей готовых мнений и целых мировоззрений — тех, кто принимал вычитанное и выученное за некую выстраданную истину». По его мнению, это было своего рода «мировоззренческое потребительство». Дали этому потребительству другое направление, и лицературоцентризм легко и непринужденно почил в Бозе.

В целом эта ситуация стала трактоваться аномальной. Такой ее, к примеру, назвал Захар Прилепин в одном из своих интервью: «Ситуация, которая была в Советском Союзе, она аномальная, ее не было вообще никогда в мировой истории, и более того — она никогда не повторится, надо отдавать себе в этом отчет».

Не спешите вы нас хоронить…

Во всех рассуждениях мало берется в расчет, что аномальность ситуации была, мягко говоря, условна. Что еще с принятием христианства Русь практически в мгновение ока стала одной из самых просвещенных стран Европы, которая через славянскую азбуку, дарованную святыми Кириллом и Мефодием, стала жадно впитывать, в частности, византийское наследие, воспринимая его через перевод своим достоянием. Что на Руси возник культ книги, которая имела сакральную ценность. Количество книг было колоссальным. Сейчас сложно оценить это в полной мере, но в качестве показателя можно привести то, что во время ордынского нашествия горели храмы, битком забитые книгами. Многократно от огня страдала не только деревянная, но и книжная Русь.

Теперь о том, что часто выскальзывает из всех разговоров на эту тему. Сейчас массы выпадают из культурного делания, из среды. В их отношении не проводится культурная экспансия, и считается, что им достаточного низкосортного телевизионного развлекательного контента.

Отправка масс на культурную периферию — это не какие-то случайные побочные эффекты новых реалий, которые сформировались в стране после 1991 года. Это сознательная культурная стратегия, по которой массы не должны быть причастными к высокой культуре.

Вот, по мнению литературного критика Натальи Ивановой, массовым спросом пользуется антилиберальный проект. У масс повышенный спрос на «антидемократизм, моральную извращенность, ксенофобию», «фашизированную литературу». Другой литкритик — Алла Латынина в свое время сформулировала эту культурную политику «каждый сверчок, знай свой шесток» еще четче, в русле противопоставления аристократов и демоса: «Либеральные свободы ведут начало от аристократических привилегий, завоеванных Великой хартией вольности, а не от мощного напора демоса, который временами у нас возникал». Все эти высказывания можно найти в книге 2005 года «Либерализм: взгляд из литературы». Так проводится четкая линия размежевания. Таким образом, самозваная культурная элита очерчивала свою территорию, устанавливала свое культурное приватизационное право.

В массах сидит внутренний зверь, «красный человек», согласно Светлане Алексиевич, поэтому они легко клюют на приманки радикализма, от которого проистекает по списку все самое отвратительное от антидемократизма и ксенофобии. Общество, соответственно, становится «фашизированным». И чтобы этот его радикализм не развился, необходимо отправить его в культурную резервацию, где он будет довольствоваться блестяшками, да развеселыми бубенцами.

Утверждается, что в советские годы страна стала литературоцентричной за счет причастности к советской литературе или ее полной монополии, как некоторые утверждают. Соответственно, вся эта центричность была иллюзией, ведь все последние десятилетия нам настойчиво доказывают, что эта литература ничего собой не представляет, лишь конъюнктурщина и обслуживание властной идеологии. Это, якобы, были не подельники эпохи, а подельники преступного режима. Ну, как всем известно, Шолохов не писал «Тихий Дон». Это должно быть известно всем приличным людям, ну, а с неприличными и разговора нет…

Через это легко было доказать тезис, что в Советском Союзе не было литературы, да и книг как таковых не было. В итоге литературоцентризм по праву собственности переходит к узкой прослойке посвященных, проговаривается исключительно как их монопольное достояние. Все остальное — это имитация, подделки, а то и совершенно опасные явления, которые напитывают темные массы излишним радикализмом. Поэтому: «Раздавите гадину!»

А ведь не надо забывать, что именно в Союзе широкие народные массы были на самом деле включены в процесс культурного делания. Они выступали в качестве субъекта и объекта культуры, литературы. Возникал примат культурного равенства, хоть и не без цензуры, но куда без нее…

Через ликбез население страны массово обучалось грамоте. Уже в конце 1919 года вышел декрет о ликвидации безграмотности, по которому обязано было пройти обучение грамоте все население от 8 до 50 лет. Обучение грамоте шло в первых букварях с фразы: «Мы — не рабы, рабы — не мы». Это к вопросу о так называемой рабской психологии «совка», которой жонглируют многие прогрессивные деятели. К началу Великой Войны с безграмотностью было практически покончено. А ведь прошло всего двадцать лет с момента первого декрета. Сбылась мечта Николая Некрасова, и мужик с базара понес Белинского и Гоголя.

Сейчас либеральные реформаторы системы образования считают, что народ в своей массе должен быть частично образованным. Ему достаточно и милорда глупого.

С другой стороны, относительно государства стала доминировать точка зрения, что от него нужна только денежная поддержка. Государство обязано раскошеливаться на культуру, а дальше не его дело. Исключительно в деньгах должна заключаться государственная политика в области культуры, а засим — всё. Для определенной части интеллигенции эта безидеологическая традиция до сих пор воспринимается формой культурной контрибуции. «Мы уничтожили Советский Союз, платите, а то мы покажем, на что способны! Мы преграда на пути возвращения ужасного советского — платите!» — логика примерно такова. Поэтому совершенно предсказуемо было, что определенная часть деятелей культуры ополчилась на министра Мединского, когда он заявил, что не собирается давать деньги на «рашку-говняшку». Это было непозволительной наглостью. Наиболее прогрессивные узрели в этом проявление госцензуры и возвращение примата идеологии.

С государством — только денежные отношения, при которых ничего ему не должны, ну а низшая каста на то и низшая, что она обойдется и без серьезных книг. Как-то так наши деятели хотят существовать и дальше, за стеной, в своей среде мистагогов.

Поэтому, на мой взгляд, при всех разговорах о литературоцентризме и самой читающей стране следует твердо помнить и понимать, что это была вовсе не аномалия, а культурная, просвещенческая, образовательная практика, подкрепленная национальной традицией страстного тяготения к слову. Практика, входившая в жизнь с лозунгом: «Мы — не рабы, рабы — не мы», преодолевавшая любую кастовость и культурный монополизм. Сейчас же мы все по привычке констатируем «низшая каста» и радуемся, что взяв книгу в руки, мы к ней не принадлежим. Книга в руках еще ничего не значит, ведь мы сами допускаем это размежевание, эту кастовость, свыкаемся с подобным порядком вещей.

Андрей РУДАЛЁВ

"Свободная пресса"


Комментарии   

Берта
#17 Берта (c нами с 25.07.2015)04.11.2015 17:23
В СССР читали. А сейчас читательский бал правят "бложисты", информация идет в "умы" порциями, квантами, действительно создается клиповое мышление. А я среди студентов часто стала замечать следующее, прочитав текст из учебника, определение, например, они не могут его пересказать! Они не воспринимают большую массу текста, не могут ее пересказать стройно. Читают, но не понимают текст! Вот так. Вариант дислексии какой то, цифры и формулы еще воспринимают, но текст...
Сообщить модератору
homosapiens
#16 homosapiens (c нами с 30.08.2015)03.11.2015 10:54
Цитирую Valery - Valery :
homosapiens
Вы меня удивили своим ответом.
Удивили тем, как вы мне ответили.
Если бы вы так относились и к другим комментаторам ( не ко всем), то было бы здорово.

... Valery, по-моему, Вы больше удивились тому, что я вообще Вам ответил … пошел т.с. на контакт с Вами после Ваших "художеств" … если Вы и дальше намерены ерничать – в следующий раз не дождетесь такой чести … будете по-прежнему представлять из себя "глас вопиющего в пустыне" …
... к другим комментаторам ( не ко всем) у меня отношение такое же ... Чао!!,
Сообщить модератору
Valery
#15 Valery (c нами очень давно)03.11.2015 09:38
homosapiens
Вы меня удивили своим ответом.
Удивили тем, как вы мне ответили.
Если бы вы так относились и к другим комментаторам ( не ко всем), то было бы здорово.
Сообщить модератору
homosapiens
#14 homosapiens (c нами с 30.08.2015)03.11.2015 01:16
Цитирую Valery - Valery :
homosapiens...
По-разному мы с вами понимаем чтение и его результаты... Школьники, глотающие все подряд, где теперь эти умники...

... где теперь эти умники? ... зря вы, Valery, столь иронично ... один из этих умников - Ваш визави ...
...Valery, не знаю, что имеете ввиду Вы или Деми, но лично я под чтением понимаю тягу индивида к чтению в советское время, жажду знаний неуемную ... Она была у молодых людей огромной, гораздо большей, чем сейчас (хотя бы потому, что было меньше иных соблазнов)… Хотя найти качественную литературу тогда было сложно… в этом смысле я считаю свое поколение обделенным … (выручали в основном толстые журналы и подписные издания) …

"От такого чтения мы имеем то, что имеем - цена предложенного вами чтения.." .. с этим не согласен. Связывать имеющийся в нашей жизни негатив только с чтением неверно, Вы и сами наверное это понимаете ... а если Вы имеете ввиду результаты проводимой в стране политики, то я, как Вам известно, не считаю их провальными ... но это уже другая тема
Сообщить модератору
Берта
+1 #13 Берта (c нами с 25.07.2015)02.11.2015 21:47
А я ещё знаю, что в советские годы за книгами в книжных магазинах были очереди, также существовал книгообмен. Очередь, кстати в книжные магазины занимали с утра. В Архангельске было "Северозападное издательство", иногда издавали шедевры, это в то время то, например" Мастер и Маргарита", и даже "Королеву Марго" издали. Как то вспомнилось, а в метро и сейчас читают, кстати.
Сообщить модератору
Valery
+1 #12 Valery (c нами очень давно)02.11.2015 21:11
homosapiens
Можно от себя?
Вот вы, в свою очередь, понимаете, о каком чтении в метро может идти речь. Представьте себе качающийся, набитый людьми вагон. Столичные расстояния до места работы и т.д.
Школьники, глотающие все подряд, где теперь эти умники? Кроссворды разгадывают?
Литературные вечера- против этого не попрешь, согласен.
"Роман-газета" - это нечто, кто понимает. Ни разу в жизни не выписывал. Если и было там что-то стоящее, то можно было прочесть в первоисточниках и без напряга. Толстые журналы - бери не хочу в Северодвинске, но до перестройки. А в ее годы - выписывай, никаких проблем. Да и в киосках все и в перестройку было. Особенно, если знаешь заранее, например, из "Лит. России", что печатают.
От такого чтения мы имеем то, что имеем - цена предложенного вами чтения.
По-разному мы с вами понимаем чтение и его результаты.
Сообщить модератору
homosapiens
+2 #11 homosapiens (c нами с 30.08.2015)02.11.2015 18:30
Цитирую Demi - Demi :
Не надо идеализировать СССР. Да, грамоте были обучены все, но читали по-настоящему немногие.
И тогда и сейчас чтение - удел меньшинства.

… любить по-настоящему – понимаю, работать по-настоящему – понимаю, что такое читать по-настоящему (в интерпретации Деми) – не совсем понимаю … объясни, автор поста
… и что за натура у этого Деми… ему лишь бы очернить советское прошлое, как будто не знает он о повальном чтении в метро, о школьниках, "глотавших" книги из библиотек, о литературных вечерах, о популярности "Роман-газеты", "толстых" журналов и т.п. … как будто сам он читал не по-настоящему …
а то, что сейчас книг читают меньше – вполне объяснимо … есть альтернатива бумажным носителям …
Сообщить модератору
Demi
+2 #10 Demi (c нами с 10.10.2014)02.11.2015 14:13
Не надо идеализировать СССР. Да, грамоте были обучены все, но читали по-настоящему немногие.
И тогда и сейчас чтение - удел меньшинства.
Это и по БК заметно, что кое-кто "чукча-не-читатель".
Сообщить модератору
Dimusik
+1 #9 Dimusik (c нами очень давно)02.11.2015 11:39
"Мы не рабы, рабы - НЕМЫ" Лозунг был такой.
Сообщить модератору
merilin
#8 merilin (c нами с 02.11.2015)02.11.2015 10:41
Хорошая тема, но не понятно для кого автор ее писал?!То есть, какова цель? Может поднимая такой вопрос надо быть чуть-чуть попроще?
Сообщить модератору
Igor-Titov-vkontakte
#7 Igor-Titov-vkontakte (c нами с 13.10.2014)01.11.2015 22:16
Тяжеловато изложенно, но вывод верен redface

В принципе, что читать каждый решает сам. ЗЫ счётчик просмотров тут и тут tv29.ru/.../...
Сообщить модератору
Galina-Krasnova-vkontakte
#6 Galina-Krasnova-vkontakte (c нами с 15.10.2014)01.11.2015 19:59
Цитирую Kook - Kook :
болт
Исхожу из того, что всё что делается во вред России, делается во благо америкосов. Пустить под откос всё чем гордились - образование, культуру....?! ...причём тут ВВП?,... ельцын, горбачёв с гайдарами да чубайсами и борька немцов тама засветился, а ты гришь назовите либералов, вот они засланцы.

И сейчас черви окопавшиеся там заняты только вредительством.граждане лучшие министры экономики и финансов Кудрин и Набеулина как то всё выворачивают не в ту сторону. всё у них как то получается в интересах наших вечных предполагаемых противников.
Сообщить модератору
steed
+1 #5 steed (c нами очень давно)01.11.2015 19:59
Цитирую homosapiens - Robinson :
... честно пытался, но не смог дочитать до конца ... Рудалев - не мой автор ...

дак андрюша страдает по тому чего в силу возраста не знает. wink
Сообщить модератору
Kook
+2 #4 Kook (c нами очень давно)01.11.2015 19:05
болт
Исхожу из того, что всё что делается во вред России, делается во благо америкосов. Пустить под откос всё чем гордились - образование, культуру....?! ...причём тут ВВП?,... ельцын, горбачёв с гайдарами да чубайсами и борька немцов тама засветился, а ты гришь назовите либералов, вот они засланцы.
Сообщить модератору
homosapiens
+3 #3 homosapiens (c нами с 30.08.2015)01.11.2015 17:58
... честно пытался, но не смог дочитать до конца ... Рудалев - не мой автор ...
Сообщить модератору
bolt
+3 #2 bolt (c нами очень давно)01.11.2015 17:46
Чтение это определенный символ культуры нации.Читали чтоб быть умным или быть похожим на умника в шляпе),а сейчас купил диплом и в дамки.
"Сейчас либеральные реформаторы .."-ну назовите хоть одного либерала...это как раз путинские контреволюционеры-консерваторы творят непопулярные для народа реформы,вроде т.Мединского с его лишней хромасомой для русского народа.А даунам при нефтепроводах культура и чтения не нужны,баланда,дешевого чтива под пивасик,телевизор с порнушкой и хватит....
Сообщить модератору
Natalia
+2 #1 Natalia (c нами очень давно)01.11.2015 17:19
Вкладывайте в интеллект-этот капитал никогда не обесценится и никто не сможет его забрать. В мире идиотов — это самый ценный товар.
Сообщить модератору

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий.

"Северодвинский Дворец молодежи ("Строитель")" ИНН 2902033336 ERID: 2SDnjcnH4Fz
"Северодвинский Дворец молодежи ("Строитель")" ИНН 2902033336 ERID: 2SDnjcnH4Fz
СРО "СОЮЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ" ИНН 2901184879 ERID: Pb3XmBtzt7q4sHyKrv4cTbK35V11G6eatJFG3v6
СРО "СОЮЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ" ИНН 2901184879 ERID: Pb3XmBtzt7q4sHyKrv4cTbK35V11G6eatJFG3v6
ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjbxdwzq
ООО "Тревел Консалтинг" ИНН 2902086955 ERID: 2SDnjbxdwzq
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjccruXn
СМУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ИНН 2902012819 ERID: 2SDnjccruXn


Редакция:  +7 (939) 799-73-44

8 (8184) 54-93-02

Срочный вызов:                      

+7 (939) 799-73-44

E-mail:   maya@tv29.ru
 

Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г.
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru
18+