- 21 марта 2012 года был подписан указ Президента РФ о включении ОАО «Северный Рейд» в ОАО «Концерн «Океанприбор» путем передачи 100 % минус одна акция в уставный капитал ОАО «Концерн «Океанприбор», но все предприятия, которые указаны в Указе кроме ОАО «Северный Рейд» и НПП «Радуга» уже юридически входят в ОАО «Концерн «Океанприбор». Согласно п.2 Указа процесс вхождения юридически и технически займет примерно год.
Завод «Полярная звезда» также есть в этом Указе, но все мы знаем, что «Полярная звезда» банкрот с 2004 года. Численный состав работников предприятия примерно 4-5 человек.
Естественно оглядываясь на судьбу «Полярной звезды», мы не хотим такой же участи для ОАО «Северный Рейд». Но методы нынешнего руководства ОАО «Северный Рейд», заставляют задуматься.
Хотелось бы сказать несколько слов о «просчетах» предыдущих руководителей, одним из которых являлся, в период с 2009-2010 годов Николай Пашков – нынешний Первый заместитель Генерального директора ОАО «Северный Рейд».
За период его руководства численность работников предприятия сократилась с уровня 1700 человек примерно до 950. Так же была проведена так называемая «оптимизация» производства, в результате которой некоторые подразделения были либо ликвидированы полностью, либо приведены в неработоспособное состояние, в частности: стекольное производство, деревообрабатывающее производство. Несмотря на это были получены кредиты от банков дополнительно на сумму примерно 100 млн. руб. Кроме того одним из его первых шагов стало подписание мирового соглашения с ОАО «Концерн «Океанприбор», в результате чего были списаны долги перед ОАО «Северный Рейд» на сумму примерно 200 – 250 млн. руб. за выполненные работы, подтвержденные судебными решениями. В этот период, за 18 месяцев, на предприятии существовало 19 структур управления, отсутствовала стабильность в коллективе, происходила кадровая «чехарда».
Я был назначен на должность генерального директора 4 апреля 2011 года.
Когда я занимал должность генерального директора, продолжались работы по ремонту заказов второго поколения, велись работы по всем направлениям деятельности «Северного Рейда»: от общего объема заказов в апреле 2011 года гидроакустика составляла – 53 %, навигация – 32 %, автоматика – 10 %, прочее – 5 %. По состоянию на 01.01.2012 года соотношение изменилось, работы по гидроакустике стали составлять 47 %, навигации – 32 %, автоматике – 14%, прочее – 7 %. Во многом эти работы продолжаются и сейчас, работники предприятия продолжают выполнять работы по всем видам деятельности предприятия на 379 и 385 заказах, проходящих ремонт на ОАО «ЦС «Звездочка».
Для сравнения портфель заказов на конец 2010 г. составлял примерно 600 млн. рублей, на начало 2012 г. примерно 1,8 млрд. рублей (без учета пересмотра цен), исходя из этого имелась реальная возможность погасить все кредиты в течение 1,5-2 лет.
2011 год выдался непростым для многих предприятий города в связи с отсутствием утвержденного ГОЗ (государственный оборонный заказ), вплоть до сентября-октября 2011 года, в результате сроки сдачи заказов были перенесены, а как следствие снизился товарный выпуск, в том числе и ОАО «Северный Рейд». Кроме этого работниками предприятия проводились работы по освидетельствованию систем и механизмов заказов третьего поколения, проходящих ремонт на ОАО «ЦС «Звездочка». При этом глубокая модернизация предусмотрена только на заказе зав. № 832.
Хотелось бы сказать несколько слов о кооперации ОАО «Севернный Рейд» с предприятиями ОАО «Концерн «Океанприбор». За период 2010-2011 г. ими была заказана продукции на ОАО «Северный Рейд» на сумму примерно 30 млн. рублей. За тот же период ОАО «Концерн «Океанприбор» выполнял и продолжает выполнять работы по договорам с ОАО «Северный Рейд» в интересах заказов ОАО «ЦС «Звездочка» на сумму примерно 100-110 млн. руб.
К работам на заказах, стоящихся на ОАО «ПО «Севмаш» за последние 2 года официально ОАО «Северный Рейд» не привлекалось, то есть отсутствовали договорные отношения. В то же время работники предприятия неоднократно привлекались для выполнения работ на этих заказах под «флагом» ОАО «Концерн «Океанприбор» на заказах зав. № 202, 161.
По моему мнению, банкротство «Северного Рейда» преднамеренное. В период руководства мне неоднократно поступали предложения о банкротстве предприятия.
На банкротство «Северного Рейда» подала в итоге «Полярная звезда», что тем более непонятно, ведь согласно указу Президента от 21 марта 2012 г. оба эти предприятия должны войти в ОАО «Концерн «Океанприбор». Выводы напрашиваются сами собой. Все это затеяно только для возможности получения государственной поддержки, но кто ее получит, и что из нее достанется предприятию?
Безусловно, у ОАО «Северный Рейд» есть ряд проблем, которые необходимо решать, например, отсутствие собственного проектирования, что означает полную зависимость от разработчиков, но это не означает, что предприятие неконкурентоспособно и несостоятельно.
Массовые сокращения, которые проводит нынешнее руководство в стремлении оптимизировать производство в пределах нашего города неразумны.
Ведь 90 уволенных человек - это 90 семей Северодвинска, которые останутся без работы и дохода. Я в свою очередь, полагаю, что 90 уволенных и сокращенных человек - это не предел, нынешнее руководство будет продолжать сокращать работников.
Кредитный портфель, то есть долги перед банковскими структурами сложились не за один год, одной из основных причин этого явилось то, что в период с 2009 по 2011 год выполнялись работы на заказах ОАО «ЦС «Звездочка» по договорам заключенным в условиях 2006 – 2007 годов, пересмотра цен не производилось, а инфляцию, как известно никто не отменял. В результате за этот период предприятие вынуждено было работать себе в убыток.
В настоящее время по части договоров цены были пересмотрены и согласованы, при этом увеличение составило примерно 300 млн. руб.- это работа была начата в мае 2011 года. Тем более, что до того момента как с меня сняли полномочия генерального директора, мной был сформирован портфель заказов, который позволяет относительно спокойно работать предприятию два года – загрузка уже была и пока есть.
По поводу примера с Таганрогский заводом «Прибой» в сравнении с ОАО «Северный Рейд» можно сказать следующее. Завод «Полярная Звезда» (нынешний ОАО «Северный Рейд») строился с учетом того, что на нем должно было работать примерно 3000 человек. В настоящее время на предприятии работает примерно 900 человек, то есть 1/3. Да, на предприятии есть избыточные производственные площади, но отключение отопления и прочих коммуникаций даже на одну зиму приведет к необратимым последствиям. В Таганроге, видимо, это сделать несколько проще в силу хотя бы географических различий. В настоящее время на Таганрогском заводе «Прибой» осталось работать примерно 200-300 человек. Возможно, такая же участь ждет и ОАО «Северный Рейд».
Так планомерно происходит уничтожение предприятия. В результате в выигрыше остаётся монополист - концерн «Океанприбор» в СПб, который получил в собственность движимое и недвижимое имущество предприятия и теперь его ликвидирует, как конкурента в оборонном комплексе. В проигравших остаётся государство и жители Северодвинска.
Михаил Телицын
Постоянный адрес фото: http://sevreid.ru/datas/images/telicin.jpg
|